4:33 AM Общество хочет достучаться до школы | |
Дана БУЛАТОВА (26.05.2010) Очередное заседание Клуба Института политических решений (КИПР) было посвящено хронически больной теме — проблемам среднего образования. Старая тема была подана под новым соусом — «Школьный менеджмент: эффективное управление и качественное образование». В обсуждении приняли участие представители системы образования, общественники и журналисты. Наша образовательная система, некогда лучшая в мире, была обязана своей эффективностью общей плановой экономике и жесткому централизованному управлению. В настоящее же время методы управления сохранились, хотя плановая экономика уступила место рыночным отношениям. Представитель Международной академии бизнеса Асылбек Кожахметов сделал общий вывод, что эта ситуация — «ножницы, заложником которых является система образования». Кому должна быть подотчетна деятельность школ, что должно стать во главе образовательного процесса — это был один из главных вопросов обсуждения. — Можно сказать, что у нас сегодня модель образования не ученикоцентричная, а административноцентричная, — высказал свое мнение модератор КИПР Ерлан Смайлов, с чем многие согласились. О проблеме управления в школах президент ОФ «µла¹атты жан½я», зампредседателя Ассоциации родителей РК Марианна Гурина сказала так: — Я — мама, я отдаю ребенка в школу. Я хочу получить от школы, от государства, с моими вложениями, хорошего человека, прежде всего гражданина ответственного, милосердного. Мы приходим в школу с радостью и говорим: «Давайте будем с вами вместе воспитывать нашего ребенка». И тут же получаем ответ: «Нет. Вы оставили ребенка, пожалуйста, не вмешивайтесь. Приходите на родительское собрание, которое будет тогдато». На родительском собрании родители, которые приходят, боятся поднять глаза: то ребенок чтото там разбил, то чтото произошло и «соберите, пожалуйста, деньги». Это форма, которая не уходит, а существует и сейчас. Гурина позитивно оценила предпринимаемые попытки внедрить новый менеджмент в школах, в частности, попечительские советы, но отметила, что это встречает протест в самих школах, поскольку «директора не могут понять, что эти советы являются защитниками школы». Присутствовавшие на заседании директора школ признались, что они поставлены в жесткие условия работы, когда им приходится выкладываться полностью, и все равно ими недовольны все. Участники заседания с ними согласились и пришли к выводу, что сами по себе они ничего изменить не могут. — На самом деле должен меняться менталитет не только учителя, но и всего общества. Институт школы по структуре своей сохранил старые позиции, он сидит в сетке своего вертикального управления: Министерство образования — департаменты образования и т. д. Ни в одной образовательной системе мира это уже не присутствует. Там общество является заказчиком, поэтому наверху всегда есть городской школьный совет, а уже под ним Департамент образования, — говорит директор общественного фонда «Социальная динамика» Елена Ожго. — НПО так рьяно обсуждают вопросы, связанные с попечительскими советами, потому что они сегодня ничего не изменят в школах, они остаются тем же придатком, одним из коллегиальных органов, который ничего не решает в школе. Попечительские советы должны быть на уровне Закона об образовании вынесены на самый верх системы управления, являться заказчиком образования от имени общества. На заседании прозвучали и другие мнения — актуальные, нужные, вроде необходимости учета мнения детей, прозрачности управления школьным процессом, переноса акцента в обучении с зубрежки на работу с информацией, освобождения директоров школ от хозяйственных функций и т. д. Но в целом, если говорить о результативности этого заседания, то оно дало скорее срез настроений и мнений в обществе, чем попытку какихто реальных изменений. Есть мнение Председатель Алматинского филиала РОО учителей и преподавателей «Арнамыс» Ирина Смирнова: - Эта система оберегает сама себя, чтобы себя не подкосить. Если заменить чиновников, которые находятся наверху, то ничего не изменится. Сама структура такова, что общество не допускается к решению какихлибо вопросов, даже незначительных. К обществу даже не прислушиваются. И если какая-то рекомендация дается, то делается наоборот - мол, вы рекомендуйте, но мы вас слушать не будем никоим образом. И поэтому попечительский совет, о котором говорят, никому не интересен, и никто не будет слушать его советы. Цифра дня 142 000 выпускников прощались вчера со школой Из них, по данным Минобразования, на получение знака «Алтын белги» претендуют 3679 человек. | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|