№ 439 (16826) от 11.09.2009 Ирина ГАЛУШКО, Южно-Казахстанская область В Южном Казахстане директор школы запретил ученице появляться в учебном заведении в хиджабе. Одиннадцатикласснице отказали в получении знаний только потому, что она пришла на урок с покрытой головой и стала выделяться из общей массы. Лишь вмешательство корреспондента "ЭК" помогло решить проблему. А началось все с того, что 1 сентября ученица 11 класса средней школы NN 3 села Первомаевка Толебийского района Южно-Казахстанской области Надира Медетбекова пришла в родную альма-матер в хиджабе. Уже год, как девушка обратилась к исламу. Примером для Надиры стал ее старший брат Бахыт. Студент одного из шымкентских вузов обратился к вере два года назад. Сестра, с которой они с детства были, что называется, не разлей вода, без всякого нажима вскоре приняла такое же решение. Она пять раз в день читает намаз, держит пост. Ношение хиджаба - еще один шаг, который девушка сделала сразу по окончании 10 класса. Родные и друзья с решением Надиры считались, и никаких проблем у нее вплоть до начала нового учебного года не было. - Уже 1 сентября классный руководитель предупредила сестру, что и у нее как у ответственной за класс, и у нас из-за нарушения формы могут возникнуть проблемы с директором школы, - рассказывает Бахыт. - Она порекомендовала нам подойти к нему и спросить разрешения на ношение хиджаба. Я так и сделал. Подошел к директору Болатбеку Аюбаеву, но он сказал мне, что в школе должна быть единая для всех форма и по этой причине моя сестра не может носить хиджаб. Однако молодого человека это не остановило, и он отправился искать защиты в мечеть и управление внутренней политики и образования области. Дошел Бахыт и до Союза мусульман Казахстана и Мусульманского комитета по правам человека в Центральной Азии. Руководитель южноказахстанского представительства организации Ерлан Бектимиров первым откликнулся на призыв о помощи. Вместе с Бахытом он приехал в Первомаевку, чтобы говорить с директором школы. Но г-н Аюбаев, по словам Бектимирова, ничего не объяснив, просто выставил гостя за дверь, настоятельно рекомендовав больше в его кабинете не появляться. - Я хотел по-человечески объяснить, что он неправильно поступает, - делится Ерлан. - Я попросил показать бумаги - может, есть какой-то приказ на этот счет. Но директор объяснять ничего не стал, просто выгнал из своего кабинета. Позже мы обратились в управление внутренней политики. Там нас поддержали, сказав, что этот человек не прав. В нашей стране свобода вероисповедания, и никто не может запретить этой девушке надевать платок. Пусть даже и в школу. В управлении образования Бахыту обещали посодействовать в решении проблемы. Сотрудник управления Кайрат Араб созвонился с Болатбеком Аюбаевым, но разговора, по словам специалиста, не получилось. - Я посоветовал ему внимательно разобраться в ситуации. Спокойно поговорить с девушкой и ее братом. Ну а уж если не удастся их убедить - разрешить ношение хиджаба. На следующий день Бахыт и Надира предприняли еще одну попытку пробиться в школу. Однако встретившийся во дворе учебного заведения г-н Аюбаев вновь был непреклонен. И все же три урока Надира на свой страх и риск отсидела. - На четвертом ее увидела завуч по воспитательной работе Гульжан Артыкова, - продолжает рассказ Бахыт. - Со словами "Ты еще здесь? Исчезни!" она выпроводила ее из школы. Чтобы разобраться в ситуации на месте, отправляюсь в село Первомаевку. Классный руководитель Надиры Гульмира Турганова свою ученицу характеризует только с положительной стороны. Говорит, что девочка спокойная, исполнительная, неплохо учится и никогда не грубит. Педагог очень сожалеет о том, что девочка оказалась в эпицентре скандала, и говорит, что, будь она директором, запрещать ношение хиджаба не стала бы. Однако у человека, занимающего эту должность сегодня, мнение иное. - Есть положение, есть внутренняя дисциплина, - после получасового ожидания в приемной начинаем разговор с первым руководителем. - У нас требуют единую форму. Она одна так ходит, так ведь нельзя. За пределами школы - пожалуйста. В школе же должна быть единая форма. - Но разве это кому-то мешает? - У нас есть еще одна девочка. Мы поговорили с ней, и она сняла хиджаб. А Медетбекова Надира не снимает. - И что же, теперь из-за этого ее оставлять без знаний? - А если дальше таких, как она, будет много, как мне быть? - Но сегодня ведь Надира одна, и только она одна лишена возможности учиться из-за того, что выделяется из общей массы, что не такая, как все. - Хорошо. Мы ей разрешаем. Проблемы больше нет. Понимая, что через день или неделю ситуация может опять измениться, на всякий случай оставляю Бахыту свою визитку. Сама же отправляюсь в управление образования Южно-Казахстанской области. - Не пускать ученицу в школу директор не имел права, - комментирует ситуацию заместитель начальника управления Нышан Байгутов. - Все дети имеют право на образование независимо от их внешнего вида. Вообще-то, в каком виде ученикам приходить в школу, решают педколлектив и родительский комитет. Нет инструктивных документов, обязывающих надевать то или это. Наше управление не выносит разрешений, как и запретов, касающихся внешнего вида учащихся. В школах должен быть индивидуальный подход к каждому ученику. Нужно разбираться в каждой ситуации. К слову, директора школ назначаются районными и городскими отделами образования, руководство которых, в свою очередь, в подчинении у городских и районных акиматов. По этой причине управление образования области не имеет права контролировать их работу. Лишь выносить рекомендации. - Есть случаи, когда на должность директоров школ назначаются люди, никогда не изучавшие педагогику и психологию, - резюмирует Нышан Байгутов. - Оттого и проблемы. Из досье "ЭК"
Застрельщиком в деле очищения учебных заведений от религиозной атрибутики выступил официальный Париж. Еще в феврале 2004 года французский парламент подавляющим большинством голосов одобрил законопроект, запрещающий религиозную атрибутику в государственных школах, несмотря на критику со стороны международных правозащитных организаций. Запрет, направленный главным образом против ношения девочками-мусульманками головных платков-хиджабов, также касается иудейских шапочек и христианских крестов больших размеров. В Германии существует закон, запрещающий учительницам носить хиджаб. Этот запрет действует в половине из шестнадцати немецких земель и фактически дискриминирует мусульманок на основании религиозной принадлежности, лишая их возможности преподавать или работать в других областях государственного сектора. В апреле этого года государственный совет Бельгии пришел к выводу, что запрет на ношение хиджаба в школах страны: укрепляет принципы равенства. Тем самым власти Бельгии отклонили прошение "Движения против расизма, антисемитизма и ксенофобии" об отмене правила, принятого в Бельгии в 2004 году, позволяющего каждой школе самостоятельно решать, запрещать или нет ношение хиджаба. В марте 2009 года правительство Болгарии утвердило законопроект, по которому детям запрещается носить на себе религиозные символы в школе. Под запрет попали и мусульманский хиджаб, и православный крестик. В этом году Кыргызстан тоже запретил ношение в общеобразовательных школах хиджаба. Руководство пятимиллионной страны с преимущественно мусульманским населением обеспокоено ростом влияния на умы живущего в нужде населения проповедников ислама. А вот турецкий парламент в феврале прошлого года принял поправки к конституции страны, отменяющие запрет на ношение хиджаба в университетах. Инициатором поправок выступила доминирующая в парламенте Партия справедливости и развития, которая считает, что запрет на ношение мусульманских платков нарушает права и свободы граждан и является причиной того, что многие девушки отказываются поступать в университеты. Студенткам турецких университетов запретили носить хиджаб в 1997 году, после того как усилиями военных, главных защитников светской Турции, было смещено правительство, которое армия считала слишком исламистским. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=32963
|