Алла Иванилова, "Новое поколение"
Депутаты в очередной раз подняли тему государственного языка. Если в прошлом созыве это была прерогатива Мухтара Шаханова, то в новом уже наметились депутаты, решившие продолжить его дело
Так, мажилисмен Алдан Смайыл считает, что в стране необходимо повышать престиж государственного языка. В первую очередь пример должны подавать госслужащие. “Мы должны говорить на государственном языке в органах государственного управления”, - считает депутат (перевод парламента. - “НП”). К сожалению, констатирует он, во многих ведомствах этот вопрос никоим образом не решается. А мажилисмен Бекболат Тлеухан озвучил обращение алматинской интеллигенции на имя министра образования и науки, которая “жаловалась” на Канагата Жукешева, кандидата философских наук, сотрудника Казахской академии образования имени Алтынсарина, автора двух десятков учебников, пособий и хрестоматий на казахском языке для старших классов средней школы. Культурные деятели возмущены тем, что Жукешев считает народного мыслителя Абая вовсе не философом. “Философом его сделали мы, казахи, искусственно - из-за дефицита философии”, - цитирует Бекболат Тлеухан кандидата философских наук. Более того, как народного избранника, так и алматинскую интеллигенцию приводит в негодование его высказывания о том, что казахский язык до сих пор недостоин стать государственным. “Мы должны бороться с такими маргиналами и давать им отпор в их попытке изничтожить значение государственного языка”, - считает мажилисмен (перевод парламента. - “НП”). В назидание же философу депутат напомнил, что “казахская нация - не какая-нибудь туземная нация” (перевод парламента. - “НП”). Так и не разобравшись с языковыми вопросами, парламентарии перешли к финансовым. На их рассмотрение были представлены поправки в Бюджетный кодекс страны. Все бы ничего, да вот только мажилисменов насторожила одна норма, в которой говорится об увеличении общего объема резерва правительства и резерва местных органов на тот случай, если в стране ухудшится финансовая ситуация. Депутаты тут же стали подозревать правительство в неладном. “Мы 16 лет прожили без увеличения общего объема резервов для оперативного реагирования на ухудшение финансовой ситуации. Какая необходимость?” - вопрошали народные избранники. Также их возмутил факт, что “резерв правительства может использоваться на иные непредвиденные затраты, определяемые решением правительства”. “...Не приведет к тому, что роль парламента все больше и больше будет сводиться к нулю?” - высказал свои опасения по этому поводу мажилисмен Тито Сыздыков. Его коллега Алтай Тлеубердин считает, что необходимо создать рабочую группу из представителей уполномоченных правительственных органов и депутатов с тем, чтобы “провести анализ за последние три года использования резерва правительства на неотложные нужды, а также использования резерва местных исполнительных органов”. На основе подобных изысканий, по его мнению, необходимо четко прописать в Бюджетном кодексе, на какие цели можно использовать резерв. Народные избранники недоумевали, почему правительство как-то неравномерно раздувает резерв - себе больше, местным органам меньше. И, недолго думая, сделали вывод, что исполнительная власть просто-напросто не доверяет акиматам. Как всегда, подискутировав, депутаты все же приняли поправки в Бюджетный кодекс - причем не только в первом чтении, но сразу и во втором.
Астана
|