№ 40 (16426) от 04.03.2008, "Экспресс К" Жансеит ТУЙМЕБАЕВ , министр образования и науки РК, Астана
Каждой стране эпоха дает шанс на историческую миссию. Мадридская встреча министров иностранных дел стран - участниц ОБСЕ возложила на Казахстан такую ответственную задачу, как председательство в ОБСЕ в 2010 году.
Консенсус 56 стран был предопределен всем ходом событий последних лет. В нем имели место доверие и обоснованные надежды, коллизии и противоречия, поддержка и сомнения. Однако предпочтение было отдано курсу президента Нурсултана Назарбаева на устойчивое развитие, экономический рост, системные политические реформы и утверждение комплексной модели демократии. Десять лет назад глава государства обнародовал стратегию "Казахстан-2030". И семь приоритетов, обозначенных в стратегии, с каждым годом обретают свои реальные очертания.
Путь к признанию Индикаторы состоятельности нашей республики в качестве претендента на роль лидера в европейских международных организациях сформировались не в один день. За короткий срок своей независимости Казахстан стал не только активным членом международных организаций, но и сам выступил в качестве инициатора их создания. Руководство ОБСЕ неоднократно отмечало открытость политики нашей республики, охотно идущей на диалог с различными международными структурами. При этом в самой организации выросло понимание того, что целый блок проблем может потенциально дестабилизировать ситуацию не только в этом регионе, но и на всем пространстве ОБСЕ. Казахстан имеет реальные возможности стать подлинным лидером Азии - одного из перспективных центров мирового сообщества. Сегодня на Азиатский регион приходится около 60 процентов мирового производства и около 40 процентов общемировой торговли, а к 2015 г. ожидается, что из 12 стран мира с наибольшим ВНП (валовый национальный продукт) 5 государств будут азиатскими. Поэтому мировую общественность интересуют казахстанское видение перспектив ОБСЕ и вклад нашей страны в развитие организации. Кроме того, ОБСЕ нуждается в смене имиджа. Давно назрела необходимость усилить вклад постсоветских государств в ОБСЕ. Казахстан как председатель ОБСЕ должен подтвердить свой авторитет и раскрыть потенциал опытного игрока на поле мировой и европейской политики. Наконец, предстоит продолжить традиции ОБСЕ по приобщению самого Казахстана к достижениям мировой цивилизации и, наоборот, подключению мирового сообщества к решению проблем завершающего этапа перехода казахстанского общества к свободным рыночным отношениям.
Диалог между цивилизациями как необходимое условие сохранения мира В послании президента "Новый Казахстан в новом мире" отмечено: "В международном сообществе уже получила признание наша последовательная политика, направленная на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в нашей стране и представляющих единый народ Казахстана". В условиях нынешнего расклада геополитических сил в современном мире особый смысл обретает статус нового Казахстана, показавшего пример выхода суверенного государства из кризиса и движения к числу наиболее развитых государств планеты. Казахстанский опыт может иметь для обновленного мира большое значение. К примеру, в условиях нового видения статуса современного Афганистана. Казахстан благодаря постоянному поиску путей стабильной эволюции и стремлению к разработке собственной модели национальной тождественности может предложить ряд конструктивных доминант в афганском вопросе. Директор института Тода Гавайского университета, профессор университета Сока Маджид Техранян назвал современную международную ситуацию "новый мировой беспорядок" (new world disorder). Мир ныне находится в поисках новой ключевой дефиниции, которая позволила бы определить черты новой эпохи. Лидерство Казахстана в ОБСЕ призвано дать ответ и на этот вопрос. Терроризм и насилие в том виде, в каком они являют и обнажают себя в современном мире, требуют нового осмысления. Будучи порождением отчуждения, дуализма и роста антагонизма, системной маргинализации широких слоев мирового населения, они требуют иного измерения и выработки путей их искоренения. И в рамках ОБСЕ у Казахстана расширяются возможности по выполнению функции международного арбитра для нахождения верного решения в потенциально конфликтных ситуациях. Неотъемлемой частью как современной цивилизации, так и будущей деятельности Казахстана как председателя ОБСЕ является сфера науки и образования. В февральском послании главы государства народу "Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" отмечено: "Задачи по вхождению в 50 конкурентоспособных стран мира и индустриализации страны на основе формирования 30 корпоративных лидеров, поставленные в посланиях народу Казахстана в 2006 и 2007 годах, остаются для нас главными". Их успешное решение, безусловно, зависит от дальнейшего развития нашей сферы. Сегодня, пожалуй, уже никто не станет отрицать доминирующей роли науки и технологий в жизни государств и их обществ. В этом контексте стратегия деятельности ОБСЕ должна учитывать основные тенденции. Первая из них состоит в том, что развитые и отдельные развивающиеся страны рассматривают капиталовложения в науку и образование в качестве важнейшей составляющей стратегии экономического развития. Однако информационное развитие сделало неменьшей потенциально опасной реальностью информационные войны. Первостепенной задачей политики и деятельности ОБСЕ должно стать преодоление диспропорции в темпах развития информационной цивилизации. Иначе это может привести к поляризации мира. На одном конце окажутся те, кто монопольно владеет преимуществами информационной цивилизации, на другом - отверженные и обделенные. Растущий интерес к системе образования составляет содержание второй тенденции переживаемой нами эпохи. На наш взгляд, именно от степени успехов в этой области зависит будущность национальных целей. Успех Казахстана как председателя ОБСЕ будет зависеть и от способности предвидеть развитие образовательных процессов. Согласно новым схемам сокращается доля государства и возрастает роль частного сектора в качестве источника финансирования. Не секрет, что на повестку дня большинства стран Европейского союза встал вопрос о реальной угрозе существования либерального и гуманного общества. Массовая безработица, переживаемая Европой, процесс ее старения полностью искажают распределение доходов, обостряют социальное неравенство, компрометируют социальную мобильность и защиту, постепенно разлагая социальную ткань. Современный мир, помимо прагматических соображений, как никогда ощущает дефицит духовности. И вместе с тем наша страна переживает духовный ренессанс. Связан он со взаимодействием государства и общества по возрождению исторической памяти, материальной и духовной культуры. Примером может служить государственная программа "Культурное наследие". Разработка ее была продиктована необходимостью более активного, конструктивного вмешательства в организационную ситуацию, сложившуюся в сфере культурного наследия. Опыт Казахстана по восстановлению духовности, приумножению ее ценностей может дать колоссальный эффект в гуманитарной сфере стран - участниц ОБСЕ. Страны Запада в борьбе за идеалы демократии положили все силы на алтарь принципа "права человека превыше всего". Сегодня человечество столкнулось с дилеммой - что же взять на вооружение: принцип "государственный суверенитет и независимость равны правам человека" или "права человека - выше суверенитета"? Мы, казахстанцы, склоняемся к выбору первой из формул соотношения государственной независимости и прав человека. Опыт государственного строительства в Казахстане за годы независимости показал, что внутренние дела каждой страны должны решаться с позиции уважения к правам человека, но обязательным ответом каждого индивида должен стать его безусловный пиетет к институту государства и завоеваниям суверенитета. Председательство Казахстана в ОБСЕ явилось результатом стремительно возросшего международного авторитета нашего государства, наших миротворческих инициатив. Мы горды тем, что Казахстан ныне позиционируется как сердце Евразии, как государство, которому уготована особая, ключевая, роль в Центральной Азии. Залог тому - уникальный путь народа Казахстана, пройденный вместе с президентом Нурсултаном Назарбаевым. Поэтому нашему народу есть что предложить миру. Не является здесь исключением и ОБСЕ.
|