30 июня 2009 |Тохнияз КУЧУКОВ В редакцию газеты “Время” с жалобой на сотрудников департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Алматы обратился директор школы-лицея №48 Эдуард ВЕНДОЛЬСКИЙ (на снимке). Копию он адресовал прокурору Алматы Амирхану ЕСТАЕВУ, который, кстати, до недавнего времени руководил алматинским финполом. По словам руководителя школы, 17 июня 2009 года оперативники финансовой полиции, сорвав государственный экзамен и обвинив г-на Вендольского в получении взятки, полдня производили обыск в школе. Но ни меченых денег и ни одного следа свечения ультрафиолета так и не обнаружили, хотя финполицейские перевернули весь кабинет, а самого Эдуарда Вендольского вынудили раздеться до нижнего белья.
Не сумев доказать, что Вендольский взяточник, оперативники финпола тем не менее изъяли у него техпаспорт на машину и около 35 тысяч тенге личных денег. Деньги и документы до сих пор не возвратили. По словам Эдуарда Иосифовича, в середине июня к нему обратилась родительница с просьбой принять ее сына в школу. - Утром 17 июня Оксана СИЦКОВА написала заявление о приеме ее сына в школу, - рассказывает Эдуард Иосифович. - А как только она вышла, в кабинет ворвались 12 человек в штатском и, предъявив мне удостоверения сотрудников финансовой полиции, стали обвинять в получении взятки. У нас шел государственный экзамен, но правоохранители во главе со старшим лейтенантом финполиции Аскаром АХМЕТОВЫМ буквально устроили погром в моем кабинете: перерыли все бумаги, записные книжки, обыскали приемную и кабинет труда, где преподает моя супруга Наталья ВЕНДОЛЬСКАЯ. Проверили ее личные вещи, собрали весь педколлектив - а это 42 преподавателя. Сотрудник прокуратуры Медеуского района Димаш СЕРИКБАЕВ, допросив каждого по отдельности, сообщил им, что меня задержали при получении взятки. Но самое смешное - денег я не брал, и о какой взятке идет речь, до сих пор не могу выяснить! Опечатав несколько кабинетов, меня, жену, секретаря и школьного завхоза привезли в финансовую полицию. Рассадили по кабинетам и стали допрашивать. Меня начали пугать: есть видеозапись, стенограмма моего диалога с родительницей, где я будто бы вымогаю деньги за прием ее ребенка в школу. Г-н Ахметов вел себя нагло, заставлял меня позвонить сыну, чтобы тот привез сменную одежду. Спрашиваю: зачем? А финполицейский в ответ: “Вас арестуем за взятку, как минимум полгода просидите под следствием”.
Эдуард Вендольский настоял, чтобы ему показали оперативную запись. По его словам, на кассете четко видно, как женщина достает из сумочки пять купюр по две тысячи тенге и под столом пересчитывает деньги. Но директору денег так и не передает. Поэтому-то борцы с коррупцией не сумели обнаружить на его руках, одежде и в личных вещах следов ультрафиолета. Как утверждает директор школы, их и не могло быть, потому что никаких денег он не брал и не собирался брать. - С половины первого дня до семи вечера меня продержали в кабинете, - продолжает Эдуард Вендольский. - Извините, даже в туалет не пускали. А вечером, сделав несколько звонков руководству и в прокуратуру Медеуского района, меня опять повезли в школу. В который уже раз обыскали кабинет, заставили раздеться до нижнего белья, просветили все тело специальной лампой, но ни малейшего доказательства того, что я получил взятку, так и не нашли. Стали шарить в коридоре. Меня опять повезли в департамент финансовой полиции. К тому времени моих подчиненных уже отпустили домой. К десяти вечера Аскар сказал, что я могу ехать домой, но техпаспорт не вернул. Я спросил, каким образом без документов сяду за руль? А он ответил: “Если гаишники остановят, позвоните мне на сотовый, я дам команду, и вас отпустят”. Почти две недели прошло. Ни денег, ни документов, ни каких-либо следственных действий... Вендольский недоумевает: неужели по одной только жалобе сотрудники финансовой полиции могут закрыть невинного человека, оскорбить его, унизить и, не найдя никаких доказательств, даже не извиниться за учиненный беспорядок?!
- 20 июня мне нужно было ставить печать на аттестаты, но кабинет опечатан, - говорит Эдуард Вендольский. - С адвокатом Лейлой КАЛХАБАНИ мы поехали в финансовую полицию. Вышел Аскар Ахметов, вернул мне удостоверение личности и заявил, чтобы я сам вскрыл кабинет и другие опечатанные помещения. Ехать с нами в школу г-н Ахметов отказался, сообщив, что он вообще увольняется из финансовой полиции, и моя судьба его меньше всего интересует. Я начал было про изъятые ранее деньги и техпаспорт на “Жигули”, но Аскар переложил всю ответственность на следователя по имени Тимур, которому поручили заняться моим делом.
- Эдуард Иосифович, кем вы проходите по этому делу? - Вы будете смеяться, но мне не предъявили официальное обвинение, не арестовали, не посадили под домашний арест и даже подписку о невыезде не оформили. Лейла связалась с руководством финансовой полиции, но ей сказали, что все материалы забрала прокуратура Алматы, чтобы проверить законность действий следственной группы. Я обратился к прокурору Алматы г-ну Естаеву с просьбой принять соответствующие меры. Но честно говоря, надежда, что справедливость восторжествует, с каждым днем становится все призрачнее...
Тохнияз КУЧУКОВ, kuchukov@time.kz , фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Комментарии в тему
Серик СЕЙДУМАНОВ, заместитель акима Алматы: Это правовой беспредел! - Я в курсе, что сотрудники финансовой полиции пытались задержать директора лицея Вендольского за взятку. Если быть точнее, ему пытались всучить 10 тысяч тенге, но он отказался. Тем не менее его и нескольких подчиненных весь день продержали в кабинетах. Мы живем в правовом государстве, и подобного беспредела быть не должно. Нужно законным путем доказывать, что человек получил взятку, а не подставлять его. Винить всю правоохранительную систему нельзя, но тот, кто учинил этот правовой беспредел, обязательно должен понести персональную ответственность. Иначе на месте Вендольского может оказаться любой законопослушный гражданин...
Ермек РАХЫМБАЕВ, руководитель пресс-службы прокуратуры Алматы: Сигнал был - проверяем - 16 июня в финансовую полицию Алматы с заявлением о вымогательстве обратилась гражданка С. Она сообщила, что директор школы-лицея №48 вымогает у нее 10 тысяч тенге за принятие ее сына во 2-й класс. В этот же день ее заявление было зарегистрировано, а 17 июня сотрудники финансовой полиции в рамках проведения оперативных мероприятий поехали в школу. По этому заявлению идет доследственная проверка, материалы действительно затребованы прокуратурой Алматы для изучения. Доводы директора школы о том, что при обыске присутствовал сотрудник прокуратуры Медеуского района, проверяются. По крайней мере, в официальных документах финполиции наш представитель не фигурирует.
Серик ДОДАБАЕВ, начальник управления по раскрытию и предупреждению дел о коррупции департамента финполиции Алматы: Факт есть факт - По заявлению родительницы наши сотрудники поехали в школу-лицей. Есть оперативная видеозапись, на которой директор говорит родительнице, куда ей нужно положить деньги. В руки деньги он не брал. Пока идет доследственная проверка. Техпаспорт на машину и личные деньги изъяты по акту, копия которого вручена Вендольскому. Ни о какой “подставе” речь не идет: есть официальное обращение, и мы обязаны проверить его и принять законное решение. Даже если уголовное дело не возбудят, мы напишем представление в департамент образования Алматы - факт требования взятки остается фактом. (Я позвонил Эдуарду Вендольскому и спросил: куда именно он попросил Оксану Сицкову положить деньги? - Она действительно что-то говорила про деньги, но я лишь сказал: если условия в нашей школе вас устраивают, можете приводить ребенка, - ответил он. - О деньгах я ничего не говорил. Ходят разговоры о каких-то жалобах родителей в прокуратуру, в “Нур Отан”, в другие инстанции о поборах, но я официально заявляю вам: у нас (в школе) фонда нет, и к сборам денег лично я никакого отношения не имею. - Т.К.)
Когда верстался номер, в редакцию позвонил Ермек Рахымбаев и сообщил, что 9 и 11 июня в прокуратуру Медеуского района поступили коллективные заявления от родителей учеников этой школы, где говорится, что Эдуард Вендольский ежемесячно собирает до 1,5 миллиона тенге в фонд школы. - Кассиры из родительского комитета в своих показаниях пишут, что действительно собирали деньги, - говорит советник юстиции Рахымбаев. - Они приложили к заявлениям копии некоторых финансовых документов. Эту проверку поручили помощнику прокурора Серикбаеву. Он несколько раз ездил в школу и 17 июня тоже приехал с проверкой. Так получилось, что в этот же день там работали сотрудники финполиции. Но у нас - свое расследование, а у них - свое. После завершения проверки прокуратура примет в отношении Эдуарда Вендольского процессуальное решение. http://www.time.kz/index.php?newsid=11218
|