4:36 AM Образовательный Интернет | |
Учебно-методическая служба
Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании Информационная рассылка "Образовательный Интернет"
24 мая 2008 года ************************************************************
Уважаемые коллеги! Мы предлагаем всем педагогам, путешествующим по компьютерной сети,
присоединиться к нашей традиционной информационной рассылке "Образовательный Интернет". В каждом выпуске мы вместе с читателями ищем ответы на вопросы "Что посмотреть в сети? Какой сайт посетить? Где найти ресурс, полезный и доступный одновременно?" Сейчас появляются новые полезные инструменты поиска и представления образовательных ресурсов в сети Интернет. Сегодня выпуск рассылки мы хотим посвятить обзору учебных материалов нового поколения, разрабатываемых в рамках проекта «Информатизация системы образования». Итак, в путь!
************************************************************
Проект «Информатизация системы образования» (ИСО) реализуется Национальным Фондом Подготовки Кадров и направлен на активное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в систему образования, информатизацию образовательных учреждений. Одной из ключевых составных частей проекта ИСО является формирование
эффективно действующей системы создания, внедрения, распространения и сопровождения учебных материалов нового поколения (УМНП). Создаваемые в рамках проекта «Информатизация системы образования»
учебные материалы нового поколения http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/iso/about/edu-materials разделяют на пять типов: 1. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), расширяющие
учебники/УМК, рекомендованные (допущенные) к использованию в учебном процессе. 2. Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). 3. Информационные источники сложной структуры (ИИСС). 4. Инструменты поддержки учебного процесса. 5. Инструменты организации учебного процесса. Если классические учебники и методические пособия доступны
в привычных библиотеках, то для учебных материалов нового поколения таким хранилищем стала «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/), созданная в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Создание Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов позволило сосредоточить в одном месте современные обучающие средства для системы общего образования. Коллекция включает в себя учебники, методические пособия, различный иллюстративный материал, мультимедийные комплексы. Формирование Единой Коллекции осуществляется на основе комплексной оценки качества рассматриваемых ресурсов, их соответствия Федеральному базисному учебному плану, Примерным программам начального, основного и среднего (полного) общего образования, современному отечественному и международному опыту. Здесь можно найти очень многое. Хотите прочитать об истории азотной кислоты, ищите в разделе "Химия". Хотите узнать, что такое ареометр и как он работает, ищите в разделе "Физика", можно также указать дополнительный параметр "эксперимент". С первого раза не получилось? Не отчаивайтесь, вот ссылка на ресурс про азотную кислоту: http://school-collection.edu.ru/dlrstore/A3F84859-7B1F-4108-8CDC-3C0C4E0AE008/90.html А эта ссылка посвящена работе такого прибора как ареометр: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1E688DA7-C3CB-4344-9F8B-A9FCD6752A29/ ************************************************************
Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов – это
не просто набор цифровых ресурсов. Коллекция также содержит методические рекомендации по использованию ЦОР в педагогической практике, предоставляет доступ к необходимым для работы программным средствам: http://school-collection.edu.ru/programs/ имеет структурированный каталог: http://school-collection.edu.ru/catalog/ а также снабжена многофункциональной системой поиска (Вы можете осуществлять простой поиск по ключевым словам, расширенный поиск по предмету, классу, типу ресурса и целевой аудитории) http://school-collection.edu.ru/catalog/ext-search/ Согласитесь, такой подход в значительной степени упрощает подбор информационных, учебных и методических материалов к уроку. ************************************************************ Единая Коллекция уже сейчас содержит большое количество
образовательных ресурсов в различных предметных областях и продолжает непрерывно пополняться. Безусловно, рассказ обо всех этих ресурсах в одном информационном письме представляется невыполнимой задачей. Поэтому сейчас мы предлагаем Вам совершить совместное путешествие лишь по некоторым ярким примерам. Анимированные чертежи могут служить прекрасным сопровождением
факультативных занятий по математике. Теорема Наполеона: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/02b7798e-607d-88ff-f603-9526ec4cf0bb/ Комплексные числа: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0cfd66d9-9736-8dae-a637-1b3fdcfd6bee/ Учителям физики серьезным подспорьем в работе станет
богатая коллекция задач. Задачи сгруппированы по уровню (можно выбрать как элементарные и традиционные задачи, так и задачи физических олимпиад и вступительные задачи ведущих вузов России), а также по источникам: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b148685f-3897-65d8-c1d9-5ce1654a32a7/ Сделать процесс изучения физики более интересным, эффективным и доступным помогут интерактивные модели, с которыми также можно ознакомиться в каталоге: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ef4b174a-8fec-c03a-df26-ae730713bc30/ Не только учителям, но и всем любителям физики и математики
будут интересны выпуски журнала "Квант". В Единой Коллекции можно найти конкретный выпуск журнала (по году и номеру), и ознакомиться со статьями по выбранной тематике с помощью рубрикатора: http://school-collection.edu.ru/e-learn/kvant/ Также в Единой Коллекции содержатся электронные версии других печатных изданий: http://school-collection.edu.ru/e-learn/ Интерес преподавателей химии, несомненно, вызовет коллекция
трехмерных интерактивных моделей химических формул. Приятной особенностью предложенных моделей является их небольшой размер (как правило, не больше 20-30 Кбайт): http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/4842a792-b504-427a-53c5-c94cd3e47e34/ ************************************************************
Еще относительно недавно счет цифровых
образовательных ресурсов (ЦОР), находящихся в открытом доступе в Единой Коллекции, шел на тысячи, то сейчас учителю доступны десятки тысяч полезных цифровых ресурсов, а в ближайшее время счет будет идти на сотни тысяч. Помимо ЦОР, в Единой Коллекции будут размещены инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК), которые будут ориентировать учителя на использование современных методов обучения и образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, на активное использование ИКТ в учебном процессе. Более подробную информацию о ходе формирования Единой Коллекции можно найти на портале Национального Фонда Подготовки Кадров: http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/iso/about/cor ************************************************************
Ключевым моментом при использовании современных технологий
в образовательном процессе является подбор комплекта учебно-методических материалов. Иллюстрации, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, анимированные схемы, тренажеры и системы контроля знаний - как не утонуть в этом потоке информационных образовательных ресурсов? Помимо самих цифровых ресурсов, Единая Коллекция также содержит материалы поурочного планирования и методические рекомендации. Например, учитель математики может ознакомиться с рекомендациями по использованию ЦОР при работе с учебником "Геометрия. 7-9 классы" (И.Ф.Шарыгин): http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/99e31b4f-5bc6-aa50-fcd9-34c4148e27ad/39815/ Учитель физики также найдет методические рекомендации по использовании ЦОР при изучении различных тем: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/3632301e-5456-4d09-bdb7-a0cff3c54c50/ Не остаются без внимания учителя истории: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/c55df9d0-8cf8-11db-b606-0800200c9a66/ http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a806193a-c690-45ca-9f82-1604270fa0c0/ Рекомендации для учителей экономики: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b7d4c9dc-f65e-41e6-937c-b3ba1c4f813e/ ************************************************************
Помимо цифровых образовательных ресурсов, производится
разработка и внедрение и других видов учебных материалов нового поколения. Так, например, в практику работы школы активно внедряются инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК): http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/iso/about/edu-materials/umk В ходе проекта ИСО разработаны десятки инновационных
учебно-методических комплексов (ИУМК) по различным дисциплинам. В рамках проекта ИСО созданы региональные центры организации апробации и апробационные площадки в образовательных учреждениях общего и начального профессионального образования. http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/training_aids_approbation/about/Information Опыт апробационных площадок также доступен в сети Интернет. Например, на сайте МОУ СОШ №6 с.Гофицкое Петровского района Ставропольского Края Вы можете познакомиться с опытом образовательного учреждения: Влияние новых учебно-методических материалов на содержание и организацию образовательного процесса в школе http://26208s006.edusite.ru/DswMedia/gofickoevliyanieumm.ppt и разработками педагогов-апробаторов http://26208s006.edusite.ru/ А на портале НФПК Вы можете подробно познакомиться с системой апробации ИУМК и других учебных материалов нового поколения: http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/training_aids_approbation/about/iumk ************************************************************
В рамках проекта ИСО разрабатываются информационные источники
сложной структуры (ИИСС). Это и специализированные энциклопедии, и циклы виртуальных лабораторий, ленты времени, и многие другие цифровые ресурсы, основанные на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях), с соответствующим учебно-методическим сопровождением. http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/iso/about/edu-materials/iss В качестве примера такого рода ресурса можно рассмотреть
ИИСС «Анимационные карты России и мира (843-1618 гг.)», рубрикатор которого уже доступен в Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6f294ed6-b780-11db-8314-0800200c9a66/ Также предлагаем ознакомиться с фрагментом ИИСС «Малая
школьная энциклопедия открытий в естествознании» («Закон Ампера»): http://www.intergraphics.ru/data/portfolio/anim/amper.html Обратите внимание: в данном ресурсе (как в источнике сложной структуры) содержатся цифровые материалы разных типов: энциклопедическая статья и интерактивный опыт. ************************************************************
Помимо Единой Коллекции, источником цифровых образовательных
ресурсов являются региональные коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/regional-collections/ Дизайн, структура и инструментарий региональных коллекций схожи
с Единой Коллекцией ЦОР, поэтому особых затруднений при работе с такими источниками возникнуть не должно. Выбрать только те ресурсы, которые содержаться в региональной коллекции, достаточно просто: достаточно при поиске ресурсов в конкретной региональной коллекции ЦОР отметить пункт «показывать только ресурсы региональной коллекции». Также ресурсы региональной коллекции отображаются специальным значком в списке результатов поиска. ************************************************************
В заключении снова обращаем Ваше внимание на то обстоятельство,
что количество разработанных учебных материалов нового поколения неуклонно растет. Материалы проходят апробацию и становятся доступными педагогам всей страны. Постоянно пополняется и Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов. Ресурсы становятся многочисленнее и разнообразнее (например, при подборе материалов уже доступен поиск коллекций, инновационных учебных материалов, инструментов учебной деятельности). Еще раз хотелось бы упомянуть, что в данной информационной
рассылке невозможно упомянуть все разработанные учебные материалы нового поколения или охватить все ресурсы Единой Коллекции. И уж точно никакой (пусть даже подробный) обзор цифровых образовательных ресурсов не заменит реального опыта применения учебных материалов нового поколения на своих уроках. ************************************************************
ЧТО ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ
Публикации в научно-практическом электронном альманахе «Вопросы Интернет-образования»: «Единая коллекция ЦОРов: изменение качества образовательного результата»,
Авдеева Светлана Михайловна, руководитель проекта «Информатизация системы образования», Национальный фонд подготовки кадров http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=216 «ЦОРы? ЦОРы... ЦОРы!!!»,
Усенков Дмитрий Юрьевич, старший научный сотрудник Института информатизации образования РАО. http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=214 Газета "Вести образования"
М.Ю.Барышникова «Единая образовательная коллекция, или Первый шаг в общество знаний» http://www.eurekanet.ru/vesti/info/1184.html Публикации в сборнике "От идеи - к технологии: исследовательская
деятельность младших школьников". Петрозаводск:, Изд-во КГПУ, 2007 http://nfpk.kspu.karelia.ru/page_3654.html ************************************************************
Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас стать соавторами информационной рассылки «Образовательный Интернет». Поделитесь своим опытом работы с ресурсами Единой коллекции ЦОР, расскажите об участии в мероприятиях проекта ИСО, пополните «копилку» адресов интересного опыта использования учебных материалов нового поколения. Ждем Ваши сообщения на адрес anons@edu.yar.ru Приятного и познавательного Вам путешествия!
Учебно-методическая служба Ярославского Центра телекоммуникаций
и информационных систем в образовании http://www.edu.yar.ru | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|