5:37 AM Страсти по хиджабу |
№ 237 (16868) от 22.12.2009 Ирина ГАЛУШКО, Шымкент В Южном Казахстане разгорается новый скандал из-за желания учениц одной из городских школ посещать уроки в хиджабах. Права ходить на занятия с покрытой головой добиваются девять учениц, которые заверяют, что в случае запрета или психологического давления на них готовы оставить школу. Тему ношения хиджабов ученицами общеобразовательных школ "ЭК" поднимал уже не единожды (см. "Бери хиджаб - иди домой" от 11.09.2009, "Хиджаб портфелю не помеха?" от 24.09.2009, "Ношение хиджабов в школах Казахстана запрещено" от 29.09.2009). Как сообщалось, однозначного ответа на вопрос, можно ли школьницам носить хиджаб, представители государственных органов так и не дали. Во всяком случае, министерства образования и науки и юстиции рассматривают эту ситуацию под совершенно разными углами. Первое считает, что хиджабам в школах не место, а второе утверждает, что Конституция подобных ограничений на граждан страны не налагает. А пока в министерствах не могут прийти к единому мнению, конфликтные ситуации, связанные с ношением хиджаба, возникают то в одной, то в другой школе республики. Форменный переполох На сей раз в эпицентре скандала оказалась шымкентская школа NN 66. Сегодня уже девять учениц этого учебного заведения приходят на занятия в хиджабах. Первой с покрытой головой в школу пришла дочь местного имама Фируза Амреева. - В платке моя дочь ходит с малых лет, - рассказывает ее отец, главный имам мечети Кождан-ата Бекайдар Амреев. - Да и как иначе? Я как представитель духовенства постоянно об этом говорю людям. И кто меня послушает, если моя собственная дочь будет ходить с непокрытой головой? В прошлом году мы конфликт уладили, и в итоге дочери разрешили носить хиджаб. А недавно меня опять вызвали в школу. Показали какие-то бумаги из облоно. Говорят: "У нас единая форма, и платок нужно снять". Я говорю: "Да где же она, единая форма? Девушки ходят в школу кто в юбках, кто в брюках". Так мы ни о чем и не договорились. На самом деле обсуждать, надевать хиджаб или нет, мы даже не имеем права. Это приказ Аллаха. Но и при этом мы никого не заставляем. Вслед за Фирузой к такому же решению через несколько месяцев пришла другая старшеклассница Эльмира Ташимова. Проблемы не заставили себя долго ждать. - Как-то я пришла в школу в черном платке, - делится девушка. - Меня увидела завуч и со словами: "У нас что, здесь траур?" сдернула его с головы. И когда к Фирузе и Эльмире присоединились еще несколько человек, конфликты с руководством школы стали регулярными. - Нас называют сектантками и ваххабитками, - добавляет Эльмира Ташимова. - Говорят нашим сверстникам, чтобы с нами не общались. Дошло уже до того, что стали грозить инспекцией по делам несовершеннолетних. А еще нам умышленно занижают оценки. Проблема есть - Ситуация действительно сложная, - считает руководитель южноказахстанского филиала Союза мусульман Казахстана Ерлан Бектимиров. - И проблема волнует сейчас не только этих школьниц. Ко мне обратился имам мечети, расположенной в микрорайоне "Север", и рассказал, что девочки в отчаянии, и просил помочь. Тема негативного отношения руководства школ к ношению хиджабов ученицами уже стала предметом обсуждения в мечетях. К примеру, на одном из последних пятничных намазов главный имам мечети Кождан-ата обратился к своим прихожанам с просьбой помочь в решении проблемы, если это кому-то по силам. Разве это не говорит о серьезности ситуации? Ведь люди разные, и они по-разному могут реагировать на призыв о помощи. Вообще же запреты в вопросах веры могут иметь различные, порой достаточно опасные последствия. И молчать об этой проблеме уже нельзя. Особенно у нас - на юге, где и в советское время люди хорошо знали, что такое ислам, вера. Сейчас - тем более. В большинстве своем здесь живут люди, исповедующие ислам, и нужно создавать для них условия. Да, собственно, следует создавать условия для любой религии. В данном случае, когда нет единого мнения по вопросу ношения хиджаба в школе, необходимо продумать вопрос об открытии для таких детей отдельных школ, где преподавали бы только женщины, которые бы знали и религию, и предмет. Как бы там ни было, не замечать проблемы больше нельзя. Она есть и требует незамедлительного решения. - В Коране есть аят о хиджабе, - добавляет Бекайдар Амреев. - К тому же его ношение не противоречит нашей Конституции - главному документу страны. В-третьих, министр юстиции Рашид Тусупбеков говорит, что ношение хиджабов в казахстанских образовательных учреждениях не ограничивается действующим законодательством. Президент тоже сказал: "Наши предки - тюрки, наша вера - ислам, книга - Коран". - Нам не только платки, но и длинные юбки носить запрещают, - добавляет Эльмира Ташимова. - Зато к тем, кто носит мини, претензий нет. По словам школьниц, сейчас по заданию директора школы учителя ходят по домам и уговаривают родителей подростков повлиять на своих детей. Однако практически все родные и близкие девочек поддерживают, и подобный способ воздействия пока эффекта не имеет. Как раз наоборот, есть семьи, где родственники готовы отстаивать их право на ношение хиджаба. Так, старший брат Эльмиры Ташимовой уже нанял для этой цели адвоката. Да и сами ученицы не собираются сдаваться. По их словам, если им не удастся отстоять право на ношение хиджаба, они уйдут из школы. Даже несмотря на то, что до ее окончания остается всего полгода. - Продолжим образование в вечерней школе, где у нас не будет проблем из-за формы одежды, - вступает в разговор Шолпан Лепесова. - Наши родители не против. На самом деле очень тяжело выдержать то давление, которое оказывается на нас со стороны руководства школы. А представители школьной власти утверждают, что никакого давления на девочек никто не оказывал и оказывать не собирался. Да, не единожды беседовали. Да, пытались и пытаются убедить. Но давить, а уж тем более называть ваххабитками и грозить ИДН - такого, по словам заместителя директора по воспитательной работе школы NN 66 Агабека Ешентаева, не было. Он же показал письмо из управления образования области с рекомендациями о необходимости проведения разъяснительной работы среди школьников по вопросу ношения хиджабов, а также заверил, что никаких проблем у школьниц не будет. И даже в случае отказа снять платки они смогут спокойно доучиться оставшиеся полгода. В управлении образования Южно-Казахстанской области корреспонденту "ЭК" сообщили, что о конфликтной ситуации в школе NN 66 слышат впервые. Хотя вообще обращений по поводу ношения хиджаба в школах в последнее время поступает действительно немало. - Мы всем объясняем, что в соответствии с законом "Об образовании" основными принципами государственной политики в области образования является светский, гуманистический и развивающий характер образования, - говорит заместитель начальника управления образования Южно-Казахстанской области Сауле Жаркынбекова. - В организациях образования запрещена деятельность религиозных объединений, а также ношение одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной вере. Хиджаб же подчеркивает принадлежность к определенной вере, что несовместимо с задачами общеобразовательной школы. Другими словами, если ребенок учится в государственном учебном учреждении, он должен подчиняться установленному в нем внутреннему распорядку. Вне школы - пожалуйста, пусть надевает все, что захочет. И потом, если уж на то пошло, казахи никогда не носили хиджаб. Это чуждый нам элемент одежды. И дико смотреть, как мы в век высоких технологий возвращаемся в какое-то средневековье. Вместе с тем в управлении образования признают, что проблема существует. И решать ее действительно нужно. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=35347 |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|