6:25 AM От перемены мест слагаемых сумма меняется? | |
№ 428 (16815) от 26.08.2009 Жанна БАЙТЕЛЕСОВА, Алматы Конечно, выбор оптимальной модели 12-летнего цикла среднего образования не является краеугольным вопросом вхождения Казахстана в число развитых государств. Но от него зависит гораздо большее - будущее нашей страны. Рахметулла Башаров, академик Казахской академии образования им. Алтынсарина, последние годы вплотную занимается проблемой философии образования, является автором целого ряда образовательных концепций, многочисленных статей и фундаментальных трудов. -Я бы хотел выделить исключительно значимый для общества вопрос, связанный с выбором оптимальной модели 12-летнего цикла среднего образования, - говорит Рахметулла Башаров. - Мы подвергли сравнительному анализу эффективность ряда моделей среднего образования, который показал следующее: 1-е место - 6+3+3=12 лет 2-е место - 5+4+3=12 лет 3-е место - 6+4+2=12 лет 4-е место - 4+5+3=12 лет 5-е место - 4+5+2=11 лет 6-е место - 4+6+2=12 лет Так вот, по своей эффективности модель 4+6+2=12, защищаемая Центром 12-летнего образования, оказалась на последнем месте, пропустив даже ныне действующую модель 11-летнего среднего образования. Объективно такая модель 12-летки не нужна для казахстанского общества, потому что она вредна. Чем ее вводить, лучше было бы сохранить более эффективную нынешнюю 11-летку. Однако если командно-административный принцип перевесит все остальные научные принципы, то модель 4+6+2=12 скоро получит путевку в жизнь. - А какую модель 12-летнего среднего образования вы предлагаете? - В своих статьях и научных трудах мы доказывали, что на переходном этапе самой оптимальной моделью отечественного 12-летнего среднего образования является модель 5+4+3=12. В сравнительном анализе эта модель по эффективности занимает вторую строку после японской модели 6+3+3=12. - Как вы считаете, почему наши вузы, как главные заказчики профильного обучения на старшей ступени среднего образования, не выступают главными экспертами оценки той или иной модели? - Я некомпетентен отвечать на такие вопросы. Экспертов выбирают МОН страны и Центр 12-летнего образования. Однако замечу, что в условиях, когда высшая школа Казахстана переходит на 3-4-летнее бакалаврское образование, а магистратура отведена на послевузовский уровень, необязательно быть семи пядей во лбу, чтобы понять: нет альтернативы 3-летней профильной старшей ступени 12-летнего среднего образования, которая призвана частично разгрузить учебные материалы 3-4-летних вузов. Когда выбирают экспертов, с методологической точки зрения важно знать, какова государственная образовательная политика той страны, откуда прибывают эксперты. Например, российская национальная образовательная политика построена на принципах монокультурного подхода, тогда как государственная образовательная политика Казахстана - на принципах поликультурного подхода. Для монокультурного подхода с приоритетом православно-христианских ценностей и единого русского языка модель 4+6+2 12-летней средней школы, предложенная российскими разработчиками, можно сказать, является идеальной. И эксперт из этой страны, как и некоторые казахстанцы, может оказаться в плену этой модели. А для поликультурного казахстанского подхода такая модель совершенно противоречит духу и букве самой прогрессивной общепризнанной государственной политики Казахстана. Отечественная система образования должна проецировать на себя национальную политику, для реализации которой модель 5+4+3=12 является наиболее оптимальной и востребованной. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=32618 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|