[KZ-today] Валентина Нечухранная , специально для Gazeta.kz "Кого можно считать умным. Того, кто стремится лишь к достижимой цели" - Фома Аквинский. Не знаю так это или нет, но желания, если не быть, то хотя бы казаться гением - для многих уже достаточно. Как-то в компании друзей наш общий знакомый психолог задала всем присутствующим один тест, суть которого заключалась в том, что нужно по вертикальной школе отметить на свое усмотрение уровень интеллекта наших детей. Без доли сомнения все поставили отметку выше средней. Оно и понятно: кто скажет, что его ребенок, даже если и учится на одни тройки - недоразвит умственно. Однако одним тестом мы не отделались. Ведь довод специалиста, что родители сквозь шоры любви не видят действительности, никого не порадовал, каждый хотел отстоять свое дитя. Одна семейная пара из нашей компании считала, что если ребенка растить как гения, он им и вырастет. На что все остальные разом буквально завалили их аргументами. Типа, да какие они у вас умные? Хоть и ходят на танцы, но танцевать-то не умеют… Другие делали акцент на привязанности ребенка к чтению, что в итоге тоже не увенчалось успехом. Так как остальная часть раззадоренной аудитории, заявила, что и здесь выходит перекос: такой ребенок, конечно, не невежда, но за то невежа - за чтением может забыть поздороваться с пришедшими гостями и т.д. К концу вечера многие охрипли, другие погрузились в раздумья. Но вопрос так и остался открытым: чей ребенок гениальней других и в чем она, эта гениальность проявляется? Вернувшись домой, где застала детей в более чем неприглядном виде, - я ничуть не расстроилась: пусть не самые одаренные, зато мои. И главное, чтобы не болели и выросли людьми, хорошо адаптирующимися в обществе. Разобравшись с детьми и озвучив пару не длинных нотаций, я решила позвонить нашему психологу, который так удачно подлив масло в огонь, затратил массу энергии, чтобы быстрее покинуть общество разъяренных родителей. Обменявшись парой-тройкой стандартных фраз, мы продолжили дискуссию. Расстроенный психолог начал рассказывать, чем на самом деле отличаются одаренные дети от обычных. Оказывается, они раньше других начинают накапливать и перерабатывать информацию. К тому же их самая сильная потребность - познание. Как правило, такой чудо-ребенок начинает испытывать сильную нужду в информации и при этом куда комфортнее себя ощущает в окружении стопок книг, нежели в песочнице. Сверхинтерес к информации и высокий уровень интеллекта не всегда сочетается с творческими способностями, что в будущем приводит к трудностям в самореализации. Однако нельзя сказать, что все вундеркинды одинаково развиты. Одни еще в детстве предпочитают сразу играть с несколькими игрушками, но иногда совершают резкие движения, сбивая случайно не только хрустальные вазы. Считается, что из них вырастают гениальные врачи, юристы, политики, одним словом гуманисты. Другие в детстве стараются управлять, чем или кем-либо, при этом стараются держаться в обществе обособленно. Но это им не мешает, ведь в работе дизайнера или архитектора их компанией будут скорее неодушевленные предметы. Есть и те, кто найдут ключик к любому человеку, поэтому они любимцы общества, ведь с каждым, как с другом могут найти общий язык. Кем они становятся в будущем сказать трудно, но разнорабочими им точно не ходить. И последние, хоть встречаются редко, но в любом деле ищут творческий подход, поэтому занимаются искусством. Ну, и, конечно, самый важный момент, который из-за горячих споров психолог просто не смог озвучить. Родители такого чуда природы наблюдают у дитя раннюю развитость, большой словарный запас не по годам, любознательность, но при этом легкую обучаемость. Как говорится, ребенок должен схватывать на лету, но и это не факт. Еще важно и признание обществом его гениальности. Некоторое время назад мой старший ребенок стал проявлять интерес к музыке, ходил к учителю, вечерами выполняя домашние задания, злил соседских собак. На мой родительский взгляд у него все прекрасно получается, но когда сын высказал мнение, что хочет всю жизнь заниматься только этим, я не обрадовалась. Не то чтобы я не верю в талант ребенка, просто хотелось быть уверенной, что потом он об этом не пожалеет. Поэтому я обратилась к профессионалам, а именно, пошла с сыном в школу-интернат для одаренных детей им. Куляш Байсеитовой. Несмотря на то, что мы уже по возрасту не подходили, так как в этой школе желательно учиться с 5 лет, нас все же прослушали профессиональные педагоги, которые каждый день работают с одаренными детьми. Как расстроился ребенок, когда ему (не я мама, а посторонние люди) сказали, что он может играть, но профессионалом высокого класса ему не быть, - рассказывать не стоит. Но зато я узнала, что помимо того, что существуют психологические особенности детей, которые иногда просто сбивают с толка родителей, есть еще и физические данные, без которых просто никуда. По словам Абдуллаева Окана Абдулаевича, заслуженного деятеля РК, директора Государственного Учреждения Республиканской средней специальной школы-интерната для одаренных детей им. Куляш Байсеитовой , важна координация рук, перепонки и гусиная кожа между пальцами - это мешает во время игры на музыкальных инструментах, поэтому ребенок не может развивать технику, так же огромное значение играет трудоспособность и здоровье. Хотя музыка лечит некоторые заболевания, например, у половины человечества при дыхании задействована только часть легких, а музыкант духовых инструментов использует легкие полностью. Этому не научит не один врач, только педагог духовых инструментов. При отборе учащихся проверяется, легко ли ребенку дается запоминание, к примеру, стихотворения, если обычному школьнику потребуется несколько часов, то музыканту значительно меньше времени, поэтому он может запомнить сонату Бетховена продолжительностью в 55 минут. Да и попасть в школу для одаренных детей не так просто. Для начала нужно пройти тестирование. Набор начинается с 5 лет, год дети ходят на занятия, потом происходит еще один отбор. Если ребенок проходит, то он начинает учиться музыке и общеобразовательным предметам. Так же смотрят, осознанно ли ребенок идет учиться, или, быть может, под давлением родителей. Ведь встречаются папы-мамы, которые просто хотят отправить чадо в престижную школу: обучение бесплатное, есть интернат, шестиразовое питание, вот и пытаются найти в ребенке того, чего может и не быть вовсе - талант. Читая новостные ленты, касающиеся развития образования в Казахстане, я прихожу к выводу, что сейчас уделяется большое внимание именно развитию одаренных детей, хотя их от общего количества школьников где-то всего 3%. Маловато, да. Но гениев и не должно быть много, иначе придется пересматривать критерии общечеловеческого интеллекта (лично мое мнение). Спустя некоторое время наш прошлый состав обидевшихся родителей снова встретился, правда, присоединился учитель физики, который узнав про наши споры, схватился за голову сообщил, что в их лицее вышло распоряжение создать отдельный класс одаренных детей. Многие обрадовались: ну это же хорошо! (Не иначе каждый вспомнил про своего умника). На что получили ответ, который и комментировать излишне: "А где взять? Их же единицы на тысячи"…
|