Дина Саблина С середины сентября разговоры о хиджабах стали трендом. В Европе проходят акции протеста, в Иране принимают закон о необходимости повязывать хиджаб на манекены, в Удмуртии за ношение платка поощряют деньгами (3 000 рублей), а в Нидерландах депутат и режиссер Гирт Вилдерс предлагает внести в бюджет налог на ношение хиджаба в тысячу евро. Вот и Казахстан получил законный информационный повод разобраться с вопросом: хиджаб у нас не больше чем платок? Прослеживается четкая связь между хиджабом и свободой. Сторонники и противники сделали этот атрибут женской одежды ее символом. Но если западники законодательно отстаивают свободу от "куска материи", изолирующего от социальной жизни, то их оппоненты призывают правительства не лишать женщин-мусульманок личного права носить хиджаб. Таким образом, он становится символом борьбы Запада и Востока за собственное понимание свободы. Все дело в мышлении. На инквизиторском костре европейской законности горят теперь не сами женщины, а только их одежда. Начиная с французов, тенденция на запрет хиджабов, в частности, в заведениях образования, охватила почти все европейские страны. Главным аргументом политики выдвигают принцип демократии. На взгляд европейца, хиджаб противоречит идеи равенства и унижает женщину. Кроме того, в мышлении закрепилась не слишком логическая, но все-таки, цепочка: хиджаб - ислам - фундаментализм - терроризм. А по итогам опроса, проведенного в дагестанском вузе в недалеком 2007 году, студенты ассоциируют хиджаб, прежде всего, с покорностью. Большинство опрошенных считают, что его стоит носить, однако, при этом нужно быть готовым к непониманию и излишней требовательности окружающих. Впрочем, у подобной реакции есть информационное подтверждение: школьниц в секторе Газа обязали носить хиджаб, независимо от веры. Старается и неутомимый ньюсмейкер Ахмадинежад, объявляя манекены в хиджабах частью кампании с "тлетворным влиянием Запада". Сайт www.islam.ru публикует удивительные истории молодых девушек и женщин о том, как они пришли к ношению хиджаба. Это истории боязни общественного мнения, желания найти свою любовь и опровержения того, что вера живет в сердце. Для многих мусульманок - это не просто ткань. Но женщины остаются женщинами, если хиджаб прочно занимает место на модных показах, стоит ли верить в его символичность? Мне встретилось удивительное в своей непоследовательности мнение о том, что мусульманки всего лишь привлекают к себе внимание, выгодно отличаясь в светских государствах от представительниц прекрасного пола, не стесняющихся открыто демонстрировать прелести своих тел. В Казахстане дебаты начались с истории одной школьницы, которой велели не появляться на занятиях в хиджабе. Сначала отреагировали журналисты, а следом - министерства. Минюст настаивал на том, что в рамках свободы вероисповедания он уместен, Министерство образования опирается на светскость государства. Ни то, ни другое Конституции не противоречит. Возможно, нам стоит пойти по пути от которого отходит Бельгия , где до недавнего времени было принято решать вопрос о запрете или разрешении хиджаба в учебных заведениях на местном уровне. Пока мы балансируем между западом и востоком, хиджаб будет оставаться информационным поводом, а не философией. Но может быть, это единственно верный путь для государства, где проповедуется многовекторность политики и подчеркивается дружелюбность многонационального народа. У нас еще принято совмещать блины на масленицу и шельпеки в айт. Ведь самое главное помнить про внутреннюю свободу и то, что она кончается ровно там, где начинается свобода другого. http://www.gazeta.kz/art.asp?aid=137914
|