5:11 AM Вопросы нравственности | |
Генеральная прокуратура РК решила бороться с поборами в школах с помощью… детей
Метод, которым главное надзорное ведомство страны намерено искоренить вымогательство денег с родителей учащихся школ, оценивается экспертами в области образования как результативный и эффективный. Но организационный подход к проведению акции настораживает: комиссии в составе работника прокуратуры и двух представителей департамента по защите прав детей предлагают школьникам анонимно заполнять анкету с совсем не детскими вопросами, составленную явно без участия психолога. Уж не «стукачей» ли воспитывают в подрастающем поколении их взрослые наставники? Опросник изобилует вопросами следующего содержания: «Нравится ли тебе находиться в школе?», «Что тебе не нравится в школе?», «Достаточен ли для тебя тот объем знаний, который ты получаешь в школе?», «Если ты посещаешь дополнительные занятия, то где?», «Знаешь ли ты, какова стоимость дополнительных занятий?», «Оказывают ли учителя вашей школы репетиторские услуги?», «Ведется ли в школе сбор денег? Кем? В каком размере? Как часто? Как к этому относятся родители? Кто собирает деньги? Знаешь ли ты, что есть приказ о запрете сбора денег в любой форме в учреждениях образования?», «Имеет ли место в школе среди учеников вымогание денег?», «Если вымогание денег имеет место, то кто стоит за этим?».
Насколько нам известно, анкету заполняют учащиеся с 5-го по 11-й классы. Если для подростка, готовящегося уже выпорхнуть из стен второго дома, ответы на вопросы могут быть очевидными, а подоплека анкетирования более-менее понятной, то пятикласснику, вероятно, крайне сложно быть объективным. Полагаем, что если даже родители самых младших по возрасту интервьюируемых и носят в школу деньги, то вряд ли ставят об этом в известность свое чадо. А вообще, напрашивается вопрос, почему бы все интересующие моменты не выяснить у самих родителей, не оказывая психологического давления на школьников, которое, если вникнуть в суть вопросов, явно налицо? Было бы весьма интересно выяснить, какова конечная цель анкетирования, кто составлял анкету и чем автор руководствовался? По словам руководителя группы по надзору за применением законов о несовершеннолетних Генеральной прокуратуры Казахстана Гульназ Омиргали, проходящее по стране анкетирование было запланировано департаментом по надзору за законностью деятельности госорганов для того, чтобы по окончании акции проанализировать масштабы поборов в школах и выявить конкретные учреждения образования, где имеет место вымогательство денег в обязательном порядке. – Мы должны принимать меры по отношению к директорам школ, в которых сбор денег идет не на добровольной, а на принудительной основе, – прокомментировала ситуацию Гульназ Омиргали. – Если в каких-то школах родительские комитеты сами принимают решение об оказании помощи, мы не можем этого запретить, но участились случаи, когда деньги буквально вымогаются, нередко с угрозами воздействия в отношении учащихся. Наша группа анкету не готовила. По всей видимости, этим занимались органы прокуратуры на местах. Анкетирование проводится не во всех школах, а выборочно только по той причине, что мы не сможем охватить все учреждения среднего образования. Пока не удалось выяснить, все ли казахстанские школьники заполняли абсолютно одинаковые анкеты или же кому-то из детей больше всех не повезло… Свою точку зрения на сей счет имеет президент Ассоциации школьных общественных организаций РК Инна Косова: – У меня главный вопрос к идеологам анкетирования: не нарушают ли они права детей тем, что ребенок обязан отвечать на странные и, я бы даже сказала, страшные вопросы? Да, репетиторские услуги по закону в стране запрещены, но только если речь идет об общеобязательной учебной программе. А если ребенок хочет в школе изучать дополнительный язык, почему нужно лишать его такой возможности? И вообще, я считаю, что вопросы о сборе денег следует задавать не детям, а их родителям. Адресат, конечно, выбрали неудачно. Вряд ли это анкетирование позволит повысить и без того упавший статус учителя, который почему-то всегда остается крайним. Ничего крамольного в акции Генеральной прокуратуры не видит зампредседателя комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК Раиса Шер. По ее словам, на телефон доверия комитета постоянно идут звонки о поборах в школах, поэтому не реагировать на это социальное явление никак нельзя. С этим нельзя не согласиться, так как проблема поборов в школах давно активно обсуждается в обществе, причем единого мнения нет до сих пор. Одни родители считают, что ради комфортной учебы своих детей следует приводить в порядок школы, до которых не доходят руки государства, а также помогать учителям выживать на нищенскую зарплату. Другие семьи наотрез отказываются платить деньги за бесплатное образование, кивая на Конституцию. У каждого своя правда. – Мне звонили директора школ, спрашивали, на каком основании проходит анкетирование, много возмущений, но ничего противоправного в акции я не вижу. Видимо, кто-то очень боится результатов опроса. Насколько я знаю, анкету готовили на местах представители прокуратуры совместно с работниками департаментов по защите прав детей, – сообщила «Литеру» Раиса Шер. – Конечно, вопросы нужно было согласовать с психологами или сформулировать покорректнее, либо анкетировать учеников вместе с родителями. Все-таки вопросы о деньгах больше касаются взрослых. Настораживает во всей этой истории то, что даже при анонимном опросе учащихся их правдивое мнение может бумерангом отразиться на взаимоотношениях с учителями: вычислить «сдавалу» не составит труда по почерку. У председателя правления Детского фонда Казахстана Эльвиры Ватлиной к новому способу борьбы с поборами в школах отношение неоднозначное: – Конечно, чаще всего, когда нужно узнать общественное мнение, делается блиц-опрос, но я против того, чтобы подобные вещи происходили в стенах школ, так как такой подход чреват прессингом по отношению к опрошенным. Да и как можно такими методами решить главную проблему в стране – повышение статуса учителя, если с детства ребенка приучают к наушничанью? Сомневаюсь, что цель оправдает средства. Александра АЛЕХОВА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=150&pub=14139 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|