№ 232 (16618) от 06.12.2008 Алан ИСАЕВ, Астана
На интерактивном педсовете, прошедшем с участием министра образования и науки Жансеита Туймебаева, вопрос роли и места учителя в воспитании детей в онлайн-эфире осветили профессионалы. Психологи из Астаны уверены, что к ребенку надо относиться, как к чуду.
Как отметила психолог школы-комплекса NN 46 Лариса Кавелина, недавно в столице проводилось исследование, чтобы узнать, какими хотят видеть педагогов ученики. Как оказалось, для детей очень важна тактичность преподавателя. - Душевная копилка ребенка работает день и ночь, - говорит Кавелина. - Ее ценность зависит от того, что мы туда бросаем. От повторяющихся знаков одобрения у ребенка складывается ощущение спокойствия, при осуждении появляется чувство, что с ним что-то не в порядке. Поэтому психолог призвала педагогов чаще использовать такие обороты, как "будьте внимательнее", "я буду счастлива" и даже шутливую форму "я вам не мешаю?!". Кроме того, прямо-таки бесценными для ребенка могут оказаться слова учителя о том, что он верит в своих воспитанников, несмотря ни на что. При этом не надо забывать о невербальных знаках, которые составляют 90 процентов общения. - От жестов, мимики, интонации, тональности голоса педагогическое воздействие также может быть негативным и позитивным, - утверждает Кавелина. - Неправильное слово, интонация, жест преподавателя могут нанести психологический ущерб учащемуся и даже вызвать невроз. Она предлагает чаще использовать поощрения, не спешить с оценкой поведения, если не выявлены его мотивы, а также налагать меньше запретов. Но самое главное - советует забывать о предыдущих наказаниях и проступках. В своеобразном письме к учителю школьники говорят о том, что нельзя бояться проявлять твердость по отношению к ним. Это позволяет им знать меру и место. Но нельзя применять силу, давать пустые обещания, делать замечания в присутствии других людей, не пытаться поучать в конфликтной ситуации, а также не заставлять считать, что ошибки ученика - преступление. "Не забудьте, что я развиваюсь, а значит, экспериментирую, - говорится в письме школяров. - Таким образом, учусь".
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=22658
|