7:44 AM Пятна на учительском мундире |
Пятна на учительском мундире. Случай в сельской школе вновь заставляет задуматься о пробелах среднего образования Имеет ли право педагог поднимать руку на ученика? А унижать его, словом или действием? Думается, двух мнений на этот счет быть не может: разумеется, нет. И с точки зрения закона, и с точки зрения нормальной человеческой морали ученик для учителя – существо неприкосновенное. Однако практика показывает, что эта истина, к сожалению, далеко не абсолютна… «Школа всегда являлась центром культуры, просвещения на селе, а учитель всегда был самым уважаемым человеком. Народ, уважая учителя, желая светлого будущего молодым, говорил «Мугалiм бол!» Мы, сельские учителя, всегда стремимся поддерживать авторитет выбранной профессии», – такими словами начинается письмо, переданное в редакцию «Казахстанской правды» коллективом преподавателей Кенбидаикской средней школы (Коргалжынский район Акмолинской области), в котором они рассказывали о ситуации, сложившейся в их учебном заведении. Началось все с прихода в 2004 году на работу нового учителя – Галыма Балгожина. Зоотехник по образованию, он сумел окончить курсы при Институте повышения квалификации педагогических кадров и стал преподавать детям географию. По словам кенбидаикских учителей, за то время, что он провел в стенах учебного заведения в качестве преподавателя, за ним не раз замечалось некорректное отношение как к учащимся, так и к коллегам, но жесткая нехватка кадров не давала руководству возможности «разбрасываться» педагогами, и Балгожин продолжал работать. В марте 2008 года в стенах сельской школы приключился инцидент: один из учеников десятого класса подозревался в вымогательстве денег у младших, и этими школьниками стали двое детей учителя географии. Чтобы не выносить сор из избы, школа решила устроить разбирательство своими силами. В учительскую пригласили всех фигурантов события – обвиняющегося в «рэкетирстве» старше¬классника и его «жертв» вместе с отцом-преподавателем Галымом Балгожиным. Школяру предложили извиниться, учителю – благосклонно эти извинения принять и разойтись с миром, но последний решил от запланированного сценария отступить. Как уверяет очевидец происшествия школьный завуч Раиса Матаева, он ударил десятиклассника (в результате – легкое сотрясение мозга и перелом костей носа), после чего заставил Даленова целовать ноги ему и его детям… Когда мы поинтересовались версией происшедшего у самого Галыма Балгожина, он уверял, что школьника он никоим образом не унижал, а ударил его, позвольте процитировать, «как отец» (семьи Балгожина и Даленова – родственники), и вообще на «разборке» он присутствовал в качестве частного лица. В этом случае, правда, возникает вопрос: для чего было проводить личные разборки в школьных стенах, где учитель должен при любых обстоятельствах оставаться учителем?.. Как бы там ни было, родители мальчика на Балгожина заявление в органы правопорядка не подали, так что уголовного дела против учителя возбуждено не было. Но о происшествии все-таки было заявлено в прокуратуру, и процесс, как говорится, пошел. Прокурор Коргалжынского района, советник юстиции Бауржан Аскаров рассказал, что им было внесено представление об устранении нарушения законности начальнику районного отдела образования Бахыт Ахатовой, в котором была изложена возникшая ситуация и содержалась просьба поставить вопрос о соответствии Балгожина занимаемой должности. В результате директор школы Бану Ибраева была привлечена к дисциплинарной ответственности, а учитель географии – уволен. – Родители мальчика претензий к учителю не выставили, но претензии к нему были у прокуратуры, – говорит прокурор района. – Пускай не уголовную, но дисциплинарную ответственность он должен был понести, мы посчитали, что он не достоин работать учителем. Но Балгожин со своим увольнением не согласился и через суд хотел восстановиться на работе (якобы его уволили незаконно). В суде районный отдел образования пошел ему навстречу, и дело было решено за примирением сторон, одним из условий которого стало то, что учитель пишет заявление об увольнении по собственному желанию. Галым Балгожин требуемое заявление написал, но в 2009 году снова решил вернуться в ту же самую школу. Руководство учебного заведения по понятным причинам ответило отказом, но при помощи еще одного суда ему удалось восстановиться на прежнем месте, в прежней должности, и уже в начале нынешнего учебного года он вновь начал преподавать в столь шумно покинутой им школе. Обычно держащиеся за коллектив педагоги известие о возвращении в свои ряды экс-коллеги восприняли вполне, для ситуации, адекватно. То бишь в штыки. Тем более когда стало известно, что по решению суда школа еще… оказалась должна ему довольно приличную сумму денег в качестве компенсации. Назначенной судом суммы у школы на тот момент не было, да и платить их Балгожину, по мнению директора, совершенно не за что… Школой была подана апелляция в Акмолинский областной суд, и учителя стали ждать, когда же восторжествуют справедливость и здравый смысл. – Лично я не понимаю рукоприкладства по отношению к ребенку, и мне бы даже в голову никогда не пришло, что можно ученика ударить, – говорит известный в Астане педагог с многолетним стажем, почетный работник образования РК Татьяна Ильященко, которую мы попросили прокомментировать случай. – Учитель – взрослый человек, а ребенок это и есть ребенок, и нужно в любой ситуации об этом помнить. Такого в школе быть не должно, и сохранять подобные кадры совершенно ни к чему. Учитель, обучая ребенка, одновременно его и воспитывает, эти процессы должны быть неразделимы. Только в этом случае не будет места таким вот расправам и от образования будет толк. Коллектив школы должен быть объединен общей идеей – и учителя, и ученики должны знать, для чего они переступают порог учебного заведения. Сложившая ситуация и последующая судебная тяжба, хоть и примечательны сами по себе, на деле служат еще и фоном, на котором становится особенно заметен серьезный пробел современного среднего образования: в школьной терминологии слово «воспитание» постепенно теряет свой смысл. Школа зачастую сосредотачивается только на том, чтобы дать ребенку необходимые знания, а воспитательные функции перекладываются на родителей, семью. Собственно, когда речь заходит о подобных инцидентах, начинаешь понимать, почему так происходит: о каком воспитании может идти речь там, где учитель позволяет себе оскорбить ученика и поднять на него руку? Между тем хороший педагог всегда найдет, каким образом добиться от ребенка по¬слушания, не прибегая ни к физическому воздействию, ни к нулевому по эффективности повышению голоса. И образовательный процесс для такого учителя никогда не будет идти вразрез с воспитательным. Просто потому, что одно без другого – «меч в руках сумасшедшего», как говорил Дмитрий Менделеев. ...Апелляцию, поданную директором Кенбидаикской средней школы, областная судейская коллегия удовлетворила, и Галым Балгожин лишился своего места, равно как и права на требуемую компенсацию. Однако после того как было озвучено решение суда, экс-педагог заявил, что будет «продолжать бороться за свои права». Что ж, это никому не запрещается. Главное, чтобы защита прав одного человека не превращалась в нарушение прав других людей. Юлия МАГЕР Астана http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1152013916&chapter=1260310613 |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|