В 2008 году учителей РФ ждут перемены. Приоритетный национальный проект «Образование» пополнится новым направлением – повышение квалификации учителей. Об этом сообщил замминистра образования и науки РФ Исаак Калина. По словам директора департамента образовательной политики Минобразнауки РФ Игоря Реморенко, благодаря новому направлению будут профинансированы стажировки для повышения квалификации учителей. Отправлять на курсы будут педагогов теперь не по одному, а целыми командами. В общем, понимая, что одними интерактивными досками и прочими технологическими новинками в образовании не обойтись, правительство решило радикально взяться за учительство. Переобучать педагогические коллективы с директоров школ. По сообщению ректора Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Эдуарда Никитина, в самое ближайшее время в академии начнут обучение 25 тыс. директоров школ, а с 2008 года к программе повышения квалификации присоединятся еще 25 тыс. человек. Учить директоров будут онлайн и при помощи тьюторов. «Впервые в этом году были подготовлены 800 тьюторов, которые смогут обучать директоров по 12 разработанным модулям», – рассказал Никитин. По окончании каждого курса директор получит свидетельство о прохождении обучения по управлению определенными инновационными программами, а по окончании учебы – диплом менеджера. Директора узнают много нового. Например, как внедрить новую отраслевую оплату труда или как привлечь дополнительные средства в школу и другие новшества. Новая система оплаты труда может стать головной болью для некоторых учителей. Предполагается, что система аттестации, да и сама новая система оплаты труда будут устроены таким образом, что, если учитель захочет зарабатывать, он просто вынужден будет заняться повышением собственной квалификации. По мнению члена Общественной палаты Александра Адамского, не всякий директор осмелится провести анализ результативности учительской деятельности вместе с администрацией школы, профсоюзным комитетом и советом школы. Тем не менее, делать ему это придется, причем в самое ближайшее время. Чтобы поощрить хороших коллег и освободить школу от плохих педагогов. Теперь каждый учитель обязан будет иметь при себе портфолио и оценку своей работы родительским и ученическим сообществом. Составлением рейтинга учителей займется уже обученный новым технологиям директор школы. Благодаря столь дифференцированному подходу в оценке труда педагогов некоторые учителя смогут в итоге прилично зарабатывать. По Предварительным прогнозам, чуть ли не в три раза больше, чем зарабатывали ранее. «Введение новой оплаты труда невозможно без увеличения фонда оплаты труда», – считает Александр Адамский. Кое-где губернаторы сами увеличили финансирование, но есть ведь и дотационные регионы. Как обмолвился недавно замминистра образования Исаак Калина, «если весь коллектив школы будет работать качественно, родители будут молиться на учителей. В случае если таких школ окажется большинство, то будут выделены дополнительные средства из бюджета». Итак, можно готовиться к тому, что у нас появятся три категории педагогов – хорошие, которые станут получать в два раза больше, средние педагоги и учителя и получающие базовый оклад. Первыми на новую оплату труда перешли регионы – победители нацпроекта. Но сегодня многие другие области стали добровольно пробовать ее. Причем не только в школах, но и в вузах, ПТУ и даже детсадах. По словам Александра Адамского, «изначально не планировалось вводить новую систему оплаты труда в другие типы образовательных учреждений. Этот процесс пошел сам собой, что говорит об эффективности новшества». Теперь остается призадуматься, а что делать населению с тремя «сортами» учителей? Как сказал нам Исаак Калина, «население уже стало активно требовать создания современных условий обучения: от нормальных бытовых условий до новых технологий, а также нормальной среды, способствующей полноценному продуктивному общению между школьниками. Зная о приличных условиях образования в соседних школах, школах других городов и иных населенных пунктов, родители начинают требовать того же и для своих детей». В каждой школе есть педагоги, к которым родители стремятся отдать своих детей, и есть балласт. Пусть балласт подтягивается или уходит, придут лучшие. А теперь – о рисках. Представьте себе школу, в которой один учитель получает 3 тыс. руб., а другой – 30. Ведут они одинаковое количество уроков. Напряженность в педагогической среде в связи с этим вполне даже возможна. Как сказал Исаак Калина, напряженность здесь в другом: общество видит неоднородность педагогического состава в школе. И не понимает, почему плохие и хорошие учителя получают одну и ту же зарплату. Но ведь распределение может пойти уже по ранее пройденной схеме – «по своим», например. Все будет зависеть от прозрачности схемы распределения финансов в школе, уверен Калина. Есть, конечно, риск, что профессиональное педагогическое сообщество не доверит оценку своего труда общественности. И общественное участие станет формальным. И если этим «осчастливили сверху, то, естественно, будет сопротивление», но школам надо стремиться к союзу, к сотрудничеству с родителями. Плоды сотрудничества мы увидим совсем скоро. ng.ru.
|