Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2007 » Май » 25 » И зазвучала мелодия
4:22 AM
И зазвучала мелодия

В этот день в Алматинской областной школе-интернате им. И. Нусупбаева был праздник. Свое 60-летие отмечал Галимжан Гиреевич Тамендаров, учитель музыки и пения, руководитель детского хора  и ансамбля «Булбул». Было много песен, поздравлений, цветов. Звучали торжественные речи. На специальном стенде были собраны  фотографии, посвященные учителю.

 Думаю, воспитанникам школы-интерната очень повезло. Не в каждой школе музыку и пение преподает композитор, Лауреат международных конкурсов, заслуженный работник образования и культуры Казахстана и Татарстана… Хотя, дело даже не в званиях и наградах.  Дело – в жизненном призвании этого человека, в состоянии души, если хотите…

Начинал учиться музыке сельский паренек Галимжан с обыкновенной гармошки. Рос в деревне Мамлютка Северо-Казахстанской области. В то время свои певцы и музыканты были на каждой деревенской улице. Хорошо пел отец Галимжана – обычный рабочий. Уже в 3 года мальчик взял в руки кусок доски и попытался на нем что-то «сыграть». В 5 лет аккомпанировал отцу на свадьбах, подбирал мелодию на слух.

– Бытует мнение, что подбирать мелодию на слух вредно, – говорит Галимжан Гиреевич. – Ерунда все это! В нарушение всех правил я играл именно так и у меня развился гармонический слух. С тех пор я могу любую музыку с ходу подобрать.

Народная музыка, гармошка попали Галимжану, так сказать, в кровь… Уже в юности он не мыслил без них свою жизнь. С 15 лет стал работать музыкальным работником в пионерских лагерях, окончил музыкальное училище, музыкальное отделение Талдыкорганского педагогического института.

В казахской школе-интернате имени своего учителя Ибрагима Нусупбаева Галимжан Гиреевич работает с 1969 года, более 35 лет.

Пост хормейстера школы ему достался в наследство не только от Нусупбаева, но и от композиторов Б. Байкадамова и Н. Тлендиева. В школе-интернате № 12 в свое время учились Куляш Байсеитова, Нургиса Тлендиев, Асет Бейсеуов, многие другие знаменитые сегодня люди.

Школа меняла свои названия, один за другим приходили и уходили ее директора, лишь учитель музыки и пения, руководитель знаменитого школьного хора бессменно оставался на своем посту.

После окончания женского педагогического института к Тамендарову на практику пришла Мадина Ералиева. Учитель учил ее играть на баяне, отправлял на первый конкурс. Кое-кто тогда сомневался в певческих способностях девушки, но Тамендаров поверил в талант Мадины и не ошибся. В 1973 году во время участия в телевизионной передаче «Курдастар» аккомпанировал маленькой девочке Макпал Жунусовой.

Обе певицы пели его песни.

…Я присутствовала на репетициях большого школьного хора и вокальной группы, которые вел Галимжан Гиреевич. – Мне очень нравится петь, – сказал Мирас. – В хор я хожу с первого класса. Песни пою на казахском, русском, английском, татарском, эстонском языках. Мечтаю стать певцом.

Актоты нравится петь романсы, в хоре она уже запевает целых два года. Девочка говорит, что петь она очень любит и совсем не волнуется, когда выходит на сцену.

Учитель берет в свой хор всех желающих, а петь в интернате желают все дети. Таким образом, из 360 воспитанников школы 200 с лишним человек поют. Не участвуют в хоре лишь ребята, у которых проходит мутация голоса. Чаще этому явлению подвержены мальчики. Говорим мы и о том, какое замечательное влияние оказывает хор на воспитание детей. Развивает чувство коллективизма, благодатно влияет на нервную систему, лечит…

 – Обратили внимание, как громко у меня ребята поют? Это называется открытый звук. Я его не гашу. Лечебный массаж получается. Правда, когда идем на концерт, приходится их «утихомиривать».

Помимо интерната учитель работает в детском санатории «Алатау». Занимается упражнениями с детьми, у которых больные легкие. За 20 дней готовит с отдыхающими концерт.

– Дети, с которыми я работаю, никогда не заболевают астмой…

В интернате им. И. Нусупбаева учатся дети из многодетных, малообеспеченных семей, есть дети-сироты. Некоторым, особенно малышам, бывает трудно адаптироваться в незнакомом коллективе. Они скучают по родителям, родственникам. Педагог от природы, Галимжан-ага для них – родная душа. Каждую свободную минутку они прибегают в его маленький кабинет.

– Дети у нас хорошие. Дверь в моем кабинете всегда нараспашку, и сколько лет работаю, никогда ничего из него не пропадало.

Когда Галимжан Гиреевич заходит с баяном в группу самоподготовки, ребята в восторге! Песни попоют, расслабятся, потренируются, текст заодно повторят – и вновь принимаются «грызть гранит науки».

Сам учитель считает себя народником.

– Мне больше народные песни нравятся – русские, казахские, татарские. Наши ребята поют песни на немецком, эстонском, да на всех языках мира… Я – мелодист, мне очень важна в песне мелодия. Если ее нет, считайте, ничего нет. Мелодия должна за душу хватать, быть красивой. А что сейчас? Певцы безголосые, вместо песни – скороговорка, на компьютере голоса делают. А ведь традиции хоров идут еще от царской России.

Помимо работы в школе Галимжан Гиреевич руководит татарским ансамблем «Булбул-Сарман». За пропаганду татарской музыки ему было присвоено звание заслуженного деятеля культуры Татарстана.

– Как известно, композитор Асет Бейсеуов учился тоже в этом интернате, был учеником Ибрагима Нусупбаева?

– Да, мы с ним очень тесно работали. Это был человек незаурядный, широкой души, и в то же время простодушный, никого не обижал. В юности хотел стать певцом, но Нусупбаев ему сказал: «Ты будешь композитором». Асет рассказывал, что тогда целые сутки проплакал.

Как-то мы с ним ехали в Нарынкол и по дороге у Асета песня родилась – «Агаларым». Под рукой бумаги не оказалось, пришлось обертку с колбасы снять и на этой бумаге записывать ноты. Я сразу сказал: все будут эту песню петь! Правда, песня эта сразу не пошла, ее уже после смерти композитора стали петь.

Что касается музыки… Когда-то, старшее и среднее поколение помнит, в Союзе активно внедрялась система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского. Галимжан Гиреевич говорит, что система эта замечательная, но до многих ее элементов они с Ибрагим-ага додумались гораздо раньше, чем система эта стала широко пропагандироваться.

– В чем ее суть? Музыка должна сопровождать ребенка весь школьный день. Под музыку ребенок входит в класс, музыку включают на обычных уроках, например, на математике… Хорошая мелодия плодотворно действует на организм человека, вдохновляет его.

– Думаете, мы придем к этому?

– Обязательно придем!

- Я совсем не чувствую своего возраста, - сказал мне на прощание Галимжан Гиреевич. – У меня много творческих планов, вот-вот выйдут книги в моими песнями, музыкой, нотами   на казахском и татарском языках…

Век уже на дворе другой, предприимчивость вроде приветствуется, а проблемы в наших школах, а особенно в школах-интернатах, увы, остаются. И энтузиасты, подобные Галимжану Гиреевичу, сегодня – на вес золота, бесценный фонд, который надо холить и лелеять. 

Пока сегодня в высоких начальственных кабинетах чиновники пишут планы и рассуждают о том, какой быть школе будущего, Учитель берет в руки свой драгоценный баян и идет к детям, к своим хористам. Поздравляем Вас с юбилеем¸ Галимжан Гиреевич! Удачи Вам, новых творческих свершений!

Людмила МАНАННИКОВА.
Фотографии с праздника смотрите в фотоальбоме.
Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 2396 | Добавил: collegy | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 9:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru