Проведенный немецкими учеными социологический опрос показал, что количество социальных контактов и уровень образования связаны обратной зависимостью. Суетность жизни и обилие общения нисколько не решают проблему формирования социальных связей – образованные погружаются в пучину одиночества. Ученые из университета Хагена (Германия) в ходе социологического исследования установили, что людям с высшим образованием гораздо труднее заводить новые знакомства, в том числе для создания семьи. Сейчас в немецких городах около половины населения живет в одиночестве, и эта тенденция усиливается. «После завершения образовательного процесса люди сталкиваются с угрозой одиночества, – говорит социолог Йохен Хиршль (Jochen Hirschle), один из руководителей исследования. – За время обучения они привыкают искать друзей и партнеров только в образовательных учреждениях, и затем точно так же пытаются искать их на работе. Другие пути формирования новых социальных контактов становятся для них труднодоступными». Можно было бы предположить, что в век свободы передвижений заводить новые знакомства стало легче. «Это не так, – возражает Хиршль. – Раньше, когда жизнь человека была ограничена, например, одним городом, спутника жизни без особых проблем находили среди друзей, соседей и других членов локального сообщества». Глобализация и индивидуализация приводят к разрушению этих важных социальных сетей, которые нечем заменить. Одновременно с ростом мобильности увеличилась и социальная дистанция. То, что мы можем быстро перемещаться по городам и странам, увеличивает число встреч, но не знакомств, говорит эксперт. По данным опроса, 32% участников с высшим образованием встретили спутника жизни во время учебы или на работе (против 17% среди остальных опрошенных), 41% – в кругу друзей, на дискотеках и в других местах проведения досуга (против 60%). Хиршль также отмечает, что люди с высшим образованием иначе проводят свободное время – они предпочитают встречаться с ограниченным кругом друзей у себя дома вместо того, чтобы куда-то идти. Это, в свою очередь, еще больше усиливает социальную диссоциацию общества. Очевидно, что суть проблемы коренится не в образовании как таковом, но в особенностях современного либерального общества и современного либерального образования. Как именно решать неожиданно возникшую проблему, пока неясно. Однако решать ее необходимо – от этого зависит судьбы либерального общества и либерального образования вообще. cnews.ru.
|