Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Дневник

Главная » 2009 » Декабрь » 10 » Пятна на учительском мундире
7:44 AM
Пятна на учительском мундире
Пятна на учительском мундире. Случай в сельской школе вновь заставляет задуматься о пробелах среднего образования
Имеет ли право педагог поднимать руку на ученика? А унижать его, словом или действием? Думается, двух мнений на этот счет быть не может: разумеется, нет. И с точки зрения закона, и с точки зрения нормальной человеческой морали ученик для учителя – существо неприкосновенное. Однако практика показывает, что эта истина, к сожалению, далеко не абсолютна…

«Школа всегда являлась центром культуры, просвещения на селе, а учитель всегда был самым уважаемым человеком. Народ, уважая учителя, желая светлого будущего молодым, говорил «Мугалiм бол!» Мы, сельские учителя, всегда стремимся поддерживать авторитет выбранной профессии», – такими словами начинается письмо, переданное в редакцию «Казахстанской правды» коллективом преподавателей Кенбидаикской средней школы (Коргалжынский район Акмолинской области), в котором они рассказывали о ситуации, сложившейся в их учебном заведении.

Началось все с прихода в 2004 году на работу нового учителя – Галыма Балгожина. Зоотехник по образованию, он сумел окончить курсы при Институте повышения квалификации педагогических кадров и стал преподавать детям географию. По словам кенбидаикских учителей, за то время, что он провел в стенах учебного заведения в качестве преподавателя, за ним не раз замечалось некорректное отношение как к учащимся, так и к коллегам, но жесткая нехватка кадров не давала руководству возможности «разбрасываться» педагогами, и Балгожин продолжал работать.

В марте 2008 года в стенах сельской школы приключился инцидент: один из учеников десятого класса подозревался в вымогательстве денег у младших, и этими школьниками стали двое детей учителя географии. Чтобы не выносить сор из избы, школа решила устроить разбирательство своими силами. В учительскую пригласили всех фигурантов события – обвиняющегося в «рэкетирстве» старше¬классника и его «жертв» вместе с отцом-преподавателем Галымом Балгожиным. Школяру предложили извиниться, учителю – благосклонно эти извинения принять и разойтись с миром, но последний решил от запланированного сценария отступить. Как уверяет очевидец происшествия школьный завуч Раиса Матаева, он ударил десятиклассника (в результате – легкое сотрясение мозга и перелом костей носа), после чего заставил Даленова целовать ноги ему и его детям…

Когда мы поинтересовались версией происшедшего у самого Галыма Балгожина, он уверял, что школьника он никоим образом не унижал, а ударил его, позвольте процитировать, «как отец» (семьи Балгожина и Даленова – родственники), и вообще на «разборке» он присутствовал в качестве частного лица. В этом случае, правда, возникает вопрос: для чего было проводить личные разборки в школьных стенах, где учитель должен при любых обстоятельствах оставаться учителем?..

Как бы там ни было, родители мальчика на Балгожина заявление в органы правопорядка не подали, так что уголовного дела против учителя возбуждено не было. Но о происшествии все-таки было заявлено в прокуратуру, и процесс, как говорится, пошел.

Прокурор Коргалжынского района, советник юстиции Бауржан Аскаров рассказал, что им было внесено представление об устранении нарушения законности начальнику районного отдела образования Бахыт Ахатовой, в котором была изложена возникшая ситуация и содержалась просьба поставить вопрос о соответствии Балгожина занимаемой должности. В результате директор школы Бану Ибраева была привлечена к дисциплинарной ответственности, а учитель географии – уволен.

– Родители мальчика претензий к учителю не выставили, но претензии к нему были у прокуратуры, – говорит прокурор района. – Пускай не уголовную, но дисциплинарную ответственность он должен был понести, мы посчитали, что он не достоин работать учителем. Но Балгожин со своим увольнением не согласился и через суд хотел восстановиться на работе (якобы его уволили незаконно). В суде районный отдел образования пошел ему навстречу, и дело было решено за примирением сторон, одним из условий которого стало то, что учитель пишет заявление об увольнении по собственному желанию.

Галым Балгожин требуемое заявление написал, но в 2009 году снова решил вернуться в ту же самую школу. Руководство учебного заведения по понятным причинам ответило отказом, но при помощи еще одного суда ему удалось восстановиться на прежнем месте, в прежней должности, и уже в начале нынешнего учебного года он вновь начал преподавать в столь шумно покинутой им школе.

Обычно держащиеся за коллектив педагоги известие о возвращении в свои ряды экс-коллеги восприняли вполне, для ситуации, адекватно. То бишь в штыки. Тем более когда стало известно, что по решению суда школа еще… оказалась должна ему довольно приличную сумму денег в качестве компенсации. Назначенной судом суммы у школы на тот момент не было, да и платить их Балгожину, по мнению директора, совершенно не за что… Школой была подана апелляция в Акмолинский областной суд, и учителя стали ждать, когда же восторжествуют справедливость и здравый смысл.

– Лично я не понимаю рукоприкладства по отношению к ребенку, и мне бы даже в голову никогда не пришло, что можно ученика ударить, – говорит известный в Астане педагог с многолетним стажем, почетный работник образования РК Татьяна Ильященко, которую мы попросили прокомментировать случай. – Учитель – взрослый человек, а ребенок это и есть ребенок, и нужно в любой ситуации об этом помнить. Такого в школе быть не должно, и сохранять подобные кадры совершенно ни к чему. Учитель, обучая ребенка, одновременно его и воспитывает, эти процессы должны быть неразделимы. Только в этом случае не будет места таким вот расправам и от образования будет толк. Коллектив школы должен быть объединен общей идеей – и учителя, и ученики должны знать, для чего они переступают порог учебного заведения.

Сложившая ситуация и последующая судебная тяжба, хоть и примечательны сами по себе, на деле служат еще и фоном, на котором становится особенно заметен серьезный пробел современного среднего образования: в школьной терминологии слово «воспитание» постепенно теряет свой смысл. Школа зачастую сосредотачивается только на том, чтобы дать ребенку необходимые знания, а воспитательные функции перекладываются на родителей, семью. Собственно, когда речь заходит о подобных инцидентах, начинаешь понимать, почему так происходит: о каком воспитании может идти речь там, где учитель позволяет себе оскорбить ученика и поднять на него руку? Между тем хороший педагог всегда найдет, каким образом добиться от ребенка по¬слушания, не прибегая ни к физическому воздействию, ни к нулевому по эффективности повышению голоса. И образовательный процесс для такого учителя никогда не будет идти вразрез с воспитательным. Просто потому, что одно без другого – «меч в руках сумасшедшего», как говорил Дмитрий Менделеев.

...Апелляцию, поданную директором Кенбидаикской средней школы, областная судейская коллегия удовлетворила, и Галым Балгожин лишился своего места, равно как и права на требуемую компенсацию. Однако после того как было озвучено решение суда, экс-педагог заявил, что будет «продолжать бороться за свои права». Что ж, это никому не запрещается. Главное, чтобы защита прав одного человека не превращалась в нарушение прав других людей.
Юлия МАГЕР

Астана
http://www.kazpravda.kz/index.php?uin=1152013916&chapter=1260310613
Категория: Разговор в учительской | Просмотров: 1868 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 8:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Все лучшее в душе осталось... [22]
Воспоминания о людях, которые встречались на моих журналистках дорогах.
Кабачок "13 табуреток" [25]
Поговорим "за жизнь"!
Любимые стихи [80]
Уважаемые коллеги! Давайте обмениваться здесь своими любимыми стихотворениями. Таким образом, мы составим общий альбом самых любимых стихотворений.
Из дальних странствий возвратясь [7]
Побывали в путешествии? расскажите всем!
Салон красоты [1]
Искусство стать красивым
Хочу поделиться... [53]
Дневник учителя [12]
В этой рубрике, дорогие коллеги, вы можете писать на все темы, которые вас волнуют, поделиться наболевшим.
Дневник Людмилы [31]
Дневник администратора сайта журналиста Людмилы Мананниковой.
Альманах "Синяя птица" [36]
Творчество педагогов и их воспитанников
Салют, пионерия! [4]
Вспомним наше пионерское детство. Альтернатива пионерии сегодня, на ваш взгляд.
Куда пойти учиться? [7]
Представляем вузы, колледжи, профессиональные школы, частные школы Казахстана.
Представляем членов редколлегии нашего журнала [9]
Разговор в учительской [40]
Этика профессии
Клуб любителей пословиц [101]
Школьные истории [4]
Вы работаете или учитесь в школе, и у вас есть интересная школьная история? Эта рубрика для вас. У вас есть интересное школьное воспоминание из детства? Это тоже для вас!
Не равнодушным к чужим проблемам [3]
Автор блога - Татьяна Цафт

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru