Две тысячи школьных учебников оказались некачественными – кто виноват? Депутаты серьезно обеспокоены качеством школьных учебников. Их пишут люди, далекие от педагогики и школьного образования. Как результат – низкое качество обучения и постоянные претензии и педагогов, и родителей. Настоящий учебник не пишут, а создают, конструируют и отрабатывают так, как отрабатывается любая машина, обязанная надежно и конструктивно работать, считают депутаты. Это требование абсолютно справедливо и в отношении школьного учебника, но… Разработкой букварей, грамматики и математики сегодня в Казахстане занимаются частные издательства. Затем эта продукция апробируется Министерством образования и науки, выступающим в роли методического центра.
– К сожалению, в деятельности этого механизма постоянно возникают проблемы. Одна из них – формирование издательством авторского коллектива для разработки учебника. Сегодня в этой области у нас катастрофически не хватает специалистов, а потому учебники пишут даже те, кто никогда не сталкивался с педагогической деятельностью и не имеет понятия о педагогике, не знает школьной практики, не говоря о существовании теории педагогических систем, как и теории учебника, – заявила, обращаясь к министру Жансеиту Туймебаеву, депутат мажилиса Раиса Полищук. – И получается, что важнейший продукт педагогики – школьный учебник производится без… педагогики. Если учесть, что хорошие учебники были нужны вчера, нужны сегодня, не обойтись без них и завтра, то в вузах страны, по мнению депутатов, нужно начать готовить свои кадры, создавать научно-методические производства. Именно там по специально разработанной психолого-педагогической технологии содержание учебника будет отрабатывать специалист-предметник вместе с психологом, методистом, учителем… Только в таком случае можно надеяться, что в школу придут грамотные книги. Мнение других депутатов: зачем иногда изобретать колесо, если многие проблемы можно и нужно решить проще, как в соседней России и некоторых других странах например? Хорошие школьные учебники, и уж тем более вузовские, по физике-химии-математике наднациональны, поэтому нужно взять и позаимствовать их в тех странах, где они уже есть, обеспечив качественный перевод, а при необходимости адаптировать. Если надо, ввести национальный колорит – вместо «ма-ма мы-ла ра-му» можно заставить ее мыть шанырак, а чашку заменить на пиалу… Ну хотя бы на то время, пока свои хорошие не научимся писать – а это не так просто и быстро делается! – Принимать решение по принципу «хоть плохое, но свое» не надо, – решительно заявляют депутаты, – потому что если в стране плохое образование – в ней плохое все. – Другая важнейшая проблема – отсутствие механизмов контроля за соблюдением обязательных стандартов образования, – пояснила Раиса Полищук. – Потому и грешат учебники ошибками грамматического, методического и смыслового характера, они перегружены информацией, а степень абстракции ее изложения не согласована ни со способностями учащихся по усвоению, ни с их подготовленностью по восприятию. Тот факт, что только в прошлом году из учебного процесса было изъято 2000 учебников и учебно-методических комплексов, большая часть которых отправлена на доработку, говорит сам за себя и порождает серьезную образовательную проблему, которую испытывают все образовательные учреждения страны: массовую неуспеваемость школьников со всеми вытекающими отсюда последствиями. «Кто за это будет отвечать?» – спрашивают депутаты.
Людмила ПИСКОРСКАЯ,Астана http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=154&pub=13798
|