7:47 AM Школа сквернословия |
Инна КАБЫШ Давно я пророчила, что школа и суд сомкнутся (в частности, в одной из статей писала, что говорю своим ученикам: «Вы, наверное, скоро будете ходить в школу с адвокатами». Ошиблась в малом: с адвокатами впору ходить учителям. Впрочем, возможны варианты). Поводом же для сегодняшней моей колонки стал уже известный (благодаря Интернету) эпизод: в школе № 5 города Славянска-на-Кубани ученик обматерил молодую учительницу (английского языка) и та – после конфликта с мамой ученика, двухнедельного пребывания на больничной койке и тщетного обращения в милицию, где ей сказали, что обидчик – несовершеннолетний и отвечать за свои действия не может, – подала в суд на родителей ученика. Думаю, что учительница Оксана Омельченко поступила неверно. Неверно – когда сказала журналисту: «Мне кажется, неправильно (курсив мой. – И.К.), когда ученик учителя оскорбляет, да ещё при всём классе…» Дорогая Оксана (извините, не знаю Вашего отчества), на мой взгляд, когда ученик посылает – будем называть вещи своими именами! – учителя, пусть и «не при всём классе», а с глазу на глаз, – это не «неправильно», а запредельно. Мы уже привыкли к тому, что живём в эпоху крушения идеалов и десакрализации святынь (вспоминается эпизод из «Девочек» Людмилы Улицкой, где ученица, увидев свою учительницу жующей, испытала сильнейший шок: она была уверена, что небожители не едят вовсе, а если и едят, то, верно, нектар и амброзию, не требующую пережёвывания), но хочется заявить атеистам и нигилистам всех мастей: несотворение кумиров не освобождает от запрета богохульствовать. Так что, обратившись в суд, Оксана Омельченко поступила абсолютно правильно, я бы даже сказала, «грамотно», в отличие, например, от учителя из Чебоксар («ЛГ» в моём лице комментировала этот инцидент), который (уверена, доведённый до – в прямом смысле слова – ручки) насильно постриг своего ученика, точнее, отхватил ножницами раздражавший его «хвост» на затылке подростка (к слову сказать, тогда в суд обратилась мать ученика и учителя «засудили»: уволили с работы). Всё-таки – как бы, честно признаюсь, этого иногда ни хотелось – нельзя давать волю рукам. «Учитесь властвовать собою», – устами своего героя предупреждал «наше всё» нас всех. (Очевидно, кроме тех имеющих место случаев, когда ученики первыми поднимают руку на учителя, – тогда это уже «допустимая самооборона».) Хочу возразить и учительнице школы № 5 Ольге, заявившей в поддержку своей коллеги Оксаны: «Учитель часто (курсив мой. – И.К.) не защищён…» Вспоминаю свой школьный конфликт трёхлетней давности (ибо, как известно, кто старое забудет, тому оба глаза вон), когда пришедший на смену умершему новый директор решил меня уволить: ну не видел он во мне классного руководителя! Сначала я решила не выметать сор из избы: обратилась, как оказалось, в почившие в Бозе профсоюзы, к коллегам… С понятным результатом. А тут и каникулы подоспели. В ярославской поездке рассказала о своей беде ехавшему вместе со мной (ныне покойному) поэту Анатолию Кобенкову. – А почему ты не действуешь через прессу, Думу? – удивился Толя. – Понимаешь, подумала: а если бы я была просто учительница, Марь-Иванна?.. – Если бы ты была Марь-Иванна, – отчеканил Толя, – то обратилась бы в суд!.. Тогда мне действительно помогли именно пресса (в частности, «ЛГ») и Дума (в лице моего давнишнего друга, поэта). Я осталась в школе. Так что, дорогая Ольга (Вашего отчества тоже, извините, не знаю), учитель не защищён абсолютно: ни от директора, ни от детей, ни от родителей. Кстати, о родителях: мама ученика-матерщинника «запретила» ребёнку извиняться перед учительницей, то есть расправилась с последней руками – в данном случае устами – ребёнка. И здесь мне видятся по меньшей мере две проблемы. Во-первых, дети всё чаще становятся заложниками «взрослых» разборок (например, на наших глазах разноязыкие папы и мамы «перетягивают» детей, сводя счёты друг с другом). А во-вторых, если считать школу – а это так и есть! – срезом современного общества, то напрашивается вопрос: не имеем ли мы тлеющую гражданскую войну (всех против всех: директора против учителя, учителя против ребёнка, ребёнка против учителя и т.д.)? По-моему, история ученика-матерщинника – больше чем о ЧП школьного масштаба: это знак беды. Знак войны. http://www.lgz.ru/article/10160/ |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|