Елена Заболотских, "Известия"
Сверхбдительность Минобразования не спасла ЕНТ от нарушений. Накануне главного республиканского экзамена чиновники образовательного ведомства уверяли, что в нынешнем году ситуация находится под пристальным контролем правоохранительных органов, КНБ, общественных организаций и СМИ. Впервые за все время проведения ЕНТ коды с ответами на вопросы тестовых заданий оказались причислены к разряду госсекретов. Однако уже в первые дни общенационального тестирования по Алматы «гуляли» листовки с засекреченными кодами. Во вторник сотрудники КНБ задержали в Алматы организованную преступную группировку, которая и распространяла «ценные бумажки» с нужными цифрами среди выпускников школ. Каким образом закрытая за семью печатями информация пролилась наружу, сейчас выясняет следствие. – Все имена и фамилии (преступников. – «Изв».) мы обязательно озвучим после выяснения всех фактов совместно с Комитетом национальной безопасности. Если в результате проверок среди виновных окажутся и сотрудники Минобразования, они понесут суровое наказание, невзирая на лица, должности и положение, – пообещал глава МОН Жансеит Туймебаев. Как и в прошлом году, потенциальные студенты надеялись на шпаргалки, брали с собой мобильные телефоны, в которых маскировались правильные ответы, а вместо себя отправляли на ЕНТ «поверенных». Но все же прогресс налицо, отмечает министр. Нарушения происходили не повсеместно, а лишь в некоторых регионах, в частности скопление недостатков и погрешностей обнаружили в Алматинской, ЮжноКазахстанской и Кызылординской областях. Другой ощутимый шаг вперед – снижение количества апелляций от недовольных результатами тестирования выпускников. В нынешнем июне за четыре дня ЕНТ в адрес апелляционных комиссий поступило 387 претензий, тогда как в прошлом году их число доходило до 1260. По предварительным данным образовательного министерства, более 121 тысячи выпускников уже приняли участие в общенациональном тестировании. Из них 37 тысяч (около 30 процентов) не смогли преодолеть минимальную пороговую планку величиной в 60 баллов. Абитуриентовотличников, набравших максимум возможных баллов, в республике пока только двое, причем оба вундеркинда – из ЮжноКазахстанской области. Между тем в Министерстве образования признают, что система
...
Читать дальше »
|
Вера Карпова, "Известия"
Под таким названием в столице прошел VI форум по образованию стран Центральной Азии. В форуме приняли участие руководители системы образования Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и нашей республики, а также представители и эксперты ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Всемирного и Азиатского банков развития, ряд неправительственных и международных организаций. Напомним, что предыдущий форум проходил в Туркменистане. Сейчас эстафету «образовательного» форума снова принял Казахстан, который еще в 2002 году имел честь первым из стран Центральноазиатского региона провести это мероприятие у себя в республике. За минувшие пять лет ОДВ успешно прошел в каждой из присутствующих на мероприятии стран. В ходе нынешнего форума его участники обменялись опытом по реализации шести основных целей, провозглашенных на Дакарской конференции в двухтысячном году. В частности, речь шла о развитии и улучшении обучения детей раннего возраста, в особенности из наиболее уязвимых слоев населения, обеспечении гендерного равенства в получении образования и его доступности всем группам населения. – В мире существуют большие проблемы в этой сфере. Если, к примеру, в 1990 году сто миллионов детей не пошли в начальную школу, то уже в 2000м количество таких детей увеличилось до ста двадцати пяти миллионов. В некоторых странах многие девочки не посещают школ. К счастью, в Казахстане подобные проблемы давно решены, однако в соседних государствах они имеются, – пояснил в комментариях журналистам министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев перед началом форума. В ходе торжественной церемонии открытия ОДВ представители туркменской делегации вручили главе МОН РК переходящее знамя – флагсимвол «образовательного» форума. В ходе заседания участники мероприятия обсудили отчеты стран по реализации глобальной программы «Образование для всех» за десятилетний период, а также вопросы дальнейшего сотрудничества в рамках форума. По словам Жансеита Туймебаева, форум предоставляет возможность не только обменяться опытом в сфере образования, но и реально оценить состояние его качества в нашей республике.
...
Читать дальше »
|
№ 24 (339) от 25.06.2007, "Мегаполис" Алексей НАДЫМОВ, Атырау
Необычный метод борьбы с прогулами выбрал директор одной из крупных профессионально-технических школ Атырау, взяв за правило лишать нерадивых учеников стипендии. Не вдаваясь в нюансы целесообразности и педагогичности такого ноу-хау, прокуратура заявила, что это незаконно, тем более, что денежного довольствия лишали детей-сирот.
По словам ст. прокурора отдела по надзору за законностью дознания и предварительного следствия облпрокуратуры Шамиля Ширинова, согласно действующему законодательству дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты находятся в период учёбы на полном государственном обеспечении. В частности, им положена ежемесячная стипендия, но только при отсутствии «хвостов» по учёбе и плохих оценок. И в этой ПТШ было немало именно таких подростков.
Проверка показала, что директор своими приказами лишал учеников стипендии за непосещение уроков в течение трёх дней, или 18 часов занятий. Без уважительной на то причины, разумеется. Появляющийся таким образом «излишек» денежных средств распределялся среди других учащихся вышеуказанной категории. По закону же выплата стипендий должна прекращаться только после окончания учёбы либо при отчислении (исключении) из заведения или же смерти самого обучающегося. Не дай бог, конечно…
На руководителя учебного заведения возбудили уголовное дело по статье 308 УК РК («превышение власти или должностных полномочий»). Впрочем, сам директор вину не признал, сообщив, что поступал так не корысти ради, а в воспитательных целях (среди учеников есть и так называемые трудные подростки), и о постановлении правительства «О правилах назначения и выплаты государственных стипендий отдельным категориям обучающихся в организациях образования» от 1999 года просто не знал. А деньгами же по справедливости поощрялись лучшие ученики.
В итоге после прокурорского протеста директор отменил свои приказы, но материалы уголовного дела рассматриваются в суде.
|
№ 24 (339) от 25.06.2007, "Мегаполис" Наталья БУЕНКО, Астана
Качество образования в Казахстане хромает на обе ноги. И с каждым годом ситуация только усугубляется. Как считают в Генеральной прокуратуре, это представляет реальную угрозу интеллектуальному потенциалу страны. По итогам проверок отозваны или приостановлены лицензии у 123 вузов и филиалов. Неутешительная цифра заставляет в очередной раз задуматься, перед тем как выбрать будущую альма-матер.
В противном случае вас может постигнуть участь свыше 61 тысячи студентов, чьи высшие учебные заведения теперь будут закрыты. В целом благодаря начавшемуся процессу оптимизации весьма шаткой остается судьба около 88 тысяч обучающихся.
Как заявили в главном надзорном органе страны, на момент проверки действовал 81 филиал вузов. В большинстве своем они не отвечают квалификационным требованиям и стандартам образования. Более того, ряд филиалов вообще работал без лицензий. Сейчас сотрудники прокуратуры уточняют, откуда эти организации получали доход.
В качестве примера можно взять шымкентское представительство «Казахского университета путей сообщения». В 2002 году этот вуз получил право давать высшее образование только на территории Алматы. Но, несмотря на это, в его шымкентском представительстве полным ходом шло обучение «заочников». При этом студенты ютились в 4 кабинетах, не говоря уже об отсутствии необходимого профессорско-преподавательского состава, методической и библиотечной базы. Понятно, что в таких условиях о качестве полученных знаний говорить не приходится. К сожалению, это далеко не единственный факт.
– В ходе проверки также были выявлены вузы, существующие только на бумаге, – заявил официальный представитель Генпрокуратуры Сапарбек Нурпеисов. – Например, только в Южно-Казахстанской области зарегистрировано 76 вузов, филиалов и представительств, из которых 41 бездействует. В Костанайской области из зарегистрированных 30 вузов 19 не осуществляют какой-либо деятельности.
...
Читать дальше »
|
В Верховном суде выступают за введение запрета на международное усыновление казахстанских детей
АСТАНА. 21 июня. Kazakhstan Today. В Верховном суде республики выступают за введение запрета на усыновление казахстанских детей-сирот иностранными гражданами, передает агентство со ссылкой на пресс-службу Верховного суда.
"Незачем отправлять казахстанских детей за рубеж, мы сами должны заботиться о наших детях, тем более что в Казахстане наблюдается демографическая проблема и отмечается зрелость общества в социально-экономическом плане", - заявил сегодня председатель коллегии по гражданским делам Мусабек Алимбеков, встречаясь в Астане с председателем национального совета Международного комитета по усыновлению Уильямом Блаккуаиром.
"В обществе нет антагонизма в отношении международного усыновления, а есть тенденция самостоятельно решить проблему брошенных детей", - добавил он.
В свою очередь зарубежные эксперты заверили представителя Верховного суда республики в чистоте мотивов усыновляющих семей из США. Кроме того, У. Блаккуаир отметил, что в США и странах Европы существует ряд ограничений по усыновлению. По его словам, в США решение об усыновлении принимается судом.
М. Алимбеков проинформировал гостя о практике усыновления в Казахстане, остановился на особенностях семейно-брачных отношений казахского народа. Как отмечалось, проблема брошенных детей в основном касается городской молодежи.
|
Выпускники Северо-Казахстанской области, оставшиеся без родителей, смогут продолжить образование в вузах и колледжах региона совершенно бесплатно, вне зависимости от набранных баллов на ЕНТ. Об этом заявил на встрече со школьниками и педагогами аким области Таир Мансуров. Сегодня обладателями специальных грантов акима области на обучение являются уже 130 осиротевших детей. По традиции школьникам вручили ценные подарки и специальные денежные премии. В последнее время уровень знаний учащихся Северного Казахстана заметно растет, говорили на встрече педагоги. Улучшается материальная база школ, Интернет сегодня доступен в самых отдаленных аулах и селах, а выпускники полностью уверены в том, что будут востребованы на рынке труда. Роман Шинкарук в будущем мечтает о профессии военного переводчика. Роман с отличием окончил сельскую школу и сегодня ставит перед собой высокие цели.
Роман Шинкарук, выпускник Тайыншинской СШ №1: - Хочу сказать, чтобы никто не боялся мечтать, стремиться ставить перед собой цели, добиваться этих целей, ставить еще более высокие цели и идти к ним. Для этого в нашей республике созданы благоприятные условия, это я говорю на своем примере. Я вижу, как меняется Казахстан на моих глазах.
| |