Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2009 » Май » 15 » Вопросы нравственности
5:11 AM
Вопросы нравственности
Генеральная прокуратура РК решила бороться с поборами в школах с помощью… детей
 
Метод, которым главное надзорное ведомство страны намерено искоренить вымогательство денег с родителей учащихся школ, оценивается экспертами в области образования как результативный и эффективный. Но организационный подход к проведению акции настораживает: комиссии в составе работника прокуратуры и двух представителей департамента по защите прав детей предлагают школьникам анонимно заполнять анкету с совсем не детскими вопросами, составленную явно без участия психолога. Уж не «стукачей» ли воспитывают в подрастающем поколении их взрослые наставники?
Опросник изобилует вопросами следующего содержания: «Нравится ли тебе находиться в школе?», «Что тебе не нравится в школе?», «Достаточен ли для тебя тот объем знаний, который ты получаешь в школе?», «Если ты посещаешь дополнительные занятия, то где?», «Знаешь ли ты, какова стоимость дополнительных занятий?», «Оказывают ли учителя вашей школы репетиторские услуги?», «Ведется ли в школе сбор денег? Кем? В каком размере? Как часто? Как к этому относятся родители? Кто собирает деньги? Знаешь ли ты, что есть приказ о запрете сбора денег в любой форме в учреждениях образования?», «Имеет ли место в школе среди учеников вымогание денег?», «Если вымогание денег имеет место, то кто стоит за этим?».
Насколько нам известно, анкету заполняют учащиеся с 5-го по 11-й классы. Если для подростка, готовящегося уже выпорхнуть из стен второго дома, ответы на вопросы могут быть очевидными, а подоплека анкетирования более-менее понятной, то пятикласснику, вероятно, крайне сложно быть объективным. Полагаем, что если даже родители самых младших по возрасту интервьюируемых и носят в школу деньги, то вряд ли ставят об этом в известность свое чадо. А вообще, напрашивается вопрос, почему бы все интересующие моменты не выяснить у самих родителей, не оказывая психологического давления на школьников, которое, если вникнуть в суть вопросов, явно налицо?
Было бы весьма интересно выяснить, какова конечная цель анкетирования, кто составлял анкету и чем автор руководствовался?
По словам руководителя группы по надзору за применением законов о несовершеннолетних Генеральной прокуратуры Казахстана Гульназ Омиргали, проходящее по стране анкетирование было запланировано департаментом по надзору за законностью деятельности госорганов для того, чтобы по окончании акции проанализировать масштабы поборов в школах и выявить конкретные учреждения образования, где имеет место вымогательство денег в обязательном порядке.
– Мы должны принимать меры по отношению к директорам школ, в которых сбор денег идет не на добровольной, а на принудительной основе, – прокомментировала ситуацию Гульназ Омиргали. – Если в каких-то школах родительские комитеты сами принимают решение об оказании помощи, мы не можем этого запретить, но участились случаи, когда деньги буквально вымогаются, нередко с угрозами воздействия в отношении учащихся. Наша группа анкету не готовила. По всей видимости, этим занимались органы прокуратуры на местах. Анкетирование проводится не во всех школах, а выборочно только по той причине, что мы не сможем охватить все учреждения среднего образования.
Пока не удалось выяснить, все ли казахстанские школьники заполняли абсолютно одинаковые анкеты или же кому-то из детей больше всех не повезло…
Свою точку зрения на сей счет имеет президент Ассоциации школьных общественных организаций РК Инна Косова:
– У меня главный вопрос к идеологам анкетирования: не нарушают ли они права детей тем, что ребенок обязан отвечать на странные и, я бы даже сказала, страшные вопросы? Да, репетиторские услуги по закону в стране запрещены, но только если речь идет об общеобязательной учебной программе. А если ребенок хочет в школе изучать дополнительный язык, почему нужно лишать его такой возможности? И вообще, я считаю, что вопросы о сборе денег следует задавать не детям, а их родителям. Адресат, конечно, выбрали неудачно. Вряд ли это анкетирование позволит повысить и без того упавший статус учителя, который почему-то всегда остается крайним.
Ничего крамольного в акции Генеральной прокуратуры не видит зампредседателя комитета по охране прав детей Министерства образования и науки РК Раиса Шер. По ее словам, на телефон доверия комитета постоянно идут звонки о поборах в школах, поэтому не реагировать на это социальное явление никак нельзя.
С этим нельзя не согласиться, так как проблема поборов в школах давно активно обсуждается в обществе, причем единого мнения нет до сих пор. Одни родители считают, что ради комфортной учебы своих детей следует приводить в порядок школы, до которых не доходят руки государства, а также помогать учителям выживать на нищенскую зарплату. Другие семьи наотрез отказываются платить деньги за бесплатное образование, кивая на Конституцию. У каждого своя правда.
– Мне звонили директора школ, спрашивали, на каком основании проходит анкетирование, много возмущений, но ничего противоправного в акции я не вижу. Видимо, кто-то очень боится результатов опроса. Насколько я знаю, анкету готовили на местах представители прокуратуры совместно с работниками департаментов по защите прав детей, – сообщила «Литеру» Раиса Шер. – Конечно, вопросы нужно было согласовать с психологами или сформулировать покорректнее, либо анкетировать учеников вместе с родителями. Все-таки вопросы о деньгах больше касаются взрослых.
Настораживает во всей этой истории то, что даже при анонимном опросе учащихся их правдивое мнение может бумерангом отразиться на взаимоотношениях с учителями: вычислить «сдавалу» не составит труда по почерку.
У председателя правления Детского фонда Казахстана Эльвиры Ватлиной к новому способу борьбы с поборами в школах отношение неоднозначное:
– Конечно, чаще всего, когда нужно узнать общественное мнение, делается блиц-опрос, но я против того, чтобы подобные вещи происходили в стенах школ, так как такой подход чреват прессингом по отношению к опрошенным. Да и как можно такими методами решить главную проблему в стране – повышение статуса учителя, если с детства ребенка приучают к наушничанью? Сомневаюсь, что цель оправдает средства.
Александра АЛЕХОВА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=150&pub=14139
Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1063 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-09-19, 4:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru