6:30 AM Дорогая моя школа | |
Реальную стоимость бесплатного образования до сих пор не знает никто
И вряд ли когда-нибудь подсчитает. Поскольку мотивы для расставания родителей с деньгами на благо школы бывают разными: одни просто хотят помочь, чтобы детям комфортно училось, другие – гоняют отпрысков перед сдачей экзаменов по репетиторам. Хотя все это – обязанность государства. Незнание школьной программы в выпускном классе в подавляющем боль-шинстве случаев вовсе не признак «тупости» учеников, а свиде-тельство того, что школа все-таки недодает знаний. 73 процента 11-классников, получающих индивидуальные уроки, – цифра внушительная. Стоит подумать, в детях ли проблема. Комфорт-ное пребывание учеников в чистом застекленном классе с горя-щими лампочками и приличными партами тоже, по идее, задача государства. Но директор не может по своему усмотрению распо-ряжаться бюджетом собственной школы исходя из ее нужд. А в Министерстве образования пока не научились на год вперед пред-видеть возможность внезапных расходов: сантехника потекла, крышу ураганом снесло, например. Дыры латаются за счет роди-телей. И к этому, судя по всему, уже привыкли. Определиться с ценой услуги, гарантированной Конституцией, весьма затруднительно, поскольку неформальные взносы родителей в школах имеют разные причины и размеры. Даже пресловутое школьное репетиторство – тоже своего рода неформальный взнос. Покупка школьной формы и канцелярских товаров – обязательный атрибут среднего образования, но их приобретение входит в обязанность родителей. Социологи склонны считать, что бесплатное по Конституции среднее образование не будет таковым хотя бы потому, что государство огородило себя рамками государственного образовательного стандарта. Сколько стоит бесплатное образование, обсуждали вчера эксперты на «круглом столе» в Алматы. Были на мероприятие приглашены и чиновники от образования, которые, как никто другой, в курсе происходящего. Но по непонятным причинам из департамента образования Алматы на «круглый стол» никто не пришел. Один из участников мероприятия даже высказался по этому поводу, что-де пока чиновники будут обсуждать проблемы образования между собой, они не узнают реальной картины. Центр анализа образовательной политики презентовал результаты исследования по неформальным родительским выплатам, проведенного в Казахстане. Ситуация вырисовывается, нужно отметить, удручающая. Все группы опрошенных – директора школ, учителя и родители – единогласно отметили, что основной причиной родительских взносов является недостаточное финансирование школ. Не так давно министр образования и науки Жансеит Туймебаев озвучивал даже размер финансового дефицита. Очень малое количество опрошенных из всех групп респондентов объяснили явление взносов как оплату родителями индивидуальных уроков, как личную инициативу мам и пап, как помощь в ремонте школ и как фактор, позволяющий улучшить качество образования. Но необходимость нанимать репетитора (а это самый дорогой неформальный взнос родителей) чаще бывает вынужденной, нежели продиктованной желанием родителей дать ребенку знаний на порядок больше, чем по Госстандарту. Учебная программа обширная, а учебный план ограничен часами, и учитель, чтобы успеть дать детям объем знаний по программе, вынужден буквально «пробегать» по разделам. Одаренные ученики «схватывают» услышанное, а отстающие – нет. Вот и нанимают родители репетиторов, чтобы ребенок с двойки на тройку не перебивался. Результаты предыдущих ЕНТ показывают, что между «лучшими» и «худшими» по знаниям выпускниками разница в 40 процентов, а это, по словам директора Центра анализа образовательной политики Сауле Каликовой, недопустимо и свидетельствует о застое в системе образования. Больше всего репетиторства, по результатам исследований, приходится на выпускные классы. Это ли не подтверждение тому, что индивидуальные уроки ученики берут только для успешной сдачи экзамена? И весьма неприятно осознавать, что практически все школьники за 10 предыдущих лет не освоили программу и теперь вынуждены нагонять упущенное галопом по Европам. Взносы мам и пап на ремонт школ – тоже явление, на первый взгляд, вопиющее. Ведь расходы на эти цели предусмотрены в бюджете каждой школы. Однако в ситуации, когда директор ограничен статьями расходов и не может использовать выделенные деньги, исходя из нужд школы, налицо неэффективное финансовое планирование в системе образования. Школа по-прежнему является негласным «административным ресурсом». Нужна массовка на большой праздник – школа поможет, нужно собрать продуктовые пакеты для малоимущих к определенной дате – школа подсобит, нужно украсить близлежащую территорию транспарантами к празднику – снова школа. Так где же бедной школе брать на это деньги? У родителей, разумеется. Итог исследования таков – в среднем по Казахстану 63,4 процента из опрошенных мам и пап помогают школам деньгами. "Литер", 9 июня
| |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|