№ 232 (16618) от 06.12.2008 Беседовал Марк АЙСБЕРГ, Алматы
Ежегодно более полутора миллиардов мусульман мира отмечают один из величайших праздников ислама - праздник жертвоприношения Курбан-айт, который приходится в этом году на 8 декабря. И то, что в Казахстане Рождество и Курбан-айт стали выходными днями, говорит о внимании государства к основным религиям страны.
В канун праздника мы решили взять интервью у ученого-теолога, ректора мусульманского университета "Руханият" профессора Мурата Мынбаева (на фото). - Мурат-мырза, расскажите читателям нашей газеты об истории праздника и его важности для мусульманской общины. - Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Во-первых, я поздравляю всех мусульман Казахстана с праздником Курбан-айт, который отмечается в этом году с 8 по 10 декабря. Курбан-айт" является главным великим праздником мусульман всего мира и представляет собой вершину общечеловеческой гуманистической традиции. История этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски - Ибрахимом) своего сына Исмаила в жертву Богу. За эту преданность и добродетельность Всевышний Аллах вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Этот праздник является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман в священном месте принести в жертву животное, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда всюду, где они могут оказаться. - Уточните, пожалуйста, размеры пожертвований. - Согласно традиции один человек приносит в жертву одну овцу, а группа от одного до семи человек - одного верблюда или одну голову крупного рогатого скота. Животные, приносимые в жертву, должны быть здоровыми и не иметь изъянов. Мясо жертвенного животного, согласно сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний Аллах и приветствует), делят на три части: две части раздают бедным, сиротам, малоимущим, а третью мусульманин оставляет себе, а если и ее он отдаст малоимущим, то по шариату это еще лучше. Приносимая жертва не только способствует духовному очищению жертвователя, но и обеспечивает пропитание бедной части мусульманской общины. Обряд жертвоприношения обязан выполнить каждый мусульманин, у которого есть на это возможность, а не только те, кто совершает хадж. То есть этот праздник олицетворяет заботу о ближних и сострадание к нуждающимся. Праздновать начинают с раннего утра. Мусульмане, совершив полное омовение, надев новую и опрятную одежду, умастив себя благовониями, идут в мечеть на айт-намаз. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании айт-намаза (молитвы) верующие возвращаются домой и совершают заклание жертвенного животного. Во время праздника навещают родителей, старших и больных, поминают усопших. Пусть Всевышний Аллах наделит нас своей безграничной милостью и милосердием! Пусть во всем казахстанском обществе сохранится мир и согласие, благоденствие и процветание! - Кстати, о светском обществе. Законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам свободы вероисповедования и религиозных объединений" после обсуждения в парламенте направлен на подпись президенту страны. Чем объяснить заявления некоторых западных стран о нарушениях демократии в области религии в Казахстане? - Анализ внесенных изменений и дополнений показывает, что положения законопроекта условно можно разделить на три части. Первая часть - это положения, направленные на защиту прав человека. Вторая - это нормы, направленные на упорядочение деятельности религиозных объединений. Третья часть - положения, направленные на усовершенствование законодательства и восполнение пробелов. Я не вижу в принятых изменениях и дополнениях никаких нарушений демократии в Республике Казахстан. Наоборот, даже с учетом принятых изменений и дополнений наш закон намного либеральнее и демократичнее некоторых западных стран - членов ОБСЕ. Посудите сами: в Германии, чтобы получить статус специальной (центральной) религиозной организации, необходимо объединять в своих рядах не менее одного процента населения соответствующей германской территории, в Австрии - 16 тысяч человек, Румынии - 20 тысяч, Чехии - 10 тысяч и т.д. По нашему же закону, чтобы зарегистрировать местное религиозное объединение, нужно набрать только 50 последователей данной религии, а для получения статуса "центральной" достаточно создать филиалы в нескольких областях. Почему же так называемые борцы за демократию не жалуются на эти страны - члены ОБСЕ? Причину этих заявлений я вижу в стремлении определенных сил активизировать деятельность некоторых тоталитарных религиозных сект и течений, которые ведут к подрыву межконфессионального баланса и равновесия в республике. Мы не должны идти на поводу этих сил и позволить поколебать устои межконфессионального согласия, которое издревле является характерной чертой уважения между нациями и религиями на территории Казахстана. - Сегодня важно отличать, выражаясь библейским языком, агнцев от козлищ. Какова идеологическая подоплека псевдорелигиозных сект, что является "научным" фундаментом деструктивных религиозных течений и религиозного терроризма в Казахстане и других республиках Средней Азии? - Три мировые религии, последователями которых является большая часть населения планеты - ислам, христианство и иудаизм, - выступают против насилия, несут миру гармонию и мир, категорически отрицая какие-либо проявления жестокости и насилия. Жестокость и насилие уничтожают то добро и чистую мораль, что несет людям Бог. Однако дарвинизм считает конфликт естественным двигателем прогресса, а насилие - оправданным механизмом регулирования равновесия на земле, имеющим полное право на существование. Террористы, совершающие свои чудовищные преступления, прикрываясь символами и законами ислама, христианства или иудаизма, на самом деле не имеют никакого отношения к религии. Ни один истинно верующий человек, какого бы вероисповедания он ни придерживался, не сможет совершить величайший грех на земле - убить невиновного. Это нелюди, прикрывающиеся святынями веры. Вот где кроются плоды теории случайности происхождения жизни. Террористы могут утверждать, что они совершают свои бесчеловечные акции во имя чистоты веры, но на самом деле это те же атеисты, пытающиеся дискредитировать нравственные ценности веры и внушить людям идеи дарвинизма. Корень терроризма - этой чумы ХХ века - кроется именно в воинствующем атеизме, но никак не в религиозных мотивах. - Что вы можете сказать о движении "Таблиги-Джамагаат", к деятельности которой сейчас приковано пристальное внимание по ряду причин. Это секта или течение в исламе и насколько оно опасно для общества? - Работая над докторской диссертацией по философии религии "Особенности мусульманской общины и ее возрождение в Казахстане", я профессионально изучал различные течения и направления в исламе, в том числе и принципы деятельности общественного движения "Таблиги-Джамагаат". Скажу вам так: это не секта и не течение, а добровольное движение мусульман "Общество проповедников". Его главная цель - миссионерская, а именно, призыв мусульман к богобоязненности, молитве и благотворительности. Каждый участник этого движения усердствует в призыве своих единоверцев в меру своих возможностей, жертвуя на этом пути сугубо свои заработанные средства. Участники этого движения, как правило, занимаются обычной трудовой деятельностью в различных сферах (врачи, инженеры, рабочие или служащие) и свою проповедческую миссию осуществляют в свободное от основной работы время или во время своих отпусков. Если относиться к вопросу объективно, то вывод будет однозначным: "Общество проповедников" является сугубо мирным проповедческим обществом. Главная цель его посланников - совершение молитв и побуждение людей к добру и проявлению милосердия. Эта традиция восходит к временам пророка Мухаммада, когда мусульмане, объединяясь в группы (джамааты), отправлялись с миссиями вести проповедническую просветительскую деятельность далеко за пределы своих селений и городов. По аналогии с христианством это исламские миссионеры. Одной из важнейших черт членов "Общества проповедников" является то, что они уважительно относятся к традициям, сложившимся в той местности, где находятся, и ни при каких обстоятельствах не вмешиваются в заведенный распорядок мечетей и их деятельность, равно как и неукоснительно соблюдают законы того государства. Последователи "Общества проповедников" никогда не стремятся быть представленными в структурах власти. При проведении проповедей они категорически отказываются от обсуждения политических вопросов и исходят из принципа Корана, который гласит: "Нет принуждения в религии...". Исходя из этих основополагающих принципов движения их религиозная проповедь проходит ненавязчиво и обращена только к тем людям, которые готовы ее слушать, в основном в стенах действующих мечетей. - Мурат-кажы, спасибо за вашу откровенную беседу. Дай Аллах вашему университету "Руханият" большого будущего, а всем верующим - мира и добра!
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=22665
|