Памяти Ларисы Алексеевны Поповой
С Ларисой Алексеевной Поповой мы были знакомы довольно много лет. Когда ее журнал «Открытая школа» уже существовал, я пыталась создавать собственные педагогические журналы, работала с нашими организациями образования, но, к сожалению, моих сил хватало только на несколько номеров, конкуренцию ей составить не удалось. Я поняла, какой это колоссальный труд.
В 2011-м году я пришла работать заведующей литературно-драматической частью в Государственный академический русский театр для детей и юношества им. Н.Сац, мне надо было активно налаживать связи со своими коллегами журналистами, и практически с первых дней мы с Ларисой подружились. Она ходила к нам театр, помещала в своем журнале публикации об актерах театра, о премьерах. Но, конечно, это была только малая часть ее работы.
Лариса старалась публиковать в журнале рассказы об опыте лучших педагогов республики. Так я как-то в фэйсбуке опубликовала материал о своей учительнице литературы и классном руководителе в 56-й школе Маргарите Ивановне Шестаковой. Не смотря на годы, болезни они со своим мужем Феофаном Викторовичем ведут активный образ жизни, жизнерадостны жизнелюбивы. Лариса мне предложила тогда: твоя учительница – уникальный человек – давай напишем о ней в нашем журнале.
...
Читать дальше »
|
22 января
Захар Мостовой
22 января свое 90-летие отмечает алматинка Маргарита Ивановна Шестакова — человек необычайно сложной судьбы и невероятной силы духа.
Свою жизнь она посвятила педагогике: Маргарита Ивановна многие годы работала в школе №56, преподавая русский язык и литературу. Среди ее учеников режиссер Рашид Нугманов, гроссмейстер Анатолий Вайсер, экс-премьер Ораз Жандосов и многие другие. После выхода на пенсию Маргарита Ивановна до последнего времени зарабатывала репетиторством.
Как отмечает ее ученица Елена Садовская из выпуска 1971 года, несмотря на все неурядицы и недуги, Маргарита Ивановна сохранила бодрость духа.
— Эти записи «смягченные» и не отражают драматической судьбы Маргариты Ивановной – и ее, и ее семьи, а она была такой на каждом этапе жизни.
...
Читать дальше »
|
Из чего складывается успех отдельного человека? Успешным считается тот, кто достиг высокого положения в обществе или определенного финансового достатка. Подчас успешными становятся не благодаря обстоятельствам, а как раз-таки вопреки им. История такого успеха наиболее интересна, потому что его залогом становятся очень сильная внутренняя работа, мотивация, противодействие, преодоление, которое, если хотите, способно изменить предначертанное. И потенциальный изгой, середнячок или прожигатель жизни на первых порах удивляет окружающих своим усердием, а затем и головокружительным успехом. Чем не пример для каждого, кто поставил крест на собственной жизни и смирился с пресным блужданием по кругу или топтанием на месте? Мы продолжаем публиковать истории о тех героях, кто своим примером учит нас смотреть на мир с оптимизмом Галя Галкина Весть о внезапной смерти Сергея Львовича Княжевского потрясла коллег, коллектив лингвистической гимназии №35, учеников, их родителей. Друзья до сих пор не верят, что это случилось, оплакивают утрату. По их признанию, до сих пор "рука тянется набрать его номер...” Учитель истории, политрук военно-исторического клуба "Туркестанский стрелок”, ветеран движения военно-исторической реконструкции Сергей Львович Княжевский всего несколько дней не дожил до своего дня рождения - 51 года. Его друзья, коллеги, ученики соберутся 20 июля на поминальную тризну, отметят сорок дней со дня ухода Сергея Львовича Княжевского. Все помнят его в форме, с ППШ на плече. Он не участвовал в войне, но жил ею. И теперь всем кажется: Княжевский не вернулся из боя... Сергей Львович Княжевский был талантливым педагогом, занимался военно-исторической реконструкцией. Он запомнится всем рыцарем-бессребреником, беззаветно преданным своему делу, влюбленному в свою профессию, в историю огромной в прошлом страны - Советского Союза, в историю Великой Отечественной войны, Казахстана, края, нашего города... Несколько лет назад в Генеральном консульстве России С.Л.Княжевскому вручили негосударственную награду "За вклад в патриотическое воспитание”. По отзывам друзей Сергей Львович был удивлен, так как никто не представлял его на соискание, сам он никак не заявлял о себе. Но деятельность его была так заметна, что награда нашла своего героя. Излюбленное его занятие - военно-историческая реконструкция. И горожанам Сергей Львович Княжевский более всего известен как эксперт именно этого движения. Последние три года с его активным участием фонд "Информационная инициатива”, военно-исторический клуб "Туркестанский стрелок” показали очень много зрелищных реконструкций. Только в течение одного года состоялось 36 открытых мероприятий. Причем 13 из них были проведены вне Алматы - в Балхаш
...
Читать дальше »
|
Век живи – век учи 11 из 36 первых выпускников Маргариты Ивановны Шестаковой – учительницы алматинской школы № 56 – получили золотые и серебряные медали. А в институты поступили все Наталья Вержбицкая Тел.279-64-76 На уроках литературы, классных часах Маргарита Ивановна учила детей думать, анализировать, отстаивать свои позиции и, самое главное, подавала пример жизненного оптимизма. Недавно эта хрупкая женщина с огромной душой отметила свой юбилей. Любимого педагога пришли поздравить многие, кому она дала путевку в жизнь. Звонили отовсюду, в том числе и из дальнего зарубежья. – Какое все-таки счастье – дожить до восьмидесяти и сохранить вкус к жизни, любовь к людям! – уверена она. Маргарита Ивановна для многих из своих учеников стала второй мамой. На юбилей Учителя ее выпускники устроили настоящий праздник. Этот день был полон шуток и смеха, нашлось место и стихам, и песням. На войне как на войне Детство Риты пришлось на лихие военные годы. – Тяжело было и в тылу, – вспоминает Маргарита Ивановна. – Женщины и подростки шили форму для отцов, братьев. К каждому празднику готовили посылки для фронта, отправляли бойцам любовно приготовленные кисеты с надписями "Берегите себя, защищайте Родину!". Маленькая Рита после войны осталась круглой сиротой и ее воспитанием занялась тетя, муж которой погиб в первые же дни Великой Отечественной. Семье, где подрастали еще трое ребятишек, приходилось туго. Маргарита решила, что она не имеет морального права быть на иждивении у родственников. Выход подсказала сама жизнь – как-то девочка прочла объявление, что одно из проф¬техучилищ набирает на учебу подростков с бесплатным обучением, общежитием, питанием и обмундированием. Так она поступила учиться на телеграфистку. Среди товарищей Рита оказалась самой бойкой. Она была инициатором веселых вечеров, активной участницей кружков выразительного чтения и секции акробатики. Так как училище Маргарита окончила на "отлично", ей, единственной, разрешили продолжить учебу. Девушка с детства мечтала быть похожей на свою маму, учительницу литературы. И она без экзаменов поступила в Чимкентский педагогический техникум. Окончив его с отличием, подала документы в Алма-Атинский пединститут имени Абая. Наконец, долгожданная новость: "Вы, как отличница, без экзаменов приняты в институт. И еще обеспечиваетесь общежитием и стипендией!". В то время в пединституте преподавали замечательные педагоги из вузов Ленинграда. Рита с большим интересом слушала лекции, дотошно готовилась к экзаменам. С не меньшим рвением отдавалась общественной работе. Талантов у девушки оказалось немало. Она посещала кружок выразительного чтения, который тогда вела заслуженная артистка, а в будущем – министр культуры Казахстана Ахметова. А еще Рита полюбила драмкружок. Ко всему учитель физкультуры обратила внимание на спортивные
...
Читать дальше »
|
Биография заслуженной учительницы Казахской ССР Мариам Хусаиновой из Тараза вместила в себя историю нашей страны. Всё было в жизни - горечь утраты, война и тяжёлое послевоенное время. Но все выпавшие невзгоды её закалили. А иначе и быть не может, ведь она - дочь Хусаина, потомственного волостного из Баян-аула. В 1928 году, когда ей было всего 6 лет, забрали её отца и, конфисковав имущество, всю семью отправили в ссылку. Мать Халима, не проронив ни слезинки, отправилась с детишками на пароме по Иртышу в тяжёлый путь. Оказались они в Славгороде, что возле Новосибирска. Разве могли они тогда подумать, что сейчас в мирное и такое сытое время начнётся деление на нации и языки? Тогда в маленькой русской деревеньке их, голодных и обездоленных, встретили как близких родственников. Ничто так не сближает людей, как общее горе. Простые русские женщины протянули руку помощи женщине с детьми из далёкого и неизвестного для них Казахстана. В холодной Сибири оказались на редкость тёплые люди, им тоже было нелегко, но, несмотря на это, они всей деревней собрались и подарили им корову, благодаря которой детишки и выжили. Благо, отец Хусаин, образованный человек, научил старшего сына русской грамматике. Так Зайд стал преподавать русским деревенским детишкам. Вскоре старшая сестра вышла замуж за киргизского казаха и уехала на родину к мужу. Удивительно, но отца выпустили за недостатком улик. Он, испугавшись новых репрессий, уехал к дочери. Лишь в 1935 году удалось всей семье воссоединиться. Хусаин свою любимую дочурку называл не Мариам, а ласково - Макеш. Она всегда помнила тепло его рук и ласковый голос. Также она знала, что, только получив образование, можно встать на ноги и доказать, что она достойна своего отца. Девочка пошла учиться в русскую школу. Жизнь вроде стала налаживаться, люди воспрянули духом, но тут началась война. Брат ушёл в трудовую армию, так как на войну не взяли как неблагонадёжного - дети врагов народа не имели права даже на защиту родины. Мариам после курсов в Казахском педагогическом институте возвращается домой. Днём учительствует в начальной школе, а затем всю ночь перебирает зерно на колхозном току. После окончания войны поступает в ЖенПИ на заочное обучение, потом переезжает в Джамбул, несмотря на запрет - детям репрессированных жить в больших городах возбранялось. В 1955 году партия направляет мужа Мариам Мажита, как работника обкома, поднимать образование в самом отдалённом районе Джамбулской области - Таласском. Мариам-апа всю свою жизнь была мужу и женой, и другом, и коллегой. Её, учителя географии, до сих пор чтят ученики. И она помнит их всех. Уже 17 лет как нет с Мариам Хусаиновной её мужа, но рядом 6 внуков, 4 правнука. Удивительно, но у 86-летней Мариам-апы феноменальная память. «У нас дома нет телефонного справочника, мама знает даже сотовые номера всех родственников», - смеются дети. Она помнит всё в своей жизни, но го
...
Читать дальше »
|
№ 221 (16607) от 22.11.2008 Герольд БЕЛЬГЕР , писатель , переводчик, Алматы
Слова эти относятся к только что увидевшей свет книге "Влюбленные в профессию" (Алматы, 2008) и в той же степени к автору и составителю ее - педагогу, методисту, культуртрегеру, всеми любимой, мудрой и обаятельной Халиме Адамовне Бекмухамедовой. О том моя посильная речь.
Книга приурочена к 80-летию КазПНУ имени Абая и живо воссоздает педагогическую, преподавательскую и студенческую ауру старейшего вуза Казахстана - КазПИ имени Абая 50-80-х годов прошлого века. Я прочитал эту вдохновенную сагу о кузнице педагогических кадров в Казахстане с волнением, трепетом. И в моем сознании ожили милые тени юности, мои наставники, друзья, однокашники, весь дух того незабвенного времени, которое в мои нынешние уже немалые годы воспринимается с особой нежностью, любовью и благодарностью. Я жил в то время. Учился на русско-казахском отделении литфака КазПИ имени Абая в 1954-1958 годах, потом, отработав два года в школах Байкада Джамбулской области, продолжил учебу в аспирантуре при кафедре методики преподавания русского языка и литературы в казахских школах, руководимой тогда незаурядным человеком, ученым, наставником, профессором Евгением Исааковичем Ривлиным. Сотни фамилий, упоминаемых в исповедальных, душевных очерках Халимы Адамовны Бекмухамедовой и в воспоминаниях других авторов данной книги, для меня не абстрактное обозначение, а конкретные люди, реальные судьбы, которые сыграли исключительную роль в моем гражданском становлении и духовном, нравственном развитии. То же самое, уверен, может сказать каждый, кто вращался в той неповторимой среде тех тридцати-сорока лет нашей альма-матер, о которой так проникновенно, доверительно и возвышенно повествует влюбленный в свою профессию, в жизнь, в своих коллег и студентов проницательный автор. Я писал не однажды о своих наставниках Малике Габдуллине, Цезаре Фридмане, Сарсене Аманжолове, Давиде Николиче, Евгении Ривлине, Раисе Лемберг, Нине Смирновой, Валентине Белоусовой, Ефиме Ландау, Мире Глазман, Софье Халитовой, Халиме Бекмухамедовой. Добром вспоминаю всех
...
Читать дальше »
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 Наталья ТЕРЕНТЬЕВА, Астана На летних каникулах накануне пятого класса мы были полны недобрых предчувствий - предстояло изучать географию. У всей атбасарской школы N 4 этот предмет неумолимо вызывал только одну ассоциацию: великая и ужасная Людмила Никитична Прохорова, держащая в страхе даже самых строптивых мальчишек, не боявшихся, казалось бы, ни бога, ни черта: У Людмилы Никитичны был проницательный взгляд, металлический голос и третий глаз на затылке, а может, и кое-где еще. От нее нельзя было скрыть ничего, даже мелких пустячков. Однако в сентябре мы еще робко надеялись на чудо - может, уволится или географию вычеркнут из школьной программы... Наивные, мы тогда не знали: эту женщину-скалу ничто и никто сломить не может. Помню первый урок. Пятый класс, вот-вот наступит сумасшедший подростковый период, настроение и поведение соответствующее, особенно у мальчиков. Вспомнилось: весной, когда директриса выбирала, кого назначить нашим классным руководителем и нависла угроза, что выбор падет на Людмилу Никитичну, старшеклассники посмеивались, видя наши испуганные мордашки. - Зря вы так переживаете, - говорили они, - она классная училка, вы ее обязательно полюбите! Это воспринималось нами, как издевка. Как можно любить человека, от звуков голоса которого сердце убегало в пятки, мы решительно не понимали. "Класснухой" стала другая - ее лицо и имя стерлись из памяти. А Людмила Никитична стала учить нас географическим азам. Особой фишкой у наших хулиганов было откровенно чавкать жевательной резинкой на уроках, действуя на нервы учителям. Единственной, у кого этот номер не проходил, была Прохорова. Поначалу, конечно, народ пытался показать свою сомнительную взрослость - мы старательно изображали на лицах наглое равнодушие и пренебрежение. Этакое презрительное отношение маленьких нахалов, у которых все впереди, к уставшим пожилым женщинам, которые казались отжившими свое. Наверное, каждый школьник считает себя центром Вселенной, а учителей - крошечными планетками, чье существование незаметно и бессмысленно. Это позже приходит понимание ошибочности, а тогда: Тогда мы изо всех сил хотели выглядеть жестокими. Наверное, это от неясного предвкушения того, что скоро с жестокостью придется столкнуться в "зашкольной" реальности. Но, повторюсь, с Прохоровой это не проходило. Она видела наши "души прекрасные порывы" не хуже рентгена и пресекала лишнее, просеивая через сито своей проницательности крупинки настоящих мыслей и эмоций. Уже в седьмом классе после двух лет борьбы со здравым смыслом сдались самые упертые маленькие бандиты. На всех остальных уроках они отчаянно выпендривались, издеваясь над учителями и доводя их до слез (наш класс был тем еще кошмаром для школьной администрации!). На всех, кроме географии. Когда вещала Людмила Никитична, в классе стояла идеальная тишина. Не гробовая, как бывает от паники, а почтительная - от восхищения перед Маэстро. В одиннадцатом классе, когда предстояли выпускные эк
...
Читать дальше »
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 С уважением , Алтаева Арай". В канун Дня учителя на имя нашей редакции пришло очень симпатичное письмо от одного хорошего человечка. И хотя ему всего 10 лет, мысли он высказывает просто замечательные. Пока у нас есть такие дети, а у них есть такие учителя - мы верим, что с нашей страной все будет в порядке. "Здравствуйте, уважаемые дяди и тети газеты "Экспресс К". Пишет вам ученица 4"В" класса средней школы NN 6 города Талгара Алтаева Арай. Я хочу вам написать про нашу любимую первую учительницу Светлану Анатольевну Пурахину. Она самая лучшая до неба. Потому что Светлана Анатольевна учит нас не только считать и писать. Она нас учит думать, размышлять и верить в добро. Потому что добро все равно сильнее зла. Наша учительница всегда против несправедливости. Если что-то в нашем классе не так, она соберет всех учеников, и мы вместе думаем, как победить несправедливость. Потому что в жизни и так много несправедливости. Например, почему учителя так мало получают денежков? Они же делают нужную и трудную работу. А им платят совсем мало. Но Светлана Анатольевна никогда об этом не говорит. За то, что она настоящая учительница. Она всем нам на каждый день рождения подарки делает. Мне книжку подарила "Хочу все знать". Я ее теперь все время читаю. А еще у нас в классе есть бедные дети, и Светлана Анатольевна им одежду находит. Вот какая у нас учительница. Мы ее очень любим. Она хорошая. Были бы все учителя такие. А то нам на следующий год с ней расставаться. Посылаю вам фотографию нашего класса и Светланы Анатольевны. Только вы мне ее верните. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=20700
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 Нуржан БАЙМУЛДИН, Кокшетау Профессия учителя становится малопривлекательной для молодежи, предпочитающей более перспективные, на их взгляд, специальности. Стаж преподавателя казахского языка и литературы из школы NN 3 Кокшетау Шаттык Сулейменовой перевалил за второй десяток. За эти годы она открыла мир знаний для сотен учеников. Опытный педагог разработала авторскую работу изучения наследия великого Абая Кунанбаева и по итогам учебного года была признана лучшим учителем. Не раз участвовала в республиканских конкурсах, занимая престижные места. - За наградами не стремилась, для меня главное - уважение и признание детей, которые искренне верят мне,- признается Сулейменова. Положение учителя она называет незавидным. С одной стороны, реформы, разнобой в учебных пособиях, а с другой - невысокая зарплата, без страховки и соцпакета. Зато с учителя спрашивается втройне. За неявку детей, за оформление класса (случается, что за свой счет), успеваемость, ЕНТ. Плюс бесконечные привлечения педагогов, впрочем, как и всех бюджетников, к общественным акциям. - Нередко в пособиях встречаются пробелы, ошибки, тяжело совместить программу и учебники, которые не подходят друг другу,- сетует Шаттык.- Надо книги вначале апробировать в нескольких школах, прежде чем запускать в широкий оборот. Но больше всего волнует учителя то, что нет смены. В начальном звене очень мало молодых педагогов. Каторжная это работа - учить детей. Потому никто не хочет брать на себя такую огромную ответственность. И добрая традиция передачи опыта, к сожалению, прерывается. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=20702
|
№ 186 (16572) от 03.10.2008 Инна БЕКЕЕВА, Кызылорда Для того чтобы найти лучшего учителя Кызылорды, я позвонила директору одной из престижных, по мнению многих родителей и официальных лиц, школ города. Но, узнав тему предстоящей беседы, руководитель этого учебного заведения предложила мне поискать респондентов в других школах. А тема, казалось бы, совсем несложная и никакими проблемами, кроме уже имеющихся, не чревата. Но не любят наши учителя громогласно заявлять о своих проблемах, в выборе выражений очень осторожны. Хотя, казалось бы, об их незавидном положении известно всем. В средней школе NN 233 мне предложили побеседовать с преподавателем русского языка и литературы Любовью Григорьевной Дмитриевой. Стаж преподавательской работы у нее большой - 36 лет. И все эти годы она проработала в Кызылорде. Я застала ее в учительской. Уроков у нее не было, но, оказывается, классный руководитель должен находиться в школе, пока идут занятия в его классе. Помимо этого, в его обязанности также входит проводить воспитательную работу, навещать учеников на дому в случае непосещения школы, участвовать в различных субботниках и других мероприятиях, нести ответственность за каждого ребенка, получая за это мизерную доплату к зарплате. Но Любовь Григорьевна, как и большинство учителей, в беседах с журналистами на это не жалуется. Она - коренная кызылординка, родившаяся и выросшая здесь. В 1972 году закончила Кызылординский педагогический институт имени Н.В. Гоголя, и с тех пор преподает свой любимый предмет. - Я не могла не стать педагогом, - сказала Любовь Григорьевна, отвечая на мой вопрос, почему именно эта профессия была ею выбрана. - У меня были прекрасные преподаватели, глядя на них, хотелось быть учителем. - А что, по-вашему, сейчас привлекает молодежь в этой профессии? - Наверное, любовь к детям. Но большинство молодых специалистов в школе не задерживается. Школа для них - как трамплин. Поработают год-два, пока не найдут хорошо оплачиваемую работу. Ведь молодой педагог, как известно, получает очень мало. Чтобы зарабатывать, к примеру, 35 тысяч, нужно иметь стаж работы не менее десяти лет, плюс к этому категории, классное руководство, проверку тетрадей, которая оплачивается не по всем предметам, и т.п. Так что остаются только люди, которые, наверное, действительно любят эту профессию. Хотя, возможно, я и идеализирую ситуацию. - А как старшее поколение учителей осваивает компьютерную грамоту? - С этим у нас проблемы. Ученики в большинстве своем более, выражаясь их языком, "продвинуты" в этом плане. Ведь с нашими зарплатами учителя многого себе позволить не могут, в том числе и приобрести компьютер. Хотя очень хотелось бы. Сейчас вся "бумажная" работа должна быть выполнена на компьютере, приходится делать это за деньги в специальных конторах. - Сейчас много говорится о качестве учебников. Что вы думаете по этому поводу? - Я по натуре консерватор. Думаю, сейчас преподавать стало немного труднее. Что-то новое в программу
...
Читать дальше »
| |