5:33 AM Эта старая новая Индия |
Людмила Мананникова
Итак, наш самолет приземлился в аэропорту города Дели. 5 часов лету из Ташкента, и мы – в Индии. Не веришь ни своим глазам, ни собственным ощущениям. В Москве дрожали от холода, здесь – лето. Часа два томимся в аэропорту – ждем гида. Находим. Выясняется: группу он потерял. Садимся в автобус. На неурядицы внимания особенно не обращаем. Что это по сравнению с тем, что мы – в Индии! Нас, группу журналистов из разных республик, обслуживает компания «Космополитан». Одна из крупнейших по работе с советскими туристами. Позднее нас пригласит в гости глава фирмы мистер Бхар, расскажет свою биографию. О том, что 25 лет он прослужил в армии, защищал своих сограждан, а потом подумал: будет лучше, если я займусь мирной профессией. И решил, что самая мирная профессия – это туризм. 45 дней в году он проводит в Советском Союзе, бывал во многих городах, в том числе — в Алма-Ате. Жил в гостинице «Отрар», и ему очень правились утренние пробежки по аллеям парка им. 28 гвардейцев-панфиловцев. Ежегодно Индию посещает огромное количество советских групп. Здесь широко развита индустрия советского туризма. Несколько гостиниц, ресторанов работают только «на русских». Обслуживающий персонал специально изучает русский язык. Попав в Индию, ты сразу же чувствуешь себя комфортно. Тебя здесь ждут, любят, радостно встречают. Селят в высококлассных отелях и изо всех сил стараются, чтобы в Индии тебе было хорошо. Первая улица, на которую мы попадаем, выехав из аэропорта, Шанти бат – дорога мира. Улица, на которой расположены все посольства. Первая остановка – Президентский дом. Помимо кабинетов здесь имеются жилые помещения, свои рестораны, прачечная. В президентском комплексе живут 10 тысяч человек. Недалеко – Королевская дорога. В праздничные дни тут проходят демонстрации. Множество людей сидят а обочинах дороги и наблюдают а событиями. Что сразу бросается в глаза на индийских дорогах? По улицам едет много мото- и велорикш. Девушки, женщины в подавляющем большинстве одеты в сари. Понимаем, сари – не только традиционная национальная одежда, но и очень удобный в жаркий день наряд – кругом продувается – индианкам мы завидуем. Индийцы, отправляясь даже в недалекое путешествие, запасаются пластмассовыми бутылками с обычной водой. Жарко, хочется пить, но на улице из случайного источника пить опасно. В гостиницах нас предупредили – воду из-под крана пить нельзя – только ту, что поставят в холодильник. Часто встречаем людей в кузовах грузовиков. Грузовик тоже средство пассажирских перевозок. К вечеру, когда становится прохладно, пассажиры в кузовах накрываются клетчатыми шерстяными пледами. На протяжении всей дороги мы подвергаемся натиску больших и маленьких «бизнесменов». Вот в автобус врывается молодой человек, который предлагает машинку для выдавливания сока из цитрусовых. Вот босоногие подростки буквально засовывают нам в крытые окна свежие газеты, куклы, связки бус из агата и сердолика, веера из павлиньих перьев. Покупайте — дешево! Похоже, юные уличные торговцы составной частью входят в индустрию советского туризма. Где бы не остановился наш автобус — они тут как тут, окружают нас плотным кольцом. Кстати, надо держать ухо востро. Могут и надуть. Здесь же оказываются владельцы обезьянок, верблюдов, слонов, змей и прочей для нас экзотики. Можно прокатиться на слоне или на верблюде, подержать змею. Можно просто сделать фото на память, только чур – за любое удовольствие надо, платить. Не обязательно рупиями – можно советскими значками – они в Индии очень популярны – конвертируемая валюта — шутим мы. Приковала наш взгляд и корова, с достоинством поедающая листики кустарника в центре города. Все знают – корова в Индии священное животное. Наш гид Рам посвятил этим животным целую речь. Мы узнали, что моча коровы используется здесь как лекарство от многих болезней, а отшельники обмазывают себя навозом. В корове индийцы видят символ нежной материнской любви, а по праздникам украшают ее гирляндами. В Дели периодически проводятся выставки коров и лучшей из лучших присуждается денежная премия. Но такая особенная любовь индийцев к корове порождает и свои проблемы. Говядину, естественно, здесь не едят, а престарелых коров выпускают на улицу. В Индии в результате такой особой любви оказалось 240 миллионов бездомных коров. Пришлось основать организацию, которая теперь выступает в защиту этих животных. Второе место после коровы занимают обезьяны. Содержат это шкодливое племя в храмах. Здесь кроме всего прочего держать обезьян выгодно – кормят туристы. Когда мы шли в Красный форт в Дели (форт означает крепость), гид нам указал на камни, которыми выложена дорога – положены так, чтобы слоны и коровы на дороге не поскользнулись. В Бомбее мы побывали на острове Элефант, что в переводе означает — остров Слонов. «Во мне не будет зла» Конечно, как и любая страна, Индия гордится своими великими людьми. И ни один туристский маршрут не проходит мимо двух музеев – Махатмы Ганди и Индиры Ганди. Махатма в переводе означает «великая душа», и присвоен этот титул великому политическому деятелю Индии Мохандасу Карасчанду Ганди. Мы – в доме-музее Ганди. Очень много книг. После смерти Ганди его личная библиотека стала библиотекой для всех. В комнате Ганди – ткацкий станок. Три часа в день он на нем работал. На полу – матрац с подушкой. На письменном столике – фигурки трех обезьян. Ганди являлся редактором нескольких индийских газет, и когда англичане запрещали их, выпускал здесь, в этой комнате. В бутылке – вода из реки Ганг – священная вода. На полках три книги – Коран, Библия и Книга индусов. Ганди читал все три священные книги, равно относился ко всем религиям. Очень интересен еще один зал. Представьте себе очень много театральных макетов, стоящих в ряд, и на каждом из них запечатлен какой-то момент из жизни Ганди. Вот он в одежде бедных приехал в Букингемский дворец в Лондоне участвовать в конференции, вот – среди крестьян-бедняков — пришел, чтобы приободрить их... Махатма Ганди был убит четырьмя пулями из пистолета, когда шел на место моления. «Если мне придется умереть, – прочитали мы его слова, — я умру с улыбкой на устах, во мне не будет зла». Всю жизнь Махатма Ганди боролся за права индийцев, против каст, увы, жизни его на многое не хватило, серьезные проблемы остались в Индии и сегодня. Ну и второе имя, очень нам близкое, – Индира Ганди. На месте кремации Индиры памятник – ладонь, открытая всем бедным людям. Музей располагается в бывшей резиденции Индиры Ганди. Здесь она прожила с 1964 по 1977 год, потом проиграла выборы, выехала оттуда, затем в 1980 году, став премьер-министром, вновь поселилась здесь. У входа в музей – большая фотография Индиры с отцом –Джавахарлалом Неру. Почти на всех фотографиях она улыбается. Убили Индиру, когда она шла по дорожке, связывающей ее дом с резиденцией, где ее ждало ирландское телевидение. Сейчас эта дорожка выложена чешским стеклом, подаренным чехословацким правительством. На месте убийства всегда лежат цветы. Прах Индиры Ганди по ее желанию развеял над Гималаями сын Раджив... Зажги в моем сердце свет Ну и, конечно, нельзя обойти религиозные традиции Индии. Они сопровождали нас во время всего путешествия. Все увиденное вызывало огромный интерес. Сразу отмечу – в Индии исповедуется множество религий, поэтому и в храмы нас водили самые разные. А рассказов, легенд, историй мы наслушались столько, что хватит надолго. Одна из религий Индии, вы знаете, – индуизм. В основе пантеона богов – три бога – Брахма – бог-творец, Вишну – бог-хранитель и Шива – бог-разрушитель и созидатель. Индуизм, говорят индийцы, не религия, это – образ жизни. На острове Элефант мы зашли в пещеру бога Шивы. Основали ее индусы, которые верят в энергию именно этого бога. Справа видим изображение – Шива танцует, слева – Шива-йог, он очень спокоен. Он сидит на лотосе, медитирует. Высшая точка медитации, объяснили нам, это когда душа человека сливается с космосом. Узнаем, у Шивы – сотни имен. Он могучий, грозный покровитель охотников, условный символ мужской энергии. На лбу у него три глаза, один из них – смертельный изжигающий луч. Вишну – бог солнца, света и милосердия. Он охраняет людей от разных невзгод. В отличие от кровавых жертвоприношений Шиве, Вишну приносят бескровные дары – цветы, сладости. Спит Вишну на кобре, плавающей во вселенском океане. (Вообще надо сказать, что в Индии священны водные источники. Считается, что смерть на берегу Ганга приближает душу к небесам, поэтому на берегах строится много домов для престарелых). Время от времени бог Вишну спускается на землю в разных образах – рыбы, черепахи, человека-льва, Будды, Всадника на белом коне – все образы не перечислишь. Всадник, например, появляется перед человеком, когда он погрязает в грехах. ...Храм Лакшми Нарояна. В этот храм любят заходить путешественники – для нас вполне актуально. Каждого причащают – ставят на лбу красное пятнышко — значит, теперь на своем пути мы встретим никаких препятствий. В храме изображений бога нет, но нам объясняют, что благословляет на дальнейшее путешествие нас бог со слоновьей головой Ганеша. Он очень веселый, радостный. Следим, чтобы пятнышко на лбу не стерла наша переводчица Юля. Она – наши уши, от нее зависит многое, а впереди дальний путь. Надо сказать, что Ганеша нас не подвел. Все путешествие прошло без сучка, без задоринки. ...Удивил нас джайнистский храм. «Внимательно следите гидом, – предупредили нас, не дай бог вам повернуться спиной к богам». Старательно соблюдаем правила. На потолке храма начерчены знаки зодиака и вся Вселенная. А вот идет мужчина и метлой расчищает вперед себе дорогу – это, чтобы нечаянно ногой не раздавить какую-нибудь мошку. У некоторых людей рты закрыты повязками по той же причине — чтобы мошка не попала в рот. ...Башня молчания. Здесь исповедуется религия зороастрим. Это община парсов. Когда-то парсы бежали из Ирана в Северную Индию и таким образом в стране появились первые мусульмане. Башня спряталась в деревьях, и мы видим лишь ее красные ворот. Узнаем, что согласно религии зороастрим тело не должно соприкасаться с землей. Когда человек умирает, до восхода солнца его приносят в башню. Грифы склевывают тело, кости сжигают. Во всем мире сейчас живет 120 тысяч парсов. Их община представлена богатыми купцами, которые много денег вкладывают в развитие Богатыми купцами, которые много денег вкладывают в развитие Бомбея. Самая богатая бомбейская семья – из парсов. Браки они стараются заключать только между собой. ...Не знаю, как кому, но мне лично больше всего понравился храм Лотоса. «Прошу соблюдать тишину в зале, – попросила нас экскурсовод Элиза. – Я хочу, что бы вы почувствовали здесь гармонию жизни». Бахаистская религия – самая молодая. Ей всего 150 лет. Члены ее верят – бог один, человечество – одно целое поэтому храм Лотоса символизирует идею единения. Любой верующий, несмотря на свою религию может зайти в этот храм и помолиться. Здесь очень простой молитвенный зал. Нет изображений богов, священнослужителей. Храм построен в форме лотоса. Этот цветок в Индии – символ красоты и чистоты. Вокруг храма – девять прудов... «О Боже, руководи мною, храни меня, зажги в моем сердце свет и сделай меня сияющей звездой», – написал в одной из своих молитв Бахай... Два ребенка – не больше Нас всех волновали социальные вопросы. Как живет здесь народ? Как отдыхает, лечится, учится? Увы, уже на индийских улицах четко видно расслоение людей на бедных и богатых. Много нищих. Бездомные порою спят прямо на траве. Целые деревни состоят из низких грязных лачуг. Есть безработные, и работу получить не просто. Водителю нашего автобуса Аджиду Синху 50 лет. Труд его считается высокооплачиваемым. Ему помогает помощник – молодой паренек Баби. Он моет машину, выполняет всякую черновую работу, время от времени угощает нас, туристов, бананами и пепси-колой. Когда Аджид Оинх в 58 лет уйдет на пенсию (это пенсионный возраст для государственных служащих), Баби получит его место и его автобус. Ждать еще долго – 8 лет. Но что поделаешь? На пенсии большинство людей вкладывает свои средства в какое-то предприятие. У нашего гида Рама три взрослые дочери. Все получили высшее образование, замужем, имеют семьи, хорошо зарабатывают, но Рам, будучи пенсионером, все равно подрабатывает гадом. Жизнь дорогая. 40 процентов индийцев живет в городе и 60 – в сельской местности. Большая проблема – высокая рождаемость. Если городская семья в среднем состоит из пяти человек, то в сельских семьях – от семи до десяти. Медицинские центры в Индии не только следят за здоровьем людей, но и учат семьи учитывать свое количество. Девиз всеиндийской программы: в семье один-два ребенка. Образование в государственных школах Индии бесплатное и необязательное. В школу ребята поступают в пять лет и заканчивают ее в 17. Когда в 1947 году Индия получила независимость, образование там могли получить только 7 процентов населения страны. Сейчас уже – 40. В Индии хорошо понимают, что без образования прогресса в стране не добиться. В 47-м году в Индии было только 10 университетов, сейчас –150. В начальной школе ребята обучаются с первого по четвертый класс, в средней – с шестого по восьмой. И, наконец, высшая школа – для старшеклассников. Те из ребят, кто сдаст государственные экзамены с хорошими оценками – до 60 процентов, – могут подавать заявление и сразу поступать в вуз. Школы здесь государственные и платные. В государственных плата – 5-10 рупий за ребенка в месяц, в частных – около 500. Плата за обучение в университете зависит от факультета. Наиболее престижные профессии, а значит за них надо платить и больше денег – медицина и социальные науки. Плата за учебный год в медицинском институте – 15 тысяч рупий. После окончания вуза молодой специалист предпочитает получить частную практику – в государственных учреждениях денег платят меньше. Как-то на одной из улиц ко мне подошел человек и попросил подписать какое-то письмо. Разобралась – он собирает средства в пользу нуждающихся студентов – нужна не только моя подпись, но и пожертвование. Но, к сожалению, как всегда, денег советским туристам меняют мало – 30 рублей. …Индия встречала нас так гостеприимно, как могла. Наши чемоданы у гостиницы поднимали мальчики-бои и несли в номера. В ресторанах кормили всевозможной экзотической пищей. Больше всего мне запомнился вечер в бомбейской гостинице «Красная скала». Зал на самом верхнем этаже крутился, и в окно мы наблюдали поочередно вечерний Бомбей и море. Очень красиво! У каждого прибора лежала открытка с сердечными пожеланиями. Кому-то в ней обещали, что скоро раскроются его таланты, кому-то – что он добьется успехов в бизнесе. На память о вечере нам подарили китайские палочки для еды, а женщинам — по розе в специальных пробирках с водой... С Индией мы расставались неохотно. Обидно было уезжать, только-только ее открыв. К нам, туристам, она была благосклонна. Гостеприимна, добра, щедра. «Огни Алатау», 27-28 марта, 1991 г. |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|