4:22 AM И зазвучала мелодия | |
В этот день в Алматинской областной школе-интернате им. И. Нусупбаева был праздник. Свое 60-летие отмечал Галимжан Гиреевич Тамендаров, учитель музыки и пения, руководитель детского хора и ансамбля «Булбул». Было много песен, поздравлений, цветов. Звучали торжественные речи. На специальном стенде были собраны фотографии, посвященные учителю. Думаю, воспитанникам школы-интерната очень повезло. Не в каждой школе музыку и пение преподает композитор, Лауреат международных конкурсов, заслуженный работник образования и культуры Казахстана и Татарстана… Хотя, дело даже не в званиях и наградах. Дело – в жизненном призвании этого человека, в состоянии души, если хотите… Начинал учиться музыке сельский паренек Галимжан с обыкновенной гармошки. Рос в деревне Мамлютка Северо-Казахстанской области. В то время свои певцы и музыканты были на каждой деревенской улице. Хорошо пел отец Галимжана – обычный рабочий. Уже в 3 года мальчик взял в руки кусок доски и попытался на нем что-то «сыграть». В 5 лет аккомпанировал отцу на свадьбах, подбирал мелодию на слух. – Бытует мнение, что подбирать мелодию на слух вредно, – говорит Галимжан Гиреевич. – Ерунда все это! В нарушение всех правил я играл именно так и у меня развился гармонический слух. С тех пор я могу любую музыку с ходу подобрать. Народная музыка, гармошка попали Галимжану, так сказать, в кровь… Уже в юности он не мыслил без них свою жизнь. С 15 лет стал работать музыкальным работником в пионерских лагерях, окончил музыкальное училище, музыкальное отделение Талдыкорганского педагогического института. В казахской школе-интернате имени своего учителя Ибрагима Нусупбаева Галимжан Гиреевич работает с 1969 года, более 35 лет. Пост хормейстера школы ему достался в наследство не только от Нусупбаева, но и от композиторов Б. Байкадамова и Н. Тлендиева. В школе-интернате № 12 в свое время учились Куляш Байсеитова, Нургиса Тлендиев, Асет Бейсеуов, многие другие знаменитые сегодня люди. Школа меняла свои названия, один за другим приходили и уходили ее директора, лишь учитель музыки и пения, руководитель знаменитого школьного хора бессменно оставался на своем посту. После окончания женского педагогического института к Тамендарову на практику пришла Мадина Ералиева. Учитель учил ее играть на баяне, отправлял на первый конкурс. Кое-кто тогда сомневался в певческих способностях девушки, но Тамендаров поверил в талант Мадины и не ошибся. В 1973 году во время участия в телевизионной передаче «Курдастар» аккомпанировал маленькой девочке Макпал Жунусовой. Обе певицы пели его песни. …Я присутствовала на репетициях большого школьного хора и вокальной группы, которые вел Галимжан Гиреевич. – Мне очень нравится петь, – сказал Мирас. – В хор я хожу с первого класса. Песни пою на казахском, русском, английском, татарском, эстонском языках. Мечтаю стать певцом. Актоты нравится петь романсы, в хоре она уже запевает целых два года. Девочка говорит, что петь она очень любит и совсем не волнуется, когда выходит на сцену. Учитель берет в свой хор всех желающих, а петь в интернате желают все дети. Таким образом, из 360 воспитанников школы 200 с лишним человек поют. Не участвуют в хоре лишь ребята, у которых проходит мутация голоса. Чаще этому явлению подвержены мальчики. Говорим мы и о том, какое замечательное влияние оказывает хор на воспитание детей. Развивает чувство коллективизма, благодатно влияет на нервную систему, лечит… – Обратили внимание, как громко у меня ребята поют? Это называется открытый звук. Я его не гашу. Лечебный массаж получается. Правда, когда идем на концерт, приходится их «утихомиривать». Помимо интерната учитель работает в детском санатории «Алатау». Занимается упражнениями с детьми, у которых больные легкие. За 20 дней готовит с отдыхающими концерт. – Дети, с которыми я работаю, никогда не заболевают астмой… В интернате им. И. Нусупбаева учатся дети из многодетных, малообеспеченных семей, есть дети-сироты. Некоторым, особенно малышам, бывает трудно адаптироваться в незнакомом коллективе. Они скучают по родителям, родственникам. Педагог от природы, Галимжан-ага для них – родная душа. Каждую свободную минутку они прибегают в его маленький кабинет. – Дети у нас хорошие. Дверь в моем кабинете всегда нараспашку, и сколько лет работаю, никогда ничего из него не пропадало. Когда Галимжан Гиреевич заходит с баяном в группу самоподготовки, ребята в восторге! Песни попоют, расслабятся, потренируются, текст заодно повторят – и вновь принимаются «грызть гранит науки». Сам учитель считает себя народником. – Мне больше народные песни нравятся – русские, казахские, татарские. Наши ребята поют песни на немецком, эстонском, да на всех языках мира… Я – мелодист, мне очень важна в песне мелодия. Если ее нет, считайте, ничего нет. Мелодия должна за душу хватать, быть красивой. А что сейчас? Певцы безголосые, вместо песни – скороговорка, на компьютере голоса делают. А ведь традиции хоров идут еще от царской России. Помимо работы в школе Галимжан Гиреевич руководит татарским ансамблем «Булбул-Сарман». За пропаганду татарской музыки ему было присвоено звание заслуженного деятеля культуры Татарстана. – Как известно, композитор Асет Бейсеуов учился тоже в этом интернате, был учеником Ибрагима Нусупбаева? – Да, мы с ним очень тесно работали. Это был человек незаурядный, широкой души, и в то же время простодушный, никого не обижал. В юности хотел стать певцом, но Нусупбаев ему сказал: «Ты будешь композитором». Асет рассказывал, что тогда целые сутки проплакал. Как-то мы с ним ехали в Нарынкол и по дороге у Асета песня родилась – «Агаларым». Под рукой бумаги не оказалось, пришлось обертку с колбасы снять и на этой бумаге записывать ноты. Я сразу сказал: все будут эту песню петь! Правда, песня эта сразу не пошла, ее уже после смерти композитора стали петь. Что касается музыки… Когда-то, старшее и среднее поколение помнит, в Союзе активно внедрялась система музыкального воспитания Дмитрия Кабалевского. Галимжан Гиреевич говорит, что система эта замечательная, но до многих ее элементов они с Ибрагим-ага додумались гораздо раньше, чем система эта стала широко пропагандироваться. – В чем ее суть? Музыка должна сопровождать ребенка весь школьный день. Под музыку ребенок входит в класс, музыку включают на обычных уроках, например, на математике… Хорошая мелодия плодотворно действует на организм человека, вдохновляет его. – Думаете, мы придем к этому? – Обязательно придем! - Я совсем не чувствую своего возраста, - сказал мне на прощание Галимжан Гиреевич. – У меня много творческих планов, вот-вот выйдут книги в моими песнями, музыкой, нотами на казахском и татарском языках… Век уже на дворе другой, предприимчивость вроде приветствуется, а проблемы в наших школах, а особенно в школах-интернатах, увы, остаются. И энтузиасты, подобные Галимжану Гиреевичу, сегодня – на вес золота, бесценный фонд, который надо холить и лелеять. Пока сегодня в высоких начальственных кабинетах чиновники пишут планы и рассуждают о том, какой быть школе будущего, Учитель берет в руки свой драгоценный баян и идет к детям, к своим хористам. Поздравляем Вас с юбилеем¸ Галимжан Гиреевич! Удачи Вам, новых творческих свершений! Людмила МАНАННИКОВА.
Фотографии с праздника смотрите в фотоальбоме.
| |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|