5:12 AM Солнце в ладонях. Часть вторая. |
Акварели
Где-то иволга плачет в дупле, Надрываясь, грохочут грозы, Тихо песню качает в седле…» Время мчалось с бешенной скоростью, но Первая Судьба терпеливо поджидала будущего художника. Уже тогда он много читал о живописи, но не рисовал: брать в руки кисть боялся. Большее, на что отваживался, делать наброски карандашом. Как-то во время отдыха в санатории «Турксиб» Юрий Самуилович познакомился с архитектором – Виктором Ткачевым. Тот приехал с этюдником и во время отдыха писал небольшие симпатичные этюды. Жили они в одной комнате, и однажды Виктор предложил: «Что ты все время ходишь с блокнотом? Я дам тебе бумагу, краски и кисти, мы сядем над обрывом, чтобы нам никто не мешал, рисуй!» Юрий начал рисовать и понял, что не умеет абсолютно ничего. Акварель, объяснил он мне, самая сложная живописная техника. Она не терпит исправлений, надо работать быстро, на одном дыхании. Но вера в то, что если он захочет, рисовать научится, появилась. Приехал домой, купил краски, кисти, выписал десятитомник «Школа изобразительного искусства» и начал самообразовываться. Кто-то из великих сказал, что самая лучшая форма образования – самообразование. Ты знаешь, что тебе надо и к этому стремишься. Год я не показывал свои работы никому, кроме домашних. Мои первые критики и зрители, кстати, помогают мне и по сей день. Через год в одном из кинотеатров Ю. Шнейдерман сделал свою первую выставку. Ему уже исполнилось 38 лет. По тем временам выставка имела большой успех, о ней написала местная пресса, и Юрий Самуилович вдохновился еще больше. Он искал и находил учителей. Абрама Марковича Черкасского, Ивана Яковлевича Стадничука, Уке Ажиевича Ажиева, Сахе Романова, Андрея Андреевича Дячкина, Валентина Иосифовича Антощенко-Оленева. Тренировал память. Объездил почти весь Советский Союз. Был в Прибалтике, на Украине, в центральной и северной частях России, на Северном Кавказе, в странах Восточной Европы. Мне достаточно увидеть слайд или фотографию, и я уже могу себе представить ту обстановку, начать работать. У меня есть серия «Прибалтика». Это, в основном, крыши – Риги, Таллинна. Как-то у нас были литовцы, я думал, что они у меня купят наши алматинские пейзажи, а они приобрели прибалтийскую серию. Я у Айвазовского научился работать быстро, на одном дыхании, много. Я и сейчас не выхожу из дома, пока я закончу акварель. Утром рано встал, позавтракал и начинаю работать. Законченных работ у меня сейчас перевалило за 6 тысяч, я не считаю набросков. 15-20 акварелей в месяц, считаю, это очень хорошо. Однажды писательница из Израиля, которая побывала на выставке Юрия Самуиловича, сказала: «Когда я посмотрела вашу выставку, решила, что все картины написаны молодым человеком. Такое все яркое, светлое, жизнерадостное, ничего мрачного». А один друг Юрия Самуиловича написал в книге отзывов: «Браво, свежо. Ты что, влюбился?» Не нужны высокие речи. Ведь жизнь хороша так, ребята, И вечна как путь этот Млечный. Методистом тогда была Марышева, она и сейчас жива-здорова, у нее собственный художественный салончик. Она ездила по области - а в каждом районе тогда был дом культуры - проводила работу на месте. С самодеятельными художниками работали тогда искусствоведы Э. А. Рассохина – редактор Алма-Атинского журнала мод, Н. А. Полонская – у нее сейчас тоже художественный салон. Самыми активными были художники из Капчагая и Талгара, художники из глубинки приезжали в город со своими работами. Юрий Самуилович запомнил учителя Д. Авильбекова из Илийского района, М. Магамедова из Чилика, К. Карташеву из Талгара. Но к 1993 году область, увы, отделилась от города, и Межсоюзный дом народного творчества был ликвидирован. В.И. Немирович-Данченко когда-то сказал: «Счастлив тот человек, который занимается любимым делом. Эссе «Откровение, или три встречи с Айвазовским», я начинаю словами Довженко: «Один смотрит вниз и видит лужу, а другой видит звезды, отраженные в ней». Мне в жизни, наверное, повезло. Меня всегда удовлетворяло то занятие, которым я занимался в жизни. Думаю, все это происходило от того, что меня неизменно окружали хорошие люди. Я с ними постоянно контактировал, они мне помогали. Я терпеть не мог подлости, предательства, подобные люди это чувствовали и со мной не сходились. Я на каждом этапе любил жизнь, которая у меня складывалась. Поэтому, считаю, жизнь прожита не зря. Песни
Да про то, как нас ждали родные края, Про ушедших друзей, про погибших товарищей Пой мне песню, Гитара - подруга моя. Талантливые люди, как правило, талантливы многогранно. В подавляющем большинстве стихотворения, опубликованные в книге «Акварель и гитара», посвящены поколению Ю. Шнейдермана, тем, кого он помнит и любит. …Со своей Третьей судьбой - песнями - Юрий Самуилович встретился в конце 40-х годов. Тогда он успешно сотрудничал в газете «Пограничник Казахстана» и сочинял песни, которые называл балладами. Они посвящались конкретным людям – героям пограничникам. Историю одной баллады Юрий Самуилович мне рассказал. В начале 50-х годов в одном из журналов он нашел обрывок стихотворения: «Годы прошли, забывается юность, Мокнет в бору опустевшая хата, Где вы, друзья, отзовитесь, прошу вас, Хоть на денек соберемся, ребята». Автора не было, и Юрий рискнул сочинить продолжение. Так возникла песня. Друзьям она понравилась, ее пели, но в сборник Юрий Самуилович ее решил все же не включать – одно четверостишие чужое. На сегодняшний день у Шнейдермана около 300 песен. В общем же, отношения с музыкой складывались у него довольно любопытно. У десятилетнего Юры музыкальный слух был врожденный, и его отдали учиться на скрипке. Куда еще можно было отдать типичного одесского мальчика? (Семья жила некоторое время жила в Одессе). Занимался он по классу Столярского, но особого рвения не проявлял, зачастую занятия прогуливал и вместо уроков музыки катался на фуникулерчике по Потемкинской лестнице. В свое время специалист по вокалу обнаружил у него небольшой, но приятный баритон. Когда учились в Касимове, в училище, я был запевалой роты. Там улицы старые, узкие, как звучала песня! Но свое главное призвание как певец и музыкант Юрий Самуилович нашел в кругу друзей. На гитаре я не играю. Посмотрите, у меня пальцы короткие, да еще вот этот палец – покореженный на фронте - не прижимает струну. Я только четырьмя пальцами могу работать. Знаю несколько аккордов и ими сопровождаю песню. Научился этому у Булата Окуджавы. Аудитория всегда это воспринимает очень хорошо. Песни у меня появляются только по очень большому вдохновению. Может быть год без единой строки, а потом вдруг что-то найдет, и песня рождается моментально, вместе с мелодией. Мои песни с точки зрения высокой поэзии, наверное, не совершенны, я не поэт и не буду сопротивляться, если кто-то это мне скажет. А вот если скажут, что мои акварели несовершенны, тут я обижусь, буду спорить и доказывать обратное. Но если мои песни трогают за душу людей, если им хочется их слушать, они просят их повторить, значит, сочиняю я их не зря. Я очень люблю это поколение людей – фронтовиков. Среди них много людей добрых, искренних, светлых. Такой и наш герой. Сегодняшний мир стал жестче, в нем не много осталось места лирике и сантиментам, торжествуют прагматизм, расчет, хитрость… «За туманом и за запахом тайги» мы отправлялись в той нашей большой стране. Возможно, нынешние поколения материально и будут лучше нас – они всегда смогут купить модную шмутку и кусок колбасы, но что-то в их жизни – наив, вера в коллективизм, бессребреничество - будет безвозвратно утеряно. И лично мне от этого грустно… - Всю жизнь меня куда-то манит, - сказал в заключение Юрий Самуилович. Я сегодня, если бы здоровье позволяло, куда-нибудь отправился. Наверное, это мое кредо: жить в пути. Нас тревожат опять закаты, И дороги нас вновь зовут, И опять мы с тобой, как солдаты, Мы готовы отправиться в путь. Акварелистые туманы, И пахучий ольховый край, Дым костров нас зовет и манит, Манит зов журавлиных стай. |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|