Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Дневник

Главная » 2009 » Декабрь » 21 » Таланты нам без надобности
7:06 AM
Таланты нам без надобности
МОСКОВСКИЙ  ВЕСТНИК
Примерно так звучит стандартный ответ, который получает профессор Юрий АЗАРОВ в различных высоких инстанциях в течение многих лет. А речь идёт о внедрении уже апробированной и давно используемой как по эту, так и по ту сторону Атлантики методике диагностики и активации заложенных в человеке способностей. Причём методика эта работает и на детях, и на взрослых.

НИКОГДА НЕ ПОЗДНО
По разным оценкам, мы используем возможности собственного мозга в диапазоне от 5 до 15 процентов. Причём те, кому удаётся пересечь рубеж в 10%, считаются людьми очень одарёнными, а планка в 12% доступна только гениям. Обычный же, так сказать, среднестатистический человек задействует свои серые клеточки меньше чем на одну десятую их потенциальной мощности. И о том, на что он способен на самом деле, не знает до самой своей смерти. Получается, что почти все свои дарования мы уносим с собой в могилу. Обидно, не правда ли?

Методик ранней диагностики дарований придумано немало. И у нас в стране, и за рубежом. «Продвинутые» педагоги и родители пользуются ими весьма успешно: идея взрастить талант с колыбели многим кажется весьма заманчивой. Но в большинстве случаев это их личная инициатива. Государственной программы, ориентированной на существующую систему дошкольного и школьного воспитания и являющейся обязательной для всех учреждений этого профиля, в стране не существует.

Со взрослыми ситуация ещё хуже. Принято считать, что чем старше становится человек, тем меньше шансов пробудить в нём способности, которые остались незамеченными в детстве. Да и времени на их реализацию у него остаётся всё меньше и меньше. Поэтому исследователей, занимающихся этой проблемой, не так уж много. И те, кому не повезло родиться в педагогически подкованных семьях, кому в жизни не встретились педагоги-новаторы, в большинстве своём живут так, словно никаких достойных развития способностей у них нет. Конечно, не каждый из них гениален, как Пушкин, Эйнштейн или Рембрандт, но людей абсолютно бездарных среди них буквально единицы (и это уже не их вина, просто природа в их генный аппарат чего-то недовложила).

Юрий Петрович Азаров принадлежит к числу тех учёных, кому взрослые интересны не меньше, а может, и больше, чем дети. Методика, над которой он работает практически всю жизнь, применима и к тем, кому только пять, и к тем, кому за семьдесят. Верхний «порог» кого-то может смутить, но в мировой практике есть примеры, когда люди весьма преклонного возраста успешно осваивали живопись, начинали заниматься керамикой, скульптурой, музыкой или увлекались, к примеру, техническим творчеством. Так что если и можно сомневаться в методике Азарова, то это будет касаться «скоростных» её параметров. Учёный убеждён, что раскрытие потенциала любого человека независимо от возраста может происходить практически мгновенно. Однако законы физиологии всё-таки никто пока не отменял, а в 70 лет скорость протекания процессов в головном мозге значительно ниже, чем в десять. Но из этого вовсе не следует, что человек, у которого большая часть жизни уже за плечами, ни на что не способен.

А если говорить о тех, кто находится в зените жизненной активности, то для них азаровские методики представляют собой тот самый редкий шанс кардинально изменить свою судьбу, если не в профессиональном (хотя и это не исключено), то, во всяком случае, в творческом, духовном аспекте.
В ОТСУТСТВИИ ЛЮБВИ И СВЕТА
Есть такая мудрая поговорка: если человека всё время называть свиньёй, он рано или поздно захрюкает. На этом, к сожалению, и стоит вся наша традиционная педагогика. Как школьная, так и семейная. Ну не принято у нас хвалить детей, одобрять и подбадривать. Вот критиковать и ограничивать – это, пожалуйста, хоть с утра и до вечера. Часто вы слышали в детстве от мамы или папы «какой ты у меня сообразительный (ловкий, смелый, аккуратный – нужное подчеркнуть)»? Зато на эпитеты вроде «балда», «растяпа», «недотёпа» они наверняка не скупились. Применительно к процессу «выращивания» дарований эта порочная практика имеет самые катастрофические последствия. Спросите любого взрослого, и в девяти случаях из десяти он согласится, что человек приходит в этот мир, наделённый хоть какими-нибудь, хоть скромными, но дарованиями. Но когда дело доходит до того, чтобы признать их в собственной дочери или сыне (о признании их наличия у супруга, коллеги, приятеля речь вообще, как правило, не идёт), начинаются сомнения и колебания. Отсутствие у взрослого реальной, то есть выражающейся поступками, а не только словами, веры в одарённость своего ребёнка и является, по мнению Юрия Азарова, главной причиной того, что большая часть наших дарований пропадает втуне, так и не успев проклюнуться в нашей душе.

Воспитание – занятие энергозатратное. Потому многие родители и стараются свести этот многогранный и многоступенчатый процесс к чтению сказок перед сном, банальной проверке уроков да к заботам о том, чтобы родное чадо было сыто-обуто-одето. И признание талантов даже в зачаточной стадии влечёт за собой какую-то работу по их развитию, а вот это уже требует и сил, и времени, и средств. Но главное – это своего рода констатация превосходства своего ребёнка над собой. Он-де талантлив, а я что же – бездарь? Мои-то родители никаких талантов во мне не признавали. И ситуация сворачивается в замкнутый круг. На уровне подсознания (как и большинство исследователей в этой области, Азаров именно ему отдаёт одну из ключевых ролей в активации способностей) срабатывает механизм психологической защиты: если мои родители не признавали во мне талантов, то почему я должен признавать их в своём ребёнке? За что ему такая честь? Почему это он должен быть лучше, чем я? И человек погружается во тьму зависти и ревности. А заодно тянет туда с собой и существо, которому он сам дал жизнь.
ПЯТЬ ШАГОВ К СОБСТВЕННОМУ ТАЛАНТУ
В основе методики Юрия Азарова лежит трансцендентно-ассоциативное ускорение (ТАУ) – своего рода педагогическая нанотехнология, суть которой в том, что незримые и никем пока не исследованные частицы нашего микромира живут в наших душах, проявляясь во внешнем мире и словом, и цветом, и звуком. На семинарах-тренингах у Азарова люди, никогда не бравшие в руки кисти, начинают рисовать, не знавшие нотной грамоты – сочиняют музыку. Но это, разумеется, не самоцель. Прорыв в сферу художественного творчества активизирует креативные способности и в области профессиональной деятельности человека, поскольку он начинает осознавать, что в состоянии преобразовать окружающую его реальность, сделать свою жизнь ярче, насыщеннее, осмысленнее.
По теории Азарова, первым условием пробуждения таланта является вера человека в то, что он им не обделён и что у него есть все возможности для того, чтобы скрытый пока и от окружающих, и даже от него самого потенциал реализовать. Заронить эту веру в человека нелегко: такова уж наша природа – мы привыкли сомневаться в том, чего не видим собственными глазами. Искусство подбора такого «ключика» к каждому конкретному человеку и есть одна из базовых составляющих методики Азарова.

Вера же, по его убеждению, «обеспечивает вспышку энергии Любви, Свободы и Красоты», то есть переход в качественно иное психоэмоциональное состояние, которое поэты именуют окрылённостью, или вдохновением. Это состояние даёт человеку возможность сделать следующий шаг – повысить самооценку. Великие полководцы всех времён и народов на разные лады повторяли одну простую истину: человек, не верящий в то, что он способен победить, уже наполовину побеждён.

По Азарову, каждый человек способен создать шедевр в искусстве. Согласитесь, планка всё-таки слишком высока. «Шедевр» – явление в художественном мире из ряда вон выходящее. И даже гений в состоянии произвести его на свет только в результате долгих трудов, в том числе и ученических. Потому как без освоения азов, то есть технических приёмов, составляющих основу любого вида искусства, подлинное творчество невозможно. Отменить их никакое озарение не в состоянии. Так что, скорее, можно говорить о пути открытия потенциальных способностей создать нечто, достойное внимания, но никак не о сотворении собственно шедевра. Но если откорректировать высоту планки, то методика представляется достаточно эффективной.

Четвёртое условие – скорость. Да, Модильяни и Шишкин, на авторитет которых опирается Азаров, утверждали, что «писать надо быстро». Но что тогда делать, к примеру, с Ивановым, который работал над «Явлением Христа» более двадцати лет? Однако у любой медали – две стороны. Первые результаты, которые не заставляют себя долго ждать, помогают человеку поверить в свои силы и решиться продолжать эксперимент по расширению своих возможностей.
И, наконец, пятый шаг – овладение искусством визуализации. Техника эта известна давно, и Азаров умело использует её в своей методике: чем чётче человек представляет себе конечную цель своих стремлений и поступков, тем больше шансов, что он до этой цели доберётся.
ТАЛАНТЛИВЫЙ – ЗНАЧИТ «ТРУДНОУПРАВЛЯЕМЫЙ»
Юрий Азаров известен как автор научных и публицистических монографий по проблемам воспитания, психологических романов-исследований, трансцендентальных эссе. Его картины экспонировались в Третьяковской галерее, в ЦДЛ и ЦДРИ, в королевском замке Варшавы, на выставках во Франции и США. А не так давно в издательстве «Русский мир» вышел альбом «Свет Любви и Свободы». Многие картины, вошедшие в него, – это иллюстрации к романам автора «Пророки и пророчицы», «Паразитарий», «Групповые люди» и многим другим. Но это не просто сборник репродукций, это синтез живописи с философскими и психолого-педагогическими максимами, на которых Юрий Азаров строит свои методики.

Скептики могут возразить: в кризисные времена не философией надо заниматься, а конкретными экономическими и социальными преобразованиями. В качестве контраргумента Азаров приводит высказывание выдающегося философа И.А. Ильина: «Россия выйдет из того кризиса, в котором она находится, и возродится к новому творчеству и новому расцвету – через сочетание трёх основ духа: свободы, любви и предметности (т.е. созидательной деятельности). А вся современная культура сорвалась на том, что не сумела сочетать эти основы».

Подтверждения эффективности своего метода Юрий Азаров собирает в папку весьма внушительных размеров. Есть в ней бумаги и на английском, и на французском, и на китайском языках. Но на отечественных чиновников впечатления она не производит. Равно как и отзывы участников авторских семинаров-тренингов, которые он регулярно проводит. И даже оценки экспертов из уважаемых научных и общественных организаций. И дело тут не конкретно в методике самого Азарова. На его месте мог оказаться другой новатор, разработавший ещё более эффективную программу, а результат был бы тот же. И не только в неповоротливости нашей бюрократической системы (система эта в любой стране мира работает со скрипом). Хотя, конечно, напрягаться, разрабатывать соответствующие директивы, вносить изменения в уже существующие положения, проводить переподготовку педагогов, снабжать их необходимыми материалами – ну какой чиновник воспримет всё это с энтузиазмом. «Держать и не пущать» гораздо легче. А главное – ответственности никакой.

Но возьмём на себя смелость предположить, что проблема кроется гораздо глубже. В самом деле, ну зачем государству таланты в большом количестве? Человек талантливый в систему не вписывается, а всё время норовит вырваться за установленные рамки. И в общие критерии он не умещается, а требует индивидуального подхода. Им труднее манипулировать, то есть… управлять. Он ведь осознаёт себя личностью, а системе для равномерной и бесперебойной работы по-прежнему нужны винтики. Зная цену себе и результатам своего труда, талантливый человек будет требовать соответствующих условий труда и достойной оплаты, а обеспечить всё это государство в состоянии только весьма ограниченному числу индивидуумов. «На всех» возможностей всё равно не хватит. А в повышении социальной напряжённости ни одно государство не заинтересовано. Тут и имеющихся в наличии талантов дома никак не удержишь. Так и норовят уехать за рубеж, пусть и на время, а не навсегда, как во времена не столь отдалённые. Ну и какой тогда прок в развитие этих самых талантов государственные деньги вкладывать, если дивиденды от этих вложений уплывут за кордон?

Нет уж, давайте-ка повременим. Жили мы до сих пор без массового воспроизводства талантов, и ничего, не умерли. А то, что буксует Программа формирования кадрового потенциала России, о необходимости которой говорил президент в прошлогоднем послании Федеральному собранию РФ, так это в порядке вещей. Мало ли хороших инициатив начинается у нас за здравие, а заканчиваются за упокой?

Андрей БОРОДИН
http://www.lgz.ru/article/11060/
Категория: Разговор в учительской | Просмотров: 1204 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Все лучшее в душе осталось... [22]
Воспоминания о людях, которые встречались на моих журналистках дорогах.
Кабачок "13 табуреток" [25]
Поговорим "за жизнь"!
Любимые стихи [80]
Уважаемые коллеги! Давайте обмениваться здесь своими любимыми стихотворениями. Таким образом, мы составим общий альбом самых любимых стихотворений.
Из дальних странствий возвратясь [7]
Побывали в путешествии? расскажите всем!
Салон красоты [1]
Искусство стать красивым
Хочу поделиться... [53]
Дневник учителя [12]
В этой рубрике, дорогие коллеги, вы можете писать на все темы, которые вас волнуют, поделиться наболевшим.
Дневник Людмилы [31]
Дневник администратора сайта журналиста Людмилы Мананниковой.
Альманах "Синяя птица" [36]
Творчество педагогов и их воспитанников
Салют, пионерия! [4]
Вспомним наше пионерское детство. Альтернатива пионерии сегодня, на ваш взгляд.
Куда пойти учиться? [7]
Представляем вузы, колледжи, профессиональные школы, частные школы Казахстана.
Представляем членов редколлегии нашего журнала [9]
Разговор в учительской [40]
Этика профессии
Клуб любителей пословиц [101]
Школьные истории [4]
Вы работаете или учитесь в школе, и у вас есть интересная школьная история? Эта рубрика для вас. У вас есть интересное школьное воспоминание из детства? Это тоже для вас!
Не равнодушным к чужим проблемам [3]
Автор блога - Татьяна Цафт

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru