Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2010 » Январь » 29 » Новый директор для старой школы
5:34 AM
Новый директор для старой школы
Исаак Калина
21 января, на церемонии открытия Года учителя президент Дмитрий Медведев рассказал о программе «Наша новая школа». Школа станет новой, а проблемы останутся старыми: привлечение молодых специалистов и повышение роли директора в модернизации общего среднего образования. Кем должен быть директор школы? Эффективным управленцем, как утверждают одни, или же педагогом, как считают другие? На этот вопрос ответили участники круглого стола «На пути к новой школе. Роль директора в модернизации общего образования».

За последние 6 – 7 лет финансирование средней школы увеличилось в два раза. Помогло ли это в решении школьных проблем: «омоложении» преподавательского состава, изменении роли и статуса директора школы?

По словам Ярослава Кузьминова, ректора ГУ-ВШЭ, средний возраст учителя в России – 43 года, а директора – 49 лет. Финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, стал благом для школы. По словам Ефима Рачевского, директора центра образования «Царицыно» №548, в кризис 2008 – 09 года оказал такое же влияние на школу, как и финансовый кризис 1998 года – в школу пришли новые кадры, зачастую не имеющие высшего педагогического образования, но при этом более талантливые педагоги, чем выпускники педвузов. По словам Рачевского, в школу сейчас тянутся «вкусные» специалисты, но даже для них зачастую не находится свободных ставок. Во многом благодаря кризису, в столичных школах заполнены все вакансии. Однако большинство школ находятся за пределами МКАД и их директорам приходится сталкиваться не только с проблемами подбора персонала, но и простого выживания школы.

Это послужило одной из причин, по которой журнал «Директор школы» в 2010 году объявил конкурс на лучшее антикризисное решение воплощенное в жизнь. К участию в конкурсе принимаются эссе от директор школ, где рассказывается об успешном антикризисном решении, воплощенном в жизнь директором школы за последние 3 года. Главное требование – эссе должно быть написано живым, неказенным языком, а антикризисное решение – на самом деле должно быть воплощено в жизнь. Министерство образования в свою очередь планирует воспользоваться результатами конкурса и открыть на базе школ, где были применены лучшие управленческие решения, курсы повышения квалификации для директоров школ. но при этом стоит четко понимать, что не возможно просто позаимствовать успешное решение, его нужно обдумать и модернизировать под конкретные условия и конкретную проблему. В этих условиях встает законный вопрос: кем должен быть директор школы? Эффективным менеджером или же педагогом?

Одни считают, что директор школы должен быть прежде всего педагогом
Такой точки зрения придерживается Константин Ушаков, главный редактор журнала «Директор школы». По его словам директор школы, прежде всего должен быть педагогом, но педагогом для взрослых – он должен обучать учителей. Последние исследования показали, что лучше всего образование построено в таких странах, как Финляндия, Южная Корея и Сингапур, где главной задачей директора школы является подбор лучших педагогов и их дальнейшее обучение.

Другие высказывают иную точку зрения, воспринимая директора школы прежде всего как лидера, который сможет собрать не только лучших учителей, но и самых способных учеников. Такой точки зрения придерживается, например, Николай Пряшников, глава российского отделения Microsoft. Эту точку зрения поддерживает и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, полагающий, что директор школы должен быть лидером, выстраивающим личные отношения с каждым из учителей. И именно личностные отношения должны составлять основу его обязанностей. При этом преподавание, речь идет о преподавании для школьников, должно быть сведено к минимуму, в противном случае некоторые более важные аспекты организации школьной жизни могут быть упущены из виду.

Третьи полагают, что директор должен совмещать в себе и менеджера в сфере образования и педагога. Такой позиции придерживаются замминистра образования Исаак Калина и директор центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский, который уверен, что директор школы должен быть и эффективным управленцем с одной стороны, но и блестящим преподавателем, способным провести мастер-класс для коллег-преподавателей, с другой.

При этом не стоит забывать, что директор, в каком бы он качестве не выступал (в качестве управленца и/или педагога) лицо зависимое – зависимое от местной власти. А согласно статье 278, трудовой договор с директором может быть расторгнут без объяснения причин. Официально местная власть делегирует какой-то объем полномочий директору школу, а директор в свою очередь должен часть полномочий распределить между своими подчиненными. Но на практике делегирование полномочий зачастую пробуксовывает.

Юлия Дроздова

©5ballov.ru
Категория: Новости Планета | Просмотров: 2072 | Добавил: collegy | Теги: Год учителя, президент Дмитрий Медведев | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-02-25, 4:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru