4:51 AM Храмы знаний-2 | |
№ 38 (450) от 05.10.2009 Динара БИСИМБАЕВА, Астана Министр юстиции против министра образования. Конституция против закона. Споры вокруг запрета на ношение хиджаба в школах разгораются с новой силой. Парадокс, но обе стороны по-своему правы. Носить или не носить? Вот в чем вопрос. Пока баталии вокруг запрета на ношение хиджаба проходят в основном в виртуальном пространстве. Причиной тому – информация, появившаяся на официальных блогах министров. – В демократическом и светском государстве одежда хиджаб подчеркивает принадлежность к определенной вере, что несовместимо с задачей общеобразовательной школы. В этой связи в школах республики запрещено ношение одежды, подчеркивающей принадлежность к определенной вере, а рекомендована единая школьная форма, – ответил министр образования и науки Жансеит Туймебаев на вопрос посетителя своего интернет-блога. Ранее абсолютно противоположную точку зрения высказал глава Минюста Рашид Тусупбеков. По его мнению, законодательство Казахстана не запрещает ношение хиджабов в образовательных учреждениях республики. Согласно 22 статье Конституции, каждый гражданин имеет право на свободу вероисповедания и это право «включает в себя свободу действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями». Конституция – это основной закон страны, поэтому получается, что правда на стороне Минюста. Однако и доводы Министерства образования вполне обоснованы. Ведь согласно той же Конституции, Казахстан является светским государством, то есть государство и религия друг от друга отделены. – Дети приходят сюда учиться, и здесь они должны получать знания и принимать те условия, которые существуют в школах, – поддерживает министра образования директор столичной гимназии № 17 Рамзия Умербаева. – Если есть требования, то их необходимо придерживаться. Тем более, у нас есть соответствующий приказ. Педагоги, которым не привыкать ко всякого рода реформам, уверены, что школа должна оставаться прежде всего учреждением образования. Это касается и одежды учащихся. – Я считаю, что наиболее правильный вариант – школьная форма. Вот скажем, никому из старшеклассников мы не запрещаем ходить на дискотеки. Но приходить в дискотечной одежде на уроки нельзя. Нужно знать, куда в чем ходить, – говорит Рамзия Умербаева. Похожей точки зрения придерживаются и педагоги из регионов. – У нас в школе учатся дети, которые ходят в мечеть. Таких немало. И мы даже очень этому рады. Но носить религиозную одежду в школе неприемлемо! Школа должна оставаться школой – всегда так было! А все остальное за пределами школы, пожалуйста, никто ведь не запрещает, – говорит учитель средней школы № 221 Сырдарьинского района Кызылординской области Людмила Денисова. Между тем не стоит забывать, что Казахстан – страна многоконфессиональная, и не факт, что вслед за мусульманами не начнут «штурмовать» школы представители других вероисповеданий. Получается: сегодня мусульмане, завтра иудеи, потом христиане, буддисты… Как вести себя педагогу, к которому вслед за девочками в хиджабах потянутся юные буддисты в оранжевых одеждах и с красной точкой на лбу?! Более того, ношение религиозной одежды подразумевает и дальнейшее «обустройство» пространства для проведения религиозных ритуалов. Готовы ли общеобразовательные школы предоставить отдельные помещения, скажем, для совершения намаза?! Ну, гипотетически, это возможно. А теперь представьте себе обычную среднюю школу, а еще лучше трехсменную… Где там молиться, когда негде учиться? Словом, вопросов опять больше, чем ответов. Кстати, похожая ситуация, когда лбами столкнулись религия и закон, уже наблюдалась в Казахстане, когда отечественные законотворцы, обсуждая возможность введения многоженства, пытались «усидеть на двух стульях». Мол, разрешим на вполне законных основаниях иметь несколько жен, казахи ведь веками так жили! Только вот как быть русским, украинцам, евреям, немцам и прочим 100 этносам, проживающим в этой же стране?! Ведь закон позволяет, а религия – нет! Тогда здравый смысл все-таки одержал победу. Как будет на этот раз – неизвестно. ________________________________________ Зауреш БАТТАЛОВА, экс-депутат сената – Во-первых, Конституция – это основной закон страны, и конституционное право граждан на свободу вероисповедания никакой другой закон ограничивать не должен. Во-вторых, Казахстан является членом ООН, и наша страна подписала основные международные пакты, в частности, Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических и социально-культурных правах. В этих документах четко прописано право граждан на вероисповедание. Поэтому такая позиция Министерства образования не соответствует ни Конституции Казахстана, ни международным стандартам. А если есть несоответствие между Законом и Конституцией, то это проблема правительства и парламента, которые должны срочно вносить изменения в законодательство и приводить его в соответствие с международными нормами. Серик АБДРАХМАНОВ, экс-депутат мажилиса, общественный деятель – Казахи – очень демократичные мусульмане! Никогда наши женщины не надевали паранджу, и никогда наши дети не надевали хиджабы. Поэтому эту идею с мусульманской одеждой в школе я не одобряю. Конечно, срывать платки тоже недемократично, но я за просвещение наших людей, за светский вариант развития нашего общества. А то ведь посмотрите, сейчас бывшие гаишники имамами стали, бывшие секретари райкомов – имамы… В Бога надо верить сердцем. Бог один. И важнее всего чистота души и помыслов, а внешние атрибуты – дело второстепенное. Вот видели, наверное, как сборная Ирака играет в волейбол в платках. Ну это же просто абсурд! Не надо доводить все это до абсурда! Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА http://www.megapolis.kz/show_article.php?art_id=13273 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|