Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Дневник

Главная » 2007 » Декабрь » 2 » Я вновь повсречалась с надеждой...
2:37 AM
Я вновь повсречалась с надеждой...
И. К. Коркина, 
учитель русского языка и литературы ЛГ № 35
Я стою у развалин педагогического училища. Легкий июльский ветерок слегка колышет буйно разросшуюся среди камней полынь, зияют пустые глазницы окон. Уцелела одна стена с проржавевшей металлической табличкой «Улица Панфилова, дом 9».
Я прощаюсь с этим уголком земли, где была счастлива, где так сладостно было ранним утром вбежать на второй этаж, распахнуть окно в родном кабинете, слышать привычное ворчание вахтера Тамары Митрофановны: «И что не спится? Семь утра!»
Устремляясь в прошлое, глядя на себя, коллег и учеников как бы со стороны, через дела, мысли и мечтания давно ушедшего, растворившегося во времени, я соединяю длинной цепью сегодняшний день школы и день будущий, грядущий...
Не устану благодарить судьбу за то, что даже в трудные для страны годы, в минуты разочарований, горя, смятения и измотанности физической и душевной, я входила в класс, вела урок в шубе и варежках, проверяла работы карандашом и не выпускала мела из замерзших пальцев (температура в классе опускалась до -10 градусов).
Кстати, почти все мои выпускницы остались верны школе, тому вечному «прибою звонков», тем мальчикам и девочкам, входившим под школьные своды застенчиво и робко, слушавшим жадно и внимательно, запоминавшим своих первых учителей благодарно и навсегда, как запомнили и мы свою первую учительницу, свой первый урок, свою первую любовь. И длинные школьные коридоры, по ним так дружно топали наши маленькие ножки!
Мне повезло. В жизни, начиная от детского сада и до университетской скамьи, встречались прекрасные люди – учителя, повлиявшие на выбор профессии, высокообразованные, умные, интеллигентные, добрые и порядочные. Они могли пробудить в ребенке талант и просто желание радостно делиться своим теплом и счастьем.
Они обладали думающим сердцем, в него вмещались наши светлые мгновения, сомнения и беды, удачи и трагедии.
В школу будущего я взяла бы Халаби Мухитовича Сайкиева, профессора, фронтовика, великого учителя. «Что ты плачешь из-за четверки, Ира? Я шесть лет был на фронте и остался жив! И человека воспринимаю открыто и прямо во всем!»
Мария Денисовна Стародубова, Иосиф Наумович Гринберг, Маргарита Михайловна Крошнева, Бигайша Фаткулиновна Сарсекеновна, Виктор Петрович Безруков - это они, комсомольцы сороковых, учили воспитанников любить Родину, быть хорошими сыновьями и дочерьми, быть гражданами в самом прекрасном смысле этого слова. Они всегда были рядом с учениками: на уроках, на пришкольном участке, ночью поднимались на чердак и рассматривали в телескоп звездное небо, объясняя нам тайны Вселенной; в загородном летнем лагере, на вечерней поверке, взволнованно и звонко, разом помолодев, распевали вместе с нами:
...Встань пораньше,
Встань пораньше,
Встань пораньше...
Только утро замаячит у ворот,
Ты увидишь, ты увидишь,
Как веселый барабанщик
В руки палочки кленовые берет...
Я боюсь обжигающих сердце формулировок, но в завтрашней школе судьбоносной страничкой должна стать нравственность. Нравственная личность учителя. Нравственная личность ученика.
Когда я приехала в Омск работать и мне негде было жить, директор школы Федор Федорович Мудриченко и его жена Юлия Ивановна поселили меня у себя, сразу решив все проблемы. И в их большой семье (трое детей и трое взрослых) я не чувствовала себя посторонней: вела уроки у Лены, старшей, в десятом классе, у Олеси – в пятом, приходила на мероприятия в первый класс, к Грише. Однажды на уроке в пятом классе Саша Хабаров, раскачиваясь на стуле, упал и ударился лбом о батарею отопления. Мгновенно возникла огромная фиолетовая шишка. Дети сами делали мальчику примочки, притащили пряников, кто-то положил ему в руку рубль – немыслимые деньги! Мать – пьяница, никогда ранее не заглядывавшая в школу, объявилась тут же и стала требовать наказания для учителя. Твердое, честное и прямое слово директора все расставило по своим местам.
... В своих мечтах я вижу школу такой, как в моем детстве, когда она была единым комплексом: детский сад - школа - профессиональная школа. Из детского сада (а у нас там были специальные занятия по обучению грамоте, счету, рисованию, музыке) нас провожали торжественно, вручали каждому портфель со всеми принадлежностями, коробку конфет и букет цветов. Всей группой мы пришли в первый класс и проучились десять лет вместе:
Лебединая песня – последний звонок,
Много лет – и совсем нет похожих,
Десять лет – как гигантский
счастливый прыжок,
И чем ближе конец, тем тревожней...
Все не верилось нам,
что однажды весной
Провожать будут нас, повзрослевших,
Что придется оставить себя за стеной
И уйти под звонок одуревший...
Все не верилось нам, что быть
 вместе – не век,
Вместо «есть» скоро
скажем мы «было»,–
И учитель, знакомый, родной человек,  ,
Не откроет журнал торопливо.
Писала я в день окончания школы.
Хочу, чтобы в школе появилось музыкальное отделение, потому что немыслим человек будущего без высокой культуры души, без понимания силы Баха и Моцарта, Жубанова и Курмангазы, Вагнера и Чайковского. Пусть музыка вызывает у юных и ошалелый восторг, и слезный спазм, и дрожь перед чем-то непроизносимо великим...
(Я помню те мгновения совершенного восторга, когда трехлетней девочкой вместе с другими входила под музыку в зал и мне так хотелось дотянуться рукой до голубой клавиши черного пианино. Во втором классе мне купили «Реиюу», одна из клавиш тоже была голубой).
Мне хочется, чтобы у школы будущего было «не женское лицо», чтобы благоговейная тишина стояла в классе, где учитель глуховатым баском читает Ауэзова и Маяковского, Жумабаева, Чехова, Блока... И пусть это будет учитель - комментатор, толкователь, исследователь, владеющий жестом, интонацией. Полетом фантазии, мимолетным движением души, ясностью помыслов, поступков ежеминутно доказывает он, что учителю и школе – быть!
...Несколько лет назад я встретила свою выпускницу – молодую и талантливую учительницу - за прилавком:
–  Оленька, а как же Блок?
–  Ирина Койшигуловна, какие Блоки, я сметаной торгую... Оленька Изергина, думающий педагог, организатор детских игр, пишущая сценарии утренников и вечеров... Моя надежда и гордость... Где ты сейчас? Если бы ты знала, как нужны школе «твои руки, твои песенки, твои вечные глаза»!
Я страстно, как голодный о хлебе, мечтаю, что в школе грядущего будут уроки Высокой Духовности – синтез истории мировых религий и искусства. Учитель (священник, художник, скульптор) сможет объяснить нашим пресыщенным и перекормленным детям, отчего влажнеют глаза и учащенно бьется сердце при виде картин Тициана, Веронезе, Джорджоне и Тинторетто, где руки венецианцев не менее выразительны, чем лица. Они восклицают, умоляют, спрашивают, требуют, гневаются и ликуют, возносят кверху молитвы.
Да, я учитель, я живу уроками. Теми, что уже прошли, и другими, которые предстоят. Во мне живут и уроки несостоявшиеся, незавершенные сочинения, невыполненные обещания, разрушенные здания... Но я всегда жду Встречи. И счастлива оттого, что Встреча эта еще впереди – с новым, интересным, незабываемым. Пусть мне найдется место там!
...Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум,
Когда с приятельской беседы
возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Категория: Дневник учителя | Просмотров: 2541 | Добавил: collegy | Рейтинг: 3.4/7
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Все лучшее в душе осталось... [22]
Воспоминания о людях, которые встречались на моих журналистках дорогах.
Кабачок "13 табуреток" [25]
Поговорим "за жизнь"!
Любимые стихи [80]
Уважаемые коллеги! Давайте обмениваться здесь своими любимыми стихотворениями. Таким образом, мы составим общий альбом самых любимых стихотворений.
Из дальних странствий возвратясь [7]
Побывали в путешествии? расскажите всем!
Салон красоты [1]
Искусство стать красивым
Хочу поделиться... [53]
Дневник учителя [12]
В этой рубрике, дорогие коллеги, вы можете писать на все темы, которые вас волнуют, поделиться наболевшим.
Дневник Людмилы [31]
Дневник администратора сайта журналиста Людмилы Мананниковой.
Альманах "Синяя птица" [36]
Творчество педагогов и их воспитанников
Салют, пионерия! [4]
Вспомним наше пионерское детство. Альтернатива пионерии сегодня, на ваш взгляд.
Куда пойти учиться? [7]
Представляем вузы, колледжи, профессиональные школы, частные школы Казахстана.
Представляем членов редколлегии нашего журнала [9]
Разговор в учительской [40]
Этика профессии
Клуб любителей пословиц [101]
Школьные истории [4]
Вы работаете или учитесь в школе, и у вас есть интересная школьная история? Эта рубрика для вас. У вас есть интересное школьное воспоминание из детства? Это тоже для вас!
Не равнодушным к чужим проблемам [3]
Автор блога - Татьяна Цафт

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru