5:21 AM Почему я ушла из школы |
Читателем Елена ( helena58@mail.ru ) был введен следующий текст сообщения: Уважаемая Людмила !Получаю Вашу рассылку, но ни разу не писала - это правда, поэтому то, что Вы посетовали на молчание подписчиков рассылки мне понятно. Без обратной связи всегда трудно ориентироваться. Вы спросили, в чём дело. Рискну предположить, что ваша рассылка задумывалась, как позитив, моральная помощь единомышленникам в образовательном пространстве. Это всё здорово. Но в современном образовании невероятное количество проблем. И дело не в том, что они есть, любая развивающаяся система предполагает наличие проблем, а дело в том, что эти проблемы становятся фигурами умолчания. Всем предложено без возражений шагать в сторону мировых образовательных стандартов, но почему оттуда берутся только схемы и совсем не принимается во внимание механизм, обеспечивающий реализацию этих самых мировых образовательных стандартов ? Меня зовут Елена. Я живу в Лисаковске ( Костанайская обл.).Окончила Московский историко- архивный институт. В системе образования отработала 23 года. Педагогическую деятельность начала в Лисаковском строительном техникуме преподавателем общественных дисциплин (преподавала ещё политэкономию !), потом, после закрытия техникума в самые тяжелые перестроечные годы, пошла в школу N 2 г. Лисаковска и 17 лет работала там, сначала учителем истории, а после получения второго, психологического образования. 11 лет работала школьным психологом. Почему все глаголы в прошедшем времени? Потому что я только что уволилась. Поверьте, у меня никогда не было проблем в общении с детьми. Вернее так: они, конечно, были, но всегда так или иначе разрешались. Если посмотреть мои адресные и телефонные книжки - половина записей приходится на адреса и телефоны выпускников, и это не просто цифры и буквы - это живая связь. Помню и люблю многих. И всегда внутренне признательна, когда читаю в очередном e- mail'е что-нибудь типа "любимая Еленочка Евгеньевна": Ушла, чтобы уйти. Шаг серьёзный - тылов у меня нет. Я сама должна быть тылом для мамы. Пока только в общем думаю, чем хотела бы заниматься. Но от школы устала. Невероятно устала от бессмысленности собственной деятельности. Знаете, даже хотела написать что-то типа открытого письма " Почему я ушла из школы?", но мне сказали, что едва ли не каждый год в нашей прессе публикуется очередное такое письмо - и что? "Народ безмолвствует", а чиновники от образования от радости потирают руки : всегда ведь приятно знать, что ты сильнее и вот ещё кто-то сдался. Вслед этому автору как правило летят обвинения в том, что он не толерантен, не компетентен, не технологичен, не инновационен и т.д. (список модного педслэнга продолжите сами ). Не понимаю, зачем современной школе психолог? Вся система - от учебников до стиля руководства - антипсихологична. И один психолог ничего не в силах изменить. Он может только прогнуться и стать писателем невероятного количества справок, которые в лучшем случае кто-нибудь прочтёт (и то вряд ли), но которые всё равно не будут "работать". Вот, кстати, факт - единичный ?- о количестве изводимой школой бумаги. После очередного бесполезного возмущения, что в школе элементарно нет бумаги для того, чтобы распечатать очередную порцию документов, завхоз сказала: «А что вы хотите? По- прежнему в бюджет школы закладываются средства на приобретение 70 кг бумаги, а она теперь заканчивается уже в феврале». Понимаю, это эмоции, это непродуктивно. Гораздо более серьёзными моментами считаю то, что, например, у нас стали требовать, чтобы в личных документах детей - то есть в открытом доступе - находилась психологическая характеристика. На том самом Западе, на который нас равняют, за это родители бы уже давно подали на школу в суд. Там для проведения психологической диагностики детей до 12 лет и любой формы работы с ними психолог должен иметь разрешение родителей, а дети после 12 лет сами решают, нужно ли им это. А у нас в любой ситуации стало модно не просто спросить: «А что думает психолог об этом?», а подчеркнуть, что вот- де и психолог есть и проблема есть - не дорабатываете, товарищ психолог, ай- яй-яй... У психолога в школе обязанностей едва ли меньше, чем у директора. Вот краткий перечень того, что с него спрашивают обязательно: - психологический климат в педколлективе, психологический климат в классных коллективах ; - психологическое просвещение педколлектива и родителей ; - адаптация первоклассников, пятиклассников, десятиклассников ; - психологическое сопровождение профориентации и профилизации ; - психологическое сопровождение эксперимента по введению 12 - летнего образования ; -психологическая подготовка к ЕНТ ; - работа с одарёнными детьми ; - работа с детьми, имеющими проблемы в учёбе; - работа с детьми ЗПР ( с психолога требуют составлять индивидуальные программы на каждого ребёнка, дважды в неделю проводить индивидуальные или групповые коррекционные занятия ); - работа с девиантными детьми ; - профилактика СПИДа, вредных привычек, религиозного экстремизма, суицида. При этом своя администрация прекрасно понимая, что всё в равной степени выполнить невозможно, и зная мои способности и возможности, что-то и спрашивает формально на уровне отписок ( как жалко тратить на них время !), а уж если вдруг упала на голову какая- нибудь проверка, то всё зависит от того, что захотят спросить с тебя проверяющие. Вот самая последняя ситуация была связана с визитом работников ПМПК, которые потребовали предъявить им программы индивидуальных занятий с детьми ЗПР. Когда я сказала, что я не логопед и не дефектолог и просто не знаю, как должны выглядеть эти программы, мне пренебрежительно ответили что-то про некомпетентность (см. выше педслэнг): Сейчас у нас в школе только три экспериментальных класса. Все три года я пишу в своих справках на основе диагностик, что шестилетние дети не готовы к школьному обучению, что ведущей деятельностью ребёнка- шестилетки является игра. Это не мои открытия, это хорошо известно после провалившегося эксперимента конца 70-х - начала 80-х годов прошлого века. Но кто серьёзно воспринимает эти справки ? Сказано: тема обсуждению не подлежит. Всё решено. Да, на Западе в некоторых странах дети, может и идут в школу в возрасте 6 лет, но ведь организация процесса обучения там иная и никакой жёсткой программы, требующей определённых ЗУНов в конкретные сроки там нет. Мне страшно за детей, которые через год, в 10 лет, перейдут в 5 класс. Бедные дети! Ибо после игр с цифрами остановились на привычной схеме 4- 6- 2, а ведь начальная школа в США, Японии, Израиле, Южной Корее - 6 лет! Но нет, нам нужно быть впереди планеты всей и заставить подчиниться законы психологии чиновникам из министерств а образования. А для работы у меня не было даже просто нормального кабинета. Мне говорят, что я должна понимать, что задача обеспечить по максимуму возможность учиться в первую смену важнее, чем кабинет психолога. За 11 лет школа не купила ни единой книги по психологии, ни единого диагностического набора, ни одного комплекта развивающих игр и т.д.- и всё объясняется тем, что таких статей расходов в школьном бюджете просто нет. В последние три года я работа в одном кабинете с социальным педагогом. У нас с ней прекрасные отношения, но в этом кабинете проходят заседания по профилактике правонарушений, сюда "трудных" приглашают на беседы с инспектором, поэтому вопрос на засыпку : кто пойдёт в этот кабинет просто побеседовать с психологом ? Удивляюсь, что всё -таки приходили. Но, конечно, те, для кого встреча с инспектором не актуальна: Затянулись мои излияния. А я ещё и пары слов не сказала про так называемую профилизацию и про ЕНТ. И не буду. Зачем? Как трудно быть учителем! Кстати, уже давно диагностика профориентационная показывает, что профессию учителя не выбирает никто! Нынешние дети ещё уважают отдельных учителей, но сам род занятий, общественную значимость профессии учителя они не ценят. А как иначе, если заверения общества на счёт уважения учителей и их труда насквозь лицемерны И если случай всё-таки занесёт кого-то в педвуз ( там самые низкие проходные баллы для обучения на гранты ), то до школы тот случай не донесёт всё равно: Спасибо, если у Вас хватило терпения дочитать до конца. Даже, если только до половины. Надеюсь, что это только мой частный случай такой трудный, а в целом ситуация в образовании внушает скорее оптимизм, чем пессимизм: Всего Вам доброго! Елена. |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|