Ф.М.Ситдикова. МБОУ СОШ д. Нуркеево. Туймазинский район, Республика Башкортостан.
Как классный руководитель, всю свою работу с детьми я должна расписать по направлениям: нравственное и эстетическое воспитание, воспитание здорового образа жизни, патриотическое воспитание, экологическое… Сколько искусственно надуманных мероприятий! Отец рассказывал, поехал по делам в райцентр и нашего старшего брата с собой взял. Приехали, сам то в один кабинет, то к другому начальнику… Вспомнил о сыне уже на улице. Смотрит: тот шапку в руках мнет, а уши от мороза побелели… Спрашивает: «Ты почему шапку-то снял?» А малыш в слезы… Понял отец: семилетний сын в деревне так всех взрослых приветствовать приучен… Самым таинственным местом в деревенском доме-пятистенке был большой бабушкин сундук. Чего только в нем не было! Но больше всех нас, пятерых внуков, привлекал сверток, аккуратно завернутый в нарядный бабушкин платок. В этом свертке документы на отцовские награды и мамину медаль «Мать-героиня», наши «метрики», паспорта родителей в зеленой обложке, бабушкина пенсионная книжка… И потертый на сгибах гербовый бланк… Бабушка осторожно разворачивая лист, давала нам его (не в первую сотню раз!) прочитать вслух, украдкой кончиком платка вытирала слезу. «Нет, не такой он был человек, ваш дедушка, чтобы вот так без вести пропасть. Богатырь он был!» - не соглашалась бабушка с бумажкой. Спешно сворачивала и прятала ее в стопку еще каких-то, очень значимых только для нее, документов. Позже в этот сверток убирались высушенные кусочки хлеба, надкушенные моими тремя братьями перед уходом в армию. «Это чтобы живые и невредимые в родимый дом воротились», - говорила бабушка. Нужно ли было нас воспитывать патриотизму в то время когда сочетания «родной дом», «родная сторона», «родной край» не сходили с уст нашей бабушки, мамы нашей, которая, по всей видимости, всегда тосковала по своей малой родине, по своим родителям, покойным, потому что пела часто грустные песни и плакала. Мы, дети, были вне себя от радости, когда отец, скупой на разговоры человек, временами раскрывался и рассказывал о войне. Помню, очень жалел своего совсем юного командира, который у него на руках умер. Все уже знали, что война кончилась, планы строили, а тут… Бабушка говорила, что младенец, зажав в кулачке, змею может придушить, и разрешала нам цыплятами многочисленными и гусятами только издали любоваться. А так хотелось потискать в объятиях эти желтые пушистые комочки! «Нельзя трогать птенцов и детенышей, они будут пахнуть по-другому, и мама их бросит», - звучат бабушкины слова в ушах. И как бы ни хотелось потрогать крольчонка в клетке или галчонка в гнезде – нельзя! Малышей мама кормить перестанет - они от голода умрут. Однажды с братом целую панаму головастиков наловили: решили кур подкормить. Бабушка: «Это лягушкины детки, нельзя их домой брать!» Заставила обратно в пруд нести. И так всегда: лягушек нельзя трогать – бородавки на руке появятся, нельзя их ногами давить – ливень страшный польет, урожай загубит; нельзя пауков убивать – мама умрет; нельзя бабочек обижать – это души умерших людей; нельзя… Когда бабушка умерла, мой маленький внучатый племянник безутешно плачет: «Кто мне сейчас носки свяжет? К кому я теперь в гости буду ездить?» Мой брат внуку: «Не плачь, бабушка сама будет к тебе в гости прилетать…». На недоуменный взгляд ребенка долго на ушко объясняет, бабушки не совсем умирают, они превращаются в птичек и к внукам наведываются. Просыпается по утрам малыш, бежит к окну: на кормушке целая стайка воробьев и синичек лакомится. Которая из них бабушка? Увидит снегиря - такая красавица! «Наверное, наша бабушка снегирем сделалась…» - делает умозаключение. Не могу утверждать, что это педагогично, но уверена, этот ребенок не станет разорять гнезда, не будет в голубей из рогатки пулять. Однажды класс свой водила в поход. Ребята изловили ящерицу, да такую красивую, зеленую, с перламутровым отливом. Решила принести домой, своих сыновей маленьких порадовать. Дети вначале были в восторге от гостьи из сказа Бажова «Хозяйка медной горы». Поселили ее в коробке из-под обуви, травки зеленой постелили, еды принесли… Вдруг вижу, пятилетний ребенок мой что-то затосковал, глазки заблестели, носом зашмыгал. Бросился ко мне, обнял и в рев: «Давай, - плачет,- унесем обратно ящерицу! Ты же говорила, что у животных тоже мамы и папы бывают. Вдруг это чья-нибудь мама- а-а! - всхлипывает. - У нее дети сейчас голодные сидят и плачут в темноте». Еле уговорила, что завтра попрошу мальчишек из класса унести ящерицу туда, откуда они ее взяли. Так и сделали! А я долго думала о бабушке, о родителях. Каким нужно быть последовательным, чтобы правильно воспитать ребенка! Такой прокол! Позарившись на ящерицу, представив, какую радость доставлю детям эти красивым существом, я напрочь забыла, что к пяти годам уже заложила в них вот это бабушкино «нельзя»… Какой бы совершенной ни была методика воспитания в учреждениях дошкольного образования, как бы ни изощрялся педагогический коллектив в школе приучать ребят здороваться со взрослыми, мыть руки перед едой, быть терпимыми к тем, кто с нами рядом, - все (или почти все) попытки тщетны… Может быть, я несколько пессимистична, но мой опыт работы в школе вновь и вновь заставляет делать такие выводы. Основа воспитания закладывается в семье! И этот фундамент, на мой взгляд, непоколебим. А если ребенку еще с молоком матери не внушили, «что нельзя пить из копытца – козленочком станешь», практически невозможно вбить простую истину: «не плюй в колодец, пригодится водицы напиться»… На протяжении многих веков у каждого этноса, т.е. народа сложилась собственная концепция воспитания, которую мы называем народной педагогикой или этнопедагогикой. Сегодня, работая с детьми, мы планируем и проводим огромное количество мероприятий, призванных развивать ребенка по различным направлениям, в то время как народная педагогика без проблем решала все эти задачи. И доказательство тому – произведения устного народного творчества, которые, к счастью, дошли и до нас. Именно фольклор, на мой взгляд, должен быть основой основ воспитания, ведь в нем есть все необходимые формы, которые призваны развивать речь ребенка, его музыкальные способности, логическое и образное мышление, трудовые навыки, призваны воспитать патриота, истинного защитника всего того, что мы называем Родиной. Мы сегодня на самых высоких уровнях решаем проблемы экологии. Заносим в Красную книгу редкие виды растений и животных, сетуем, что с лица земли исчезают ценные породы деревьев… Но почему-то среди нас нет (или почти нет) таких, кто бы переживал из-за того, что забылась и совсем не исполняется какая-то народная песня, что сегодняшние мамы совсем не знают колыбельных, кроме как «серенький волчок тяпнет тебя за бочок», что наши дети практически ни во что, кроме компьютерных игр, не играют… Фольклор – это наше духовное богатство, наша внутренняя экологическая среда, которая сегодня нуждается в сохранении и защите не меньше, чем исчезающие виды растений. Наши древние предки не считали себя царями природы, они ощущали себя ее составной частью. Они были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц. И большая роль в этих обрядах отводилась детям. В русском фольклорном кружке «Таусень» мы с ребятами изучаем календарно-обрядовую поэзию, разучиваем песни, учимся водить хороводы, выступаем перед родителями, младшими школьниками и детьми с ограниченными возможностями в реабилитационном отделении ЦРБ. Радуюсь тому, что мои шестиклассники проникаются пониманием и уважением к своим сверстникам, жившим много столетий лет назад, участие которых в разных народных празднествах было связано не простым развлечением, а заботой о будущем урожае, от которой зависела судьба семьи. Радуюсь, что ребята любят свой край, с удовольствием участвуют в экологических субботниках, любят работать на пришкольном участке, ухаживают за саженцами… А в сочинениях-миниатюрах на тему «Мое любимое дерево» с ужасом читаю: «Мое любимое дерево – береза, потому что мы из нее пьем березовый сок и ломаем ее ветки на веники, чтобы в бане попариться»… А ведь столько говорили: «Береза – символ Родины!» Видимо, не было у родителей моих учеников бабушек с их вечными «нельзя»… Грустно!
|