7:16 AM Родительское собрание "Взаимодействие семьи и школы в модернизации образования" |
Калиякбарова Т.А., классный руководитель 5 «А» класса г. Аксу Павлодарской области Коммунального государственного учреждения «Лицей города Аксу» Родительское собрание «Взаимодействие семьи и школы в модернизации образования» Цели и задачи: Построить тесное взаимодействие и взаимопонимание семьи и школы Ход собрания. На знакомство: Родители выбирают себе один стикер из 4 цветов (оранжевый, зеленый, желтый, розовый). Узнают имя соседа и пишут ему комплимент начинающий с его имени. Добрый день уважаемые родители. Я рада вас сегодня видеть на нашем классном собрании. Тема собрания: «Взаимодействие семьи и школы в модернизации образования» Сегодня мы с вами попробуем вместе разобраться - в чем же состоит это взаимодействие школы и семьи, почему оно необходимо. Мы вместе поставим вопросы и вместе найдем на них ответы и я надеюсь, научимся чуть лучше понимать друг друга. - И начнём мы это понимание с игры «Слепой поровоз». (родители проходят в фойе: 1 слепой с закрытыми глазами, второй посередине гудит, третий направляющий). -Мне бы хотелось бы узнать ваши ощущения по ролям: в какой роли вы чувствовали себя комфортно и как себя чувствует ваш ребёнок. Когда он движется слепо, не зная куда идти, когда он в середине ведомый и только иногда подаёт сигнал, или является направляющим. И для того чтобы наш ребёнок чувствовал себя комфортно и чётко знал куда ему идти мы с вами попробуем проложить этот путь поддержки нашего чада. В качестве логотипа я выбрала картинку изображающую две руки как символ – школы и семьи, которые выращивают зеленый росток – символизирующий наших детей. Эпиграф нашего собрания: «Понимание – это улица с двухсторонним движением» (Элеонора Рузвельт). Родители и педагоги – две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько, прежде всего, взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения. Идеалом, к которому стремится семья, школа, все наше общество, является всесторонне развитый человек, образованный, здоровый физически и нравственно, умеющий и любящий трудиться. Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания и обучения. В 5 классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Дети поменяли школу и у них не только новые учителя но и новые одноклассники. В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства – достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживают это событие как важный шаг в своей жизни. Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований, и если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни. Вот, именно здесь необходимо чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, и помогли подростку справиться с возникающими трудностями; учитель стремится ориентировать ученика на способы получения знаний «для себя». Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребёнка, то учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие. К сожалению, для ученика ценность учения не всегда занимает достойное место, познавательная активность школьника развита слабо и только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат. Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая учеников, мечтают о том же: об успехах своих учеников. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Как же смотивировать ученика, чтобы ученик получал удовольствие от учёбы. Когда мы удовлетворены – мы счастливы. Когда мы счастливы - мы достигаем желаемого. Достигнув желаемого - мы успешны. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью. Л.Н. Толстой Сегодня мы проведем родительское собрание в форме разных сторон. Разделимся на четыре группы «Учитель», «Ученик», «Родители» и «Эксперты». И постараемся прийти к общему консенсуму, чтобы ученика мотивировать на успешное и комфортное обучение. Представьте, что вы: ученики, учителя, родители и наши эксперты. Итак, мы сказали, что и родители и учителя стремятся к тому, чтобы ученик был мотивирован на успех. Что же такое мотивация в словаре Познание - деятельность, результатом которой получается знание явлений внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности. Познание предполагает выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности. МОТИВАЦИЯ (лат. motivatio) - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека. Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. Система мотивации человека носит подвижный, изменяющийся во времени характер. Ее становление происходит в течении всей жизни человека и главным образом в детстве, в процессе развития ребенка. Задание - Мотивация Напишите, нарисуйте, расскажите как смотивировать ученика на самостоятельное получение знаний, изложите это на постерах. (каждая группа со своей позиции). Эксперты должны проанализировать 10 правил мотивации, и сделать клише. 10 важных правил, как мотивировать ребенка к учебе Итак, вот они - правила успешной мотивации 1. Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа. Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете. 2. Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка. Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в музыкальную школу. Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет. 3. Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка. После прочтения книги обсудите ее. Что заинтересовало? Что помогло достичь успехов главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом? 4. Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение. Создайте его! Запишите свое чадо в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии. 5. Поинтересуйтесь атмосферой в той школе, где учится ваш ребенок. Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания - это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если в отношении вашего ребенка началась травля — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности. 6. Узнайте также про ребят в классе. Кто там лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся - издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться - он и так самый умный. 7. Не реагируйте слишком бурно на плохие оценки, не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля. 8. Часто спад интереса к учебе может быть обусловлен очень высокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями. 9. Запомните: умный, одаренный ребенок не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот. 10. И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно. Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть. Процесс мотивации - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить. Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности. Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны. Прочитайте, что у вас получилось? «... Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам лживой жизни. Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведёт в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя», - считал Н. Сац. ІІ. Конфликтные ситуации в школе для «Учителя» 1. Ученица пятого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят. Прокоментируйте как бы вы поступили с позиции Учителя. Ответ: Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше. После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу. 2. Для «Родителя»: Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки. Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна. Ваш Ответ: Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы? Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону». Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом. Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят. 3. Для ученика: дать обе ситуации, «Ученики» комментируют со своей позиции. (А экспертам раздать Памятки которые они должны огласить и прокоментировать /с изменениями или без/ Необходимо чтобы мечты сбывались, и в наших с вами силах, чтобы эти мечты детей осуществились, надо только чуть постараться и лучше понимать и слышать друг друга. Слайд «Кувшин», Важно помнить, что каждый ребёнок сотворён с необыкновенными возможностями, главное увидеть и пробудить в нём чувство стремления, ответственности, любознательности и интереса. Интерес – это мотор жизнедеятельности. В.Г. Кротов Поддержите интерес своих детей. То что интересно вам, будет интересно и вашим детям. И в заключении я хочу вам дать небольшую памятку для родителей. Памятка для родителя: Рекомендации специалистов Филадельфийского детского центра по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка». 1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа «Кака прошел твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел и внимательно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. 2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю. 3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. И выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, в случае необходимости, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, на сколько возможно, не устанавливать наказания и поощрения (например: ты на полчаса можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше – за плохие). Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам. 4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок. Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать как ваш ребенок учится. 5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами. Установите вместе сребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их. 6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему, рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность. 7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течении этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе. Завершить стратегией «Что у меня на сердце»: сегодня мне бы хотелось чтобы каждый из вас оставил частичку своего сердца с его впечатлениями от родительского собрания и дальнейшими рекомендациями на следующее. Спасибо за внимание! |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|