3:49 PM Наука быть Человеком | |
№ 25 (16897) от 13.02.2010 Ольга ПАСТУХОВА, Алматы С 1 сентября нового учебного года в школах республики в расписании уроков появится новый предмет - самопознание. В связи с этим у казахстанцев возникает много вопросов. На некоторые из них мы попросили ответить ведущего научного сотрудника Института гармоничного развития человека Национального научно-практического, образовательного и оздоровительного центра "БЕбек", одного из авторов учебников самопознания Ирину Калачеву. - Ирина Владимировна, как вы думаете, почему возникла потребность в программе "Самопознание"? - Необходимость такого подхода к образованию молодого поколения доказали девять лет эксперимента по самопознанию, в котором участвовали 184 образовательных учреждения республики. Выросло целое поколение, которое постигало новую науку. Вот что пишут выпускники гимназии N 22 Астаны, где уроки самопознания вела Людмила Саинова: "Мы можем знать все законы и теоремы, но, если мы не будем ценить того, что у нас есть (мир, родной дом, Отчизну, природу), мы вряд ли чего-нибудь добьемся" (Анастасия Зобнина). "Уроки самопознания помогли мне осознать, что жить - это значит любить" (Камила Вильданова). "Я научилась добиваться своей цели. Спасибо за это" (Алия Касенова). Каждый из выпускников открывает что-то очень важное для себя. В этом и состоит уникальность самопознания: человек, наделенный только ему присущими индивидуальностью и способностями, познает себя и окружающий мир. Такова суть программы нравственно-духовного образования "Самопознание", автором которой является первая леди нашей страны Сара Алпысовна Назарбаева. - Почему самопознание определено как учебный предмет? Ведь многие считают его направлением воспитательной работы. - Самопознание сразу задумывалось как школьный предмет, в процессе изучения которого происходит нравственное становление человека. С этой целью разработана учебная программа дисциплины, определены критерии оценок знаний учащихся. На сегодняшний день разработаны и апробированы все компоненты комплекса для 1-11 классов на казахском и русском языках. Предусмотрен перевод книг на уйгурский, татарский и таджикский языки. Далеко не каждый школьный предмет так продуман. Например, есть учебник, но не подготовлено учебное пособие для учителя. Иначе обстоят дела с самопознанием. Все учебники и пособия разрабатывались в лабораториях нашего института единой группой авторов. - Можете ли вы объяснить как разработчик, в чем уникальность ваших учебников? - Учебник самопознания - это книга, в которой представлен материал, помогающий человеку понять себя и других, понять мир, в котором мы живем. В каждом учебнике есть рубрики, в соответствии с которыми выстраивается его содержание. В них размещается информация, в которой отражаются новые, порой неожиданные грани темы, что дает возможность учащимся творчески осмыслить обсуждаемые на уроке вопросы, расширить свой кругозор. Особо хочется сказать о чтении на уроке самопознания. Тексты на страницах учебника подобраны так, чтобы учащиеся могли лучше понять проблему урока. По совету Сары Алпысовны, в этой рубрике часто даются притчи, ведь именно в них содержится глубокий поучительный и философский смысл того, что делает человек. - А как вы подбираете материал для чтения и обсуждения на уроках? Не копируете ли учебную программу по литературе? - Мы старались создать оригинальные учебники и очень трепетно относились к подбору материала. Конечно, обращались к нацио-нальной культуре, классическому наследию и творчеству детских авторов. В 2006 году даже объявили республиканский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества. Более восьмисот человек приняли в нем участие. Самому младшему автору было только 6 лет, а самой старшей участнице Алиме Бахытовне - 84 года. Авторы конкурсных работ были не похожи друг на друга, но что их объединяло - так это живая человеческая вера в разумное, вечное и доброе. Например, старшеклассница одной из школ Павлодарской области Камшат Ныгметова рассказала о своем родном ауле. "У него прекрасное имя - Атамекен, что значит земля отцов, - написала девушка. - Мои земляки - удивительные люди. Скромные труженики, они сделали наш родной край богатым и красивым". Эти размышления включены в учебник для третьего класса, чтобы каждый ребенок мог понять, что такое любовь к Родине. - Ирина Владимировна, скажите, чем отличается ведение урока самопознания от других предметов? - Урок самопознания всегда строится на принципах интерактивной методики и диалога всех участников. Учитель здесь - собеседник, наставник, оппонент и единомышленник. Он создает условия для того, чтобы каждый мог высказывать свое мнение, имел возможность отстаивать свою жизненную позицию и проявлять себя в творчестве. Уникальность уроков самопознания в том, что есть только ему присущие приемы. Ученик чувствует себя принятым в общий круг, а значит, сможет доверительно общаться на уроке. Задания на уроках самопознания тоже необычны - они носят творческий характер. Учащимся предлагается, например, ответить на письмо сверстника, открыть формулу успеха, создать рецепт хорошего настроения, разработать проект по оказанию помощи одиноким людям, написать сценарий телевизионной передачи на актуальную тему, разыграть сценку семейного вечера, исследовать состояние окружающей среды своего города и предложить способ решения проблемы. - Естественно, при таком подходе возрастают требования к учителю. Кто будет вести в школах уроки самопознания? - В нашем институте уже шестой год действует сектор повышения квалификации. Его сотрудниками разработана система курсовой подготовки педагогических кадров по самопознанию как в Алматы, так и в регионах. В программе курсов - лекции ученых, психологов, педагогические мастерские, тренинги, открытые уроки. По окончании слушатели защищают свои творческие проекты. Сейчас завершается подготовка лекторов-тьюторов. Это принципиально новый тип специалиста самопознания. Восемьдесят человек из всех регионов Казахстана проходят 280-часовой курс теоретической и практической подготовки. Получив диплом, лекторы-тьюторы становятся организаторами всей многогранной деятельности по реализации программы нравственно-духовного образования "Самопознание" в своих регионах. Скоро плеяда наших учителей пополнится и молодыми кадрами, ведь в прошлом году открыл свои двери колледж "Самопознание", в котором готовят специалистов нового предмета для дошкольных учреждений и начальной школы. Готовятся кадры и в высшей школе: впервые в классификатор специальностей бакалавриата, магистратуры и докторантуры (Phd) была внесена новая - "Социальная педагогика и самопознание". http://express-k.kz/show_article.php?art_id=36527 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|