9:21 AM Высшее образование – удел богатых? |
Аслан Кудабаев Недавно на планерке коллеги обсуждали резко подорожавшее обучение в вузах. Мнения разделились. Кто-то говорил: вот, мол, наконец-то у нас теперь появятся «рабочие» специальности. А то сейчас у нас повсюду одни экономисты и юристы, из-за чего «улицы некому мести». А теперь люди, которые раньше «лезли» в специальности, которые не для них, а для «умственной элиты», будут знать свое место: то есть станут овладевать «обслуживающими» эту самую «элиту» специальностями: сантехника, слесаря… Откровенно говоря, от такого снобизма неловко. Во-первых, «улицы мести» всегда найдется кому. В любом обществе, при любом образовании всегда найдутся люди, которые: а) просто не захотели учиться, даже имея такую возможность, б) не смогли по иным причинам, в) просто любят подметать улицы, наконец. То же самое и с другими «рабочими» специальностями. Сейчас на дворе - капитализм. И все, что пользуется спросом, практически всегда имеет свое предложение. Достаточно открыть любую газету объявлений, чтобы убедиться в этом: и сварщиков, и сантехников, и прочих специалистов у нас и сейчас предостаточно. В конце концов надо будет - экономист всегда может переучиться на дворника или сантехника. Так что исключительно дорогое высшее образование и наличие на рынке «менее элитарных специалистов» - вещи мало взаимосвязанные. И дорогое образование не станет способом произвести естественный отбор, в результате которого каждый станет учиться в соответствии со своими способностями. Наоборот. Образование станет доступно не умным, а богатым, а это не одно и то же. Если было бы так в России в далеких 1700-х, возможно, сельский парень Михайло Ломоносов так никогда и не получил бы никакого образования – он ведь тоже не на гранте учился. Если уж пришло кому-то в голову повысить планку доступности образования – для этого куда полезнее ввести дополнительные вступительные экзамены, а не поднимать оплату до заоблачных высот. Гранты доступны единицам, умной молодежи у нас куда больше. С другой стороны, все мы знаем, к чему привела труднодоступность образования в 1917-м году в России, когда умные, но «необразованные» и бедные, не имея возможности получить образование, а с ним и возможность прогрессировать, чтобы пробиться «наверх», просто перевернули весь государственный строй. А бывшие «наверху» богатые, образованные, но, видимо, не шибко умные, не смогли этому противостоять. Так, может быть, не стоит повторять прежних ошибок? Лично я в школе учился на «отлично» и «хорошо», колледж окончил с красным дипломом, а вуз не с красным только потому, что учился заочно, одновременно работая и практически не уделяя учебе внимания. И хотя к тупым себя не отношу, за учебу мне пришлось платить – и в колледже, и в вузе. И платить недешево. А потому считаю: образование должно быть доступно каждому. Каждый человек должен обучаться той профессии, которой он сам хочет, а не той, за которую сможет меньше платить. Грантов и кредитов на всех не хватит - это очевидно. Да и не всегда способности человека проявляются в умении с наименьшим количеством ошибок заполнить таблицу с шаблонными вопросами. А вот над чем действительно следовало бы поработать и законодателям, и всем нам – так это над тем, как повысить уровень этого самого высшего образования, да над тем, как избавиться от взяточничества в этих самых вузах. Что действительно обидно: это когда умный, готовый к экзамену студент не может сдать предмет из-за того, что у него нет денег, чтобы оплатить «таксу», которую вузовский преподаватель взимает за свой экзамен. http://www.izvestia.kz/news.php?date=04-09-09&number=10 |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|