ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ОСАКАРОВСКОГО РАЙОНА ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСАКАРОВСКОГО РАЙОНА ДЮО «БОЛАШАК» ОСАКАРОВСКОГО РАЙОНА «Болашак» - шаги навстречу Из опыта работы Головиной С. А., вожатой средней школы № 28 с. Акбулак ОСАКАРОВКА – 2009 Светлана Алексеевна Головина, вожатая СШ № 28с. Акбулак, родилась 13.05.1972 г. в п. Молодежном. С 1979-1989 г., обучалась в школе СШ № 3 п. Молодежного. Получив Аттестат о среднем образовании в 1989 г., поступила в педкласс при СШ № 3 п. Молодежного, в 1990 г. получила удостоверение по специальности «Воспитатель детского сада». С 1990 года работает в СШ № 28 (в то время № 12) - вожатой Пионерской организации, где и работает до сих пор (уже 17 лет): с 1991 г - учитель начальных классов, с 2000 г. -учитель истории. В 2005 г. закончила Кар ГУ имени Е.А. Букетова с красным дипломом по специальности - Преподаватель истории. С 2002 г., является старшей вожатой организации Болашак и руководит отрядом имени В.В. Бережного. Член партии Hyp Отан с 2006 г. Руководимый Светланой Алексеевной отряд один из первых в районе получил Свидетельство о присвоении отряду имени В.В. Бережного. Отряд имеет областные и районные грамоты: «За привитие школьникам интереса к исследовательской работе, воспитание в них гражданственности и казахстанского патриотизма» - 2004 г., 2005 г., 2006 г., 2007 г. « За развитие детского движения в районе и преданность любимому делу» -2006 г. «Развиваемся мы - развивается Казахстан» 2006г. «Қазақстан - менің Отаным» - 2006 г. Светлана Алексеевна всегда готова поделиться опытом с молодыми коллегами. Она - постоянный активный участник секционных мероприятий, семинаров по развитию районной детской общественной организации. В данной брошюре собрана небольшая подборка ее опыта, который, несомненно, будет интересен вожатым детских объединений. Н. Х. Габидулина, методист по работе ДДЮ «Болашак» Центра дополнительного образования школьников Осакаровского района. « Технология планирования воспитательной работы в школе» Свое выступление хочу начать со слов Н.А.Назарбаева, где он обращается к детям: «Вы молодое поколение – будущее страны, Вам его строить и беречь и укреплять мир и дружбу между народами. Мир – это главное условие процветания Казахстана» Сегодня эти слова актуальны. Именно эти слова отражают смысл нашей работы, то есть работы вожатого. Задачей каждого вожатого является развитие личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения. При составлении планов на учебный год каждый вожатый применяет и внедряет новые технологии. Так что же такое технология? Ответить на этот вопрос можно ответить словами педагога- новатора Виктора Михайловича Монахова Под технологией понимаем продуманную во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей. Любая технология предлагает равное партнерство. А это значит: 1.Совместный анализ учебно-воспитательного процесса. 2.Актулизация проблемы 3. Постановка единой цели 4.Определение формы работы (временные, постоянные, консилиумы, клубы, краткосрочные проекты программы и др.) 5.Внутри выбранной формы разработка плана и определенного ожидаемого результата. 6.Анализ проделанного на этапах (мониторинга) 7.Заинтересованность каждого в конечном результате Можно выделить несколько принципов, на которых основана технология взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе. Схема 1 Принципы технологии взаимодействия учителя и ученика в воспитательном процессе Равноправие, не только в степени ответственности, но и в объеме и уровне сложности работы. Взаимодополняемость, при которой усилия одного дополняют работу другого и ведут к общей цели. Новая образовательная парадигма выдвигает на первое место не знания умения и навыки, а личность ребенка ее развитие посредством образования. Важную роль играет образовательная технология. Концептуальные основы образовательной технологии основаны: 1.организация научно – исследовательской работы 2.организация научно – методической работы (методической копилки) 3.организация проектной деятельности 4.организация воспитательной работы 5.организация диагностики интеллектуальных и творческих способностей. Образовательная технология включает в себя целый блок технологий: -здоровьесберегающие -проектные -проблемное обучение -критическое мышление -дифференцированное обучение -технологии мастерских -информационные технологии -технологии творческого развития Схема 2 Технологии, применяемые на ступенях обучения В учебном – воспитательном процессе школа особое внимание уделяет методам развивающего и личностно ориентировочного обучения, усилению роли индивидуальной активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время, роли самостоятельной творческой исследовательской работы ученика. Планируя воспитательную работу, обязательно включаю следующие направления: 1.Гражданско-патриотическое 2. Спортивно – оздоровительные 3.ЗОЖ 4.Организация культурного досуга 5.Профилактика правонарушений 6.Культурное общение и этикет План работы отряда на учебный год Таблица 1 № Мероприятия Формы работы Сроки Ответственные 1. План работы звена на учебный год Таблица 2 № Направление деятельности месяц Предоставление материалов и отчетов Ответ. 1. Системный подход и применение новых технологий дают возможность вожатому, заинтересовать учащихся, особенно если это касается проектирования, внедряя, эту форму работы у учащихся развивается научно – исследовательские навыки и творческие способности. Мне бы хотелось предложить проект, который наш отряд в этом году внедряет в жизнь. Проект «Восемь добрых дел для села» Главная цель проекта: состоит в том, чтобы преодолеть социальное равнодушие детей и взрослых творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца. Социальный аспект проекта – выражается в потребности педагогического коллектива организовать активность детей, способность успешному обретению ими позитивного социального опыта. Психологический аспект проекта – связан с стремлением детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях. Педагогический аспект проекта – появляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллектива и индивидуального отношения в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая, при благоприятном условии, способствует выработке у детей чувства ответственности солидарности, сопричастности к окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции. Краткое описание проекта: Основная задача гражданского воспитания – сформировать и развить у ребенка чувство принадлежности к обществу, в котором он живет. Проект рассчитан на две недели, и не даром называется «Восемь добрых дел для села», каждый день имеет свою тему и определенный девиз: - День доброты - «Спешите делать добро» -Моя территория - «Нам здесь жить» - День открытых сердец - «Впусти доброту в свое сердце» - Международный День Земли - «Земля - наш общий дом. Будьте аккуратными хозяевами» -День Здоровья - « Мы хотим жить в здоровом мире» -День Детства - «Наша дружба не разлей вода» -День помощи – «Лучше самая маленькая помощь, чем самое большое сочувствие» - Вместе мы сила! - «Только в партнерстве , сделаем больше» Ожидаемые результаты: - создание уникальной модели осуществления общедобровольческих действий - видимой станет общественно полезная деятельность молодежи ,где молодежь сможет быть активным участником общественной жизни страны. Качественные показатели: - создание воспитывающей среды - формирование гуманистической культуры каждой личности - осознанный жизненный выбор - воспитание здорового образа жизни - возможное создание условий для гармонизации опыта коллективного и индивидуального отношения. Количественные показатели: - рост социальной и общественной активности детей - повышение стремления детей к общению - рост солидарности, сопричастности к проблемам и окружающей жизни - формирование зрелой гражданской позиции Партнеры, которые вас поддержат в ваших начинаниях. Фактические результаты: а) каких размеров достиг, проект б) уборка территорий в) результаты - Дня Здоровья г) Цифровой доклад успешности. е) диаграммы успешности Интеллектуальная игра « Я люблю свой Казахстан» Цели и задачи: - воспитание патриотизма, развитие активной гражданской позиции путем изучения истории, географии, культуры суверенного Казахстана, эстетическое, духовно – нравственное воспитание детей, развитие интеллектуальных способностей. Оформление: символика РК, плакаты о Казахстане Материалы и оборудование: карта РК, открытки с видами Астаны, кроссворд, карточки с пословицами, выставка детских рисунков и поделок к празднику, музыкальнее сопровождение Музыкальной оформление: казахская музыка, как фон в течении всего мероприятия, Гимн РК, песня о Казахстане Классный час начинается с исполнения Гимна РК Моя любовь к степному краю безгранична И ничего нет здешних мест милей, Ведь Казахстан, это моя Отчизна, Я здесь живу, я поклоняюсь ей! Ведущий: Учитель « Здравствуйте ребята, дорогие гости» Ученик:Қайрлы күн! Учитель: сегодня наш классный час посвящен нашей Родине – Республики Казахстан. Наше Отечество, наша Родина – Республика Казахстан. Отечеством мы зовем Казахстан, потому что в нем испокон веков наши деды и отцы, матери и бабушки. Родиной зовем потому, что здесь мы родились, говорим на родном языке, и все здесь для нас родное; матерью – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. На свете много разных государств и стран, кроме Казахстана, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина. Ученик: Стихотворение « Моя Родина» Н. Поляковой. - Что значит « Родина моя»? Ты спросишь. Я отвечу: - Сначала тропочкой земля Бежит тебе навстречу. Потом пшеничные поля От края и до края. Всё это – Родина твоя, Земля твоя родная. Потом тебя поманит сад Душистой веткой каждой. Потом увидишь стройный ряд Домов многоэтажных. Учитель: Много лет тому назад родилась наша республика. Трудно ей было. Не было здесь ни больших городов, ни фабрик, ни заводов. Не было больших светлых школ и высоких домов. Люди жили в юртах среди степи, пасли табуны лошадей, отары овец. Не думали люди, что жизнь их изменится, и о Казахстане будет говорить весь мир. Ученик: « Біздің Қазақстан!» Алтай Жайық арасы – Жарты әлемдей даласы Ол – біздің Қазқстан! Кенге толы койнауы, Төлге толы жайлауы, Ол – біздің Қазақстан! Жастан сүйіп аңсаған Тәтті күй мен кәусәр үн! Ол – біздің Қазақстан! Викторина 1.Назовите дату Дня языков народов Казахстана (22 сентября ) 2 Назовите дату празднования Дня единства народов Казахстана (1 мая) 3 Автор трактата «Слова назидания». (Абай Кунанбаев). 4 Автор трилогии «Кочевники». (Ильяс Есенберлин). 5 Первый казахский ученный и просветитель, путешественник, этногроф, исследователь истории и культуры народов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. (Шокан Уалиханов) 6 Выдающийся просветитель, этнограф, педагог, создатель первой школы. Является автором учебников родного и русского языков для казахских детей. (Ыбрай Алтынсарин). 7 Назовите год утверждения Независимости Республики Казахстан (1991 г) 8 Назовите год появления национальной валюты в Казахстане. (1993 г.) 9 Как называется песня, ставшая гимном Республики Казахстан. (Менің Қазақстаным) 10 Символом кочевой цивилизации – отчего дома, Родины, общего дома. (Шанырак) 11 Что означает силуэт орла на государственном флаге Республики Казахстан? (Это свобода, непокорность, чувство достоинства, мужества, широта души и чистота помыслов народов, проживающих в Республики Казахстан.) 12 Что означает голубой цвет флага Республики Казахстан? 13 Символ олицетворения счастья и богатства на флаге. ( Изображение солнца) 14 Высшая точка, завершения герба. (Звезда) Ведущий: Второй конкурс завершен. Мы попросим жюри огласить предварительные результаты. Слово жюри. Ведущий: В следующем конкурсе вопросы разделены на 2 блока. 1 блок. История Казахстана. 2 блок. Геральдика Республики Казахстан. А какой блок достанется каждой команде, решит жребии! Вопросы к 1 блоку «История Казахстана». 1 Название ханской вставки. (Орда) 2 Сакская царица, известная в истории. (Томирис) 3 Султаны, основатели казахского государства ( Жаныбек и Керей) 4 Обычное право у казахов (Адат ) 5 Какой город защищала Панфиловская дивизия в ноябре 1941 года? (Москву) 6. Какой древний город на территории Казахстана был стёрт с лица земли Чингисханом? (Отрар) 7. Год принятия первой Конституции Республики Казахстан. (1993г) 8. Где найден Золотой человек? ( В районе посёлка Иссык Алматинской области) 9. В каком году Алма – Ата стала столицей Казахской ССР ( В 1937 г) 10. Назовите год студенческих волнений в столице Казахстана. (1986 г) Вопросы ко 2 блоку «Геральдика Республики Казахстан». 1.Назовите атрибутику государственности. ( Герб, флаг, гимн). 2. Один из авторов слов государственного гимна ( Н. Назарбаев). 3. Что означает образ тулпаров ( мифических коней) на государственном гербе Республики Казахстан? 4. Автор государственного флага Республики Казахстан? ( Шакен Ниязбеков). 5. Год появлекния нового гимна Республики Казахстан. (2006 г). 6. Что представляет собой государственный флаг Республики Казахстан? ( Прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которыми парит орёл. У древка вертикальная полоса с национальным орнаментом) 7. Назовите авторов государственного герба Республики Казахстан. (Шота Уалиханов, Жандарбек Малибеков) 8. Какими словами начинается гимн Республики Казахстан? 9. Автор музыки гимна Республики Казахстан. ( Шамши Калдаяков). 10. Какая надпись находится в нижней части герба Республики Казахстан? (Казахстан) Подведение итогов. «Язык каждого народа –бесценен и велик» ( брейн – ринг ко дню языков народов Казахстана) Вожатая –Головина С.А Цель: Привитие любви к родному языку, воспитание интереса и уважения к языкам других народов. Программа: 1. Значение государственного языка Республики Казахстан в современном обществе. 2. Конкурсы: «Полиглот», «Сходное и различное», «За и Против». Ведущий: Қайырлы күн құрметтІ қонақтар! Здравствуйте, уважаемые участники брейн-ринга. «День языков народов Казахстана» – наш общий праздник дружбы и единения. Великий Абай говорил: «Знание языка и культуры другого народа делает человека равноправным с этим народом». Ведущий: В 1997 году 11 июля принят закон: «О языке в Республике Казахстан». В 4 статье закона говорится: «Государственный язык РК - казахский». Долг каждого знать и изучать государственный язык, который может и должен стать важнейшим фактором единства казахского народа. «Жизнь народа - в его языке» это слова Расула Гамзатова. Лучше наверное и не скажешь. Это не просто слова, а концепция роли языка. Умный человек, какой бы он нации не принадлежал, должен знать и любить родной язык. Но это вовсе не означает что знать он должен только свой язык и относиться небрежно к другим. Нужно знать и другие языки и уважать их также как и родной. Где есть намеченная цель, горячее желание – там обязательно будет успех. Об этом надо помнить всегда. Потому что судьба языка – судьба независимости. Известный государственный деятель Нуртас Ондасынов о языке писал так: «Казахский язык – очень богат и гибок. Как повернешь, так и будешь лепить. Найдя точное слово , оборот, выражение, им можно рисовать, высекать на камне, вырезать по дереву, вышивать узоры. Можно сказать, что с него капает мед. Прислушавшись к гласу, к языку, песням народа, почувствуешь, как сладок он, и ни как не насытишься. Влюблен я в казахский язык … Как можно пренебрегать с таким нежным, красивым языком…» Конкурсная программа. Ведущий: «Полиглот». В этом конкурсе необходимо показать знание языков. Ответ должен прозвучать на русском, казахском, английском языках. За ответ на трех языках - 2 балла, на двух языках – один балл. Ведущий говорит известный афоризм с пропущенным словом, участники называют слово. По нему стучат, плюнув через плечо. «Дерево, ағаш,tree». Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу. «Мороженое, балмұздақ, ice- creami». Бьют Еремку по затылку, он не плачет, а только ножку прячет. «Гвоздь, шеге, nail ». Чтобы тело было чище, нужен нам кусочек …. «Мыло, сабын,soap». Плывут цвета в синем небе …. «Облака, бұлт, cloud ». Счастливые…. не наблюдают «Часы, сағат, hour ». Без рук, без глаз, а рисовать умеет. «Мороз, аяз, trosf». Всыпать по …… число. «Первое, бірінші, first». Ай, Моська знать,сильна, коль лает на ….. «Слон, піл, elephant ». Течет, течет не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. « Река,өзен, rivar». А вы ….. как не садитесь, все в музыканты не годитесь. «Друзья, достар, frends» Стоит копна: спереди вилы сзади метла. «Корова, сиыр, cow» ….про белого бычка. «Сказка, ертек, fairst» Чего можно ждать сидя у моря? «Погода, ауа райы, weather» Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, слезы проливает. «Лук, пияз,onion ». В здоровом ……, здоровый дух. «Тело, дене,body ». Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне альбом. «Карандаш, карындаш, pentl ». Ведущий: «Сходное и различное». За правильный ответ 2 балла. Если бы все слова одного языка походили на слова других языков, было бы совсем просто овладевать чужой речью. Но на деле – то в разных языках и слова, конечно разные, это знает каждый. Однако случается порой в двух совсем различных языках обнаружить слова напоминающие друг друга. Бывает, так, что в двух языках два слова совершенно точно совпадают по звукам, а смысл их совсем различны. В турецком языке – временное стоянка в пути, в русском- глупый человек, глупец. ( Дурак) В турецком – посуда круглой формы с поднятыми краями и плоским дном, в русском – курительное снадобье ( Табак ) В японском языке – возвышенность, поднимающиеся над окружающей местностью, в русском углубление в земле. ( Яма ) В голландском языке рогатое жвачное животное, в русском – правая или левая сторона туловища. ( Бок ) Во французском языке – край земли около воды, в русском домашнее животное из семейства, которому принадлежит тигр, лев. ( Кот ) Этими словами раньше называли другие предметы, у этих слов раньше было другое значение , в других языках. Французское – место причаливают, русское – помещение для стоянки машины. ( Гараж ) В латинском – обозначало того, кто находится в состоянии вражды с кем ни будь, противник. В русском – тот , кто посещает, навещает. ( Гость ) В турецком – совет сановников при султане, собрание поэтических произведений, стихов. В русском – мягкая мебель для сидения или лежания. ( Диван) В латинском – собачонки. В русском – перерыв в занятиях на праздничное или летнее время. ( Каникулы ) Ведущий: «За» и « Против» (три минуты 5 баллов) Отстоять позитивную или негативную точку зрения. Тема: Истинная любовь к своей стране не мыслима «Я патриот своей страны» СШ№ 28 с.Акбулак Цели : 1.Познакомить учащихся с уникальным жилищем казахов - юртой, казахской национальной одеждой, пословицами и поговорками обрядами и традициями Казахстана. 2. Развивать умение использовать полученные знания на уроках истории, казахской литературе, казахском языке. 3.Воспитывать уважение к традициям и обычаем казахского народа, культуре Казахстана. Стихотворение Ж. Молдагалиева «Отчизна». Красотой и мужеством , я знаю . Каждая земля наделена . Но, Отчизна, словно мать родная, В целом мире у меня одна. Жизнь ее дала мне степь и горы. Шумный день и тихую заря. Мать Отчизна Я ступаю гордо, Гордо и молчу и говорю. М.Алимбаев « Мой Казахстан» Казахстан мой! Солнышко не сходит С ласкового неба твоего. Казахстан тропу к тебе находит Сын где б ни вела судьба его. Ты вручил перо мне золотое Чтоб твои просторы воспевать Разве жизнь моя чего-то стоит Без тебя моя Отчизна-Мать? И. Джансугуров «Казахстан» Льются тучи с высоты Благоухают цветы- Это походит на рай. Чей это радостный край? Новый закон людям дан, Это страна – Казахстан. Традиции и обычаи Земля родная - колыбель золотая Родина – народу мать, народ – джигиту мать. Нет земли лучше родины своей, Лучше, чем на родине нет людей. К родине любовь, у семейного очага рождается. Тепло родины своей, огня намного горячей. Где-то золота много и все же, Родина без золота дороже. Хороша всякая земля, а лучше всех земля своя. Материальная культура / жилище казахов Жилище казахов – юрта. Юрты различали двух видов – зимнюю и летнюю, они отличались между собой конструкцией и величиной. Летняя юрта была легкой и переносной, зимняя – теплой. Юрта – разборное жилище, изготовленное из дерева и войлока, состояла из кереге – остова (деревянная решетка), специфического купола – шанырак, радиально расположенных жердей – уйк. Размер юрты зависел от количества крыльев – канат (частей кереге). Юрта, состоящая из 12 крыльев, имела площадь в 100-120 кв.м. 12-15-18-канатные юрты существовали с XII в. До начала XIX в. Каждая решетка состоит из 36 планок – саганак, изогнутых посередине. Решетки бывают двух видов: из массивных планок мелкой квадратной сеткой – тор коз и тонких планок крупной сетки – жел коз. Вход в юрту, обращенный обычно на юг, имеет форму прямоугольного проема. Двухстворчатые двери часто покрывались резьбой. Решетка каркаса юрты снаружи обкладывалась циновками из тростника – шимши. Поверх циновок каркас юрты покрывался войлоком. От середины свода до земли юрту покрывали туэрлаки, от шанырака до низа свода – узуки. Войлочные покрытия скреплялись с корпусом веревками и узорными лентами – бельдеу. Свод юрты украшался подвесными ковровыми дорожками, полосками и лентами с бахромой и кистями из разноцветных шерстяных нитей. По своему назначению юрты делились на три основных типа. Парадные юрты, предназначенные для приема гостей, отличались большим размером и богатым убранством. Парадные юрты состояли, минимум состояли минимум из 12 канатов, покрывались белым войлоком и шелком. Наиболее богатые по убранству были свадебные юрты – отау. Юрты, служившие жилищем, были меньшего размера. Маленькие походные юрты могли перевозиться на одном верблюде или даже на лошади. Кроме того, были юрты, использовавшиеся как склады и другие подсобные помещения. Материальная культура / одежда В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготавливалась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и меха. Особой ценностью пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров, мех енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы (тон). Шубы из меха пушных зверей назывались ишик и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком – бас тон, синим сукном – кок тон, парчой – барша тон. Удлиненные шубы с воротом из жеребячьих шкур – жаргак тон. Из козьих шкур выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток и шили шубы кылка жаргак. Штаны шились из замши, сукна, армячины и украшались богатой вышивкой. В XII-XV вв. особой популярностью пользовался легкий плащ без рукавов – кебенек и халат из тонкого мягкого войлока – каттау. К старинным видам одежды относится также шепкен – длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат – шапан из шерстяной или шелковой ткани. Мужская одежда Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата. Мужской головной обор – наиболее старинный и традиционный чем женский – колпак из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с широкими, загнутыми наверх полями – аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки – борик, круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались тымак. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищами выше колен назывались шанкайма стик, мягкие сапоги с загнутыми с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды – бир така, а так же ичиги – маси – из козлиной юфты и калоши – кебис – из более плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки – шокай и шарке. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Женская одежда Женский комплект одежды состоял из туникообразного платья (койлек) и безрукавки (женсиз камзол). Для приготовления женской одежды использовались хлопчатобумажные и шелковые ткани. Женский головной убор борик украшался подвесками и перьями филина, цапли, павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались камшат борик. Летние легкие шапочки из бархата или парчи – такия – украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом. Из женских головных уборов наиболее оригинальным был свадебный убор саукеле – высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугам, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани – кимешек. Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли – кебис. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги – кестели етик, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи – кор сауыр, украшенные золотым шитьем и серебряной инкрустацией. Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка – белдик. Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра и инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались кисе. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также мягкие кушаки – кур. Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты – безлик – покрывали позолотой и инкрустацией. Серьги изготавливались в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец с подвесками из самоцветов, часто из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками. Широко использовались ноконусные украшения. Перстни были литые и чеканные, часто перстни украшались вставками из цветных камней. При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль. Материальная культура / ремесло Господство кочевого натурального хозяйства у казахов способствовало развитию различных видов домашнего ремесла: ткачества, кошмоваляния, обработки дерева, металла, кожи и рогов. Ткачеством и кошмовалянием занимались преимущественно женщины, которые изготовляли в основном мягкие предметы домашнего убранства: ковры, паласы, армячины, различные ленты для юрты, войлочные ковры, войлочные мешки и т.д. Казахские войлоки просторны, как степь, празднично ярки, как горный луг в пору цветения тюльпанов. Только большое искусство и кропотливый труд способны превратить светлое облако овечей шерсти в законченную основу для множества изделий: войлочных ковров, сумок для домашней утвари, украшений для юрты. Их узоры отмечаются ритмичностью, равенством фона и орнамента, простотой и выразительностью, с преобладанием мотива, известного под названием «рога барана». Точно и образно передавая щедрые краски родного края, талантливые мастера создают изумительные образцы мозаичных изделий. Безворсовое ткачество – одно из древнейших видов декоративного искусства. Ткань эта отличается лаконичностью узоров, уравновешенностью композиций, четким ритмом, яркой красочностью. Сочные контрастные цвета рождают своеобразный жизнераюостный настрой. Выкатывание из овечей шерсти на маленьком ручном станке, изделия казахских умельцв находят приминение в современной жизни. Приобщение народного искусства к современной моде более всего проявляется в вышивке. Вышивкой казахские женщины занимаются издавна, с любовью украшая ею настенные панно, сумки для посуды, одежду. Они изготавливают изумительные по краоте вещи из войлока, бархата, кожи, вышитые шерстяными, хлопчато-бумажными и шелковыми нитками иголкой или крючком. Узоры вышивки – стилизованные растительные мотивы, зигзаги, розетки, геометрические фигуры. Это придаёт вещи необычайное изящество, особый калорит. Нельзя не отдать должное искусству плетения из стеблей степного тросника. Народные мастера не могли не заметить великолепных пластических качеств золотистого чия. Из этого материала изготавливают салфетки, гобелены, сумки и вазы. Орнамент их – геометрический, обусловлен он техникой выделки: рисунок сначала накладывается иголкой на стебельках чия, затем каждый из них отдельно оплетается шерстью так, чтобы получился определенный узор в национальном стиле. Делается это без специальных трафаретов. Цветные сочетания, построенные на контрастной гамме, создают определенный колорит, мажорное настроение. С обработкой дерева, кости, рогов и кожи связана деятельность мужчин-мастеров по изготовлению деревянного остова юрты, седел, кузнецов и ювелиров, сапожников и т.д. Имея довольно примитивные орудия труда, мастера-ремесленники создавали различные предметы быта и культуры, являющиеся шедеврами прикладного искусства у казахов. В фигурках казахи воплощали образы народных героев, передавали красоту окружающей природы. Техника резьбы отличалась разнообразием. Игра «Счастливый случай» СШ№ 28 с.Акулак Цель: сформировать у учащихся чувство коллективизма, -развивать умение поддержать команду в трудную минуту, развивать интеллектуальные способности - воспитывать уважение к старшим и друг к другу. В игре принимают участие три команды по 4 - 5 человек в каждой. Участвующие команды имеют свое название. Игра проводится в 4 гейма. До начала игры разыгрывается, какая из команд начнет отвечать первой. В конце каждого гейма счетная комиссия объявляет итоговый результат каждой команды. Гейм «Дальше... дальше... дальше...» Каждая команда поочередно бросает игровой кубик (кубик сделан из большой картонной коробки). На четырех гранях кубика нанесены единицы, на одной грани кубика нарисован ноль, еще на одной – подкова. Если на верхней грани кубика выпадает единица, то за правильный ответ на вопрос, заданный ведущим, команда получает 1 балл. Если выпадает подкова – это означает, что команде повезло, у нее «счастливый случай» и за правильный ответ на тот же вопрос она может получить 3 балла. Но если выпадает ноль – это означает переход хода. В процессе первого гейма каждая команда кидает кубик 7 раз. Вопросы первого гейма: 1. У какого слона нет хобота? (у шахматного). 2. Что случилось 31 февраля? (такого дня нет). 3. Крышка стола имеет четыре угла. Один угол отпилили. Сколько у стола стало углов? (пять). 4. Кто в половодье спасал зайцев? (дед Мазай). 5. Какими нотами можно измерять расстояние? (ми-ля-ми). 6. Чем кончаются день и ночь? (мягким знаком). 7. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами? («Двенадцать месяцев»). 8. Домашний дед Мороз. (Холодильник). 9. Какие две ноты растут в огороде? (фа-соль). 10. Назвать автора: «Вороне где-то бог послал кусочек сыра»? (Крылов). 11. Что в огне не горит, а в воде не тонет? (лед). 12. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое? (корова). 13. Какие часы показывают правильное время только два раза в сутки? (которые стоят). 14. Назовите детский юмористический киножурнал. («Ералаш»). 15. Какой страшный зверь падок до малины? (медведь). 16. Какой жук носит название того месяца, в котором он родился? (майский). 17. Какие птицы не умеют летать? (пингвины и страусы). 18. Продукт, который получают из свеклы и тростника? (сахар). 19. Подземная железная дорога? (метро). 20. Какое государство можно носить на голове? (Панама). 21. Какое топливо добывают на болоте? (торф). гейм «Заморочки из бочки» Ведущий выносит на подносе 6 разноцветных пронумерованных бочонков (можно использовать капсулы от «киндер-сюрпризов» и вложить внутрь их номера вопросов). Тянуть бочонки начинает команда, у которой на данный момент меньше очков. Ведущий зачитывает команде вопрос, номер которого указан на бочонке. При правильном ответе на вопрос команда получает 2 балла. Вопросы второго гейма: 1. С помощью этого предмета главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела). 2. Она пришла к нам из сказки Андерсена. Ее имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как ее зовут? (Дюймовочка). 3. В какой сказке действуют ожившие фрукты и овощи? («Приключения Чипполино). 4. Игрушка – главный герой книги и мультфильма, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола. (Чебурашка). 5. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (Игла). 6. При царе Иване 1У были выпущены монеты, на которых изображен всадник с копьем в руке. Как назывались эти монеты? (Копейки). гейм «Темная лошадка» Ведущий объясняет, что он загадал одно известное произведение. И, чтобы его отгадать, он будет давать подсказки к нему. Таких подсказок будет пять. Если какая-нибудь команда узнает произведение после первой подсказки, то она получит 5 баллов, после второй подсказки уже 4 балла, и так по убывающей. Начинает отвечать та команда, капитан которой быстрее поднимет руку. Подсказки: 1. Главная героиня этого произведения неожиданно разбогатела. 2. У нее появилось много друзей, для которых стали устраиваться приемы. 3. Ее попытались похитить, но неожиданно появился молодой смельчак и спас ее. 4. Дело кончилось свадьбой. 5. Самым ценным достоянием главной героини был самовар. Ответ: (Муха-Цокотуха). гейм «Гонка за лидером» Каждой команде подряд задают 20 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если в течение 3-х секунд после прочтения вопроса команда не дает никакого ответа, ведущий зачитывает правильный ответ и задает следующий вопрос. Ведущий начинает задавать вопросы той команде, у которой меньше очков. Вопросы для первой команды: 1. Корова в детстве? – Теленок. 2. Дом автомобиля? – Гараж. 3. «Семь раз отмерь, один раз...» - Отрежь. 4. Костюм космонавта? – Скафандр. 5. Северная столица России? – Санкт-Петербург. 6. Какой город летает? – Орел. 7. Какой снег быстрее тает: чистый или грязный? – Грязный. 8. Автомашина, считающая чужие деньги? – Такси. 9. Герой народных кукольных представлений? – Петрушка. 10. Волшебная скатерть, на которой сама появляется еда? – Самобранка. 11. Отец деревянного мальчика? – Папа Карло. 12. Участок земли для выращивания овощей? – Огород. 13. Вода в газообразном состоянии? – Пар. 14. Одновременный ход королем и ладьей в шахматной партии? – Рокировка. 15. Седьмая буква в слове «электрификация»? – Буква «и». 16. Площадка для бокса? – Ринг. 17. Что делает еж зимой? – Спит. 18. Есть ли на свете Оранжевое море? – Нет. 19. День веселья, радости, торжества? – Праздник. 20. По-итальянски «тартуфель», а по-русски...? – Картофель. Вопросы для второй команды: 1. Колобок, обросший иглами? – Еж. 2. Дом собаки? – Конура. 3. Самая первая книга ученика? – Букварь. 4. Личный транспорт Бабы-Яги? – Ступа / Помело. 5. Ребенок козы? – Козленок. 6. Кто говорил волшебные слова: «Сим, Сим, откройся!»? – Али-Баба.. 7. Вьют ли наши перелетные
|