Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2010 » Август » 21 » Мода на бренд "халал"
7:18 AM
Мода на бренд "халал"
Самая молодая религия мира дала деловому свету вдохновение на раскрутку новой индустрии. Сегодня земной шар охвачен желанием производить продукцию под маркой "халал". Модный тренд органично вписывается и в казахстанскую экономику, обещая в будущем взять "золото" на рынке потребительского спроса.
Термин "халал" в переводе с арабского означает "разрешенный", "дозволенный" канонами Ислама. В широком смысле этим понятием мусульмане руководствуются во всех жизненных ситуациях: культуре питания, выборе источников дохода, торговле, манере одеваться, общении.
Халал во взаимоотношениях - это добропорядочность, уважение, любовь, забота, достоинство, честность и скромность, в питании - отсутствие вредных, запрещенных исламской религией ингредиентов и экологичность пищи.
В современном мире халал перестал быть только религиозным вопросом, крепко пустив корни в сферу деловых отношений. Исламский стандарт качества жизни становится глобальной маркой качества при производстве товаров и услуг во многих странах. В последние годы бренд "халал" активно используется в таких сферах, как пищевая промышленность, фармацевтика и косметология, образование, здравоохранение и сектор услуг.
Деловая религия
По оценкам экспертов, индустрия халал переживает времена подъема. Согласно данным Всемирного банка, этот рынок на сегодняшний день оценивается в $693 млрд, а его ежегодный рост приближается к 25%.
Пока пальма первенства в производстве товаров и услуг стандарта халал принадлежит исламским странам. Однако, по оценкам экспертов, "духовный бизнес" все активнее развивается в немусульманских государствах, в которых хорошо развиты глобальные дистрибьюторские каналы.
По данным малазийского издания Halal Journal, на сегодняшний день 16% всемирного рынка продуктов питания - это халяльный товар. Львиная доля объема мясной продукции, которую экспортируют Аргентина и Бразилия, идет под маркой халал.
Большая часть халяльного куриного мяса поставляется в Саудовскую Аравию также из Бразилии, где производство по нормам шариата поставлено на широкую ногу. Самым крупным в мире поставщиком халяльной баранины является Новая Зеландия.
Пищевая промышленность - это "сердце" индустрии халал, которая, благодаря этому факту, процветает даже во время кризиса. Такие крупные мировые компании, как Tesco, McDonald's и Nestle постоянно расширяют свои предложения для мусульман. На сегодняшний день, по неофициальным данным, они контролируют около 90% всемирного халяльного рынка. Голландские власти из экономических соображений в крупнейшем порту Европы - Роттердаме, построили специальные склады для халяльных продуктов питания. Там созданы возможности для хранения импортируемых товаров отдельно от алкоголя и свинины.
Годовой оборот европейского рынка халяльных продуктов питания сегодня оценивается в 47 млрд евро. Мусульманское население "старого света" составляет порядка 52 млн человек, а по некоторым прогнозам его численность удвоится в ближайшие 20 лет, что сделает эту нишу весьма и весьма привлекательной.
Например, в Париже халяльные рестораны становятся неотъемлемой частью кухни. Такие заведения ничем не отличаются от традиционных: тот же интерьер, та же атмосфера, и даже те же французские блюда, только с соблюдением стандарта халал. В таких ресторанах готовят блюда из халяльного мяса и не используют животные жиры, а также не подают алкоголь. По словам владельцев заведений, 90% поставщиков - французские фирмы, продукция которых прошла "сертификацию" в парижской мечети. А основные посетители - французы-мусульмане, работающие в деловых районах города, которые предпочитают посещать фешенебельные рестораны, не идя против религиозных норм.
Активно развивается этот рынок в США - также в связи с ростом мусульманского населения. За последние пять лет объем продаж халяльного мяса таких крупных американских компаний, как ConAgra, Tyson, Oskar Mayer и т.д., увеличились на 70%. Более того, линейка халяльных продуктов все время расширяется, охватывая сети питания для государственных и частных школ, авиапитание и производство полуфабрикатов.
Халал становится новым кумиром финансового мира и рынка услуг. Активное проникновение исламского банкинга популяризировало халяльный стандарт в сфере недвижимости, страхования, модной индустрии, косметологии и прочее.
В конкурентной борьбе производители постоянно выводят на халяльный рынок все новые продукты и услуги. Фармацевтические компании, такие как Principle Healthcare (Великобритания) и Duchesnay (Канада), продают халал витамины, в которых нет желатина или других животных продуктов, запрещенных исламом. В странах Персидского залива существует целый ряд строительных компаний, которые проектируют отдельные для посещения мужчин и женщин SPA-салоны, бассейны и т.д. Парфюмерные и косметические компании разрабатывают целый ряд халяльной косметики: крема в этом случае не содержат спирта, а губная помада производится без использования животного жира.
Развивающаяся мусульманская индустрия использует всемирный экономический кризис, чтобы привлечь новых клиентов и среди представителей других религий. Например, в халяльных гостиницах сети Jawhara Hotels 60% клиентов - не мусульмане, которых привлекает спокойная и семейная обстановка. Голландская компания Marhaba, продающая халяльные печенье и шоколад, сообщает, что четверть потребителей, также исповедующие другие религии, заботятся в данном случае не о религиозных нормах, а о безопасности еды.
Передовые сторонники индустрии халал уже разрабатывают бизнес-планы по производству автомобилей, мебели, бытовой техники - все в соответствии с нормами самой молодой религии мира.
Халал по-казахски
Стоит отметить, что вопрос изготовления халал продукции в Центральной Азии возникла еще во второй половине XX-го века. Тогда, в условиях советского союза, мусульманское население, в основном проживавшее в сельской местности, самостоятельно обеспечивало себя всем необходимым, однако после массовой миграции в города проблема стала острее.
Городские магазины тех лет практически не продавали подобную продукцию. Коренным образом ситуация изменилась лишь спустя десятилетия, уже в современном Казахстана. В начале 2000-х годов страна стала вводить международные стандарты халал.
На сегодняшний день в нашей республике проживает более 10 млн мусульман, принадлежащих более чем к 26 национальностям. Такое количество мусульманского населения, безусловно, стимулирует рост рынка продуктов халал.
Наиболее активно сегодня в этом направлении развивается пищевая промышленность: сертификаты на производство халяльной продукции имеют более 500 предприятий по всей стране. Лидерами этого рынка являются предприятия Алматы и Алматинской области.
Одной из первых казахстанских компаний, получивших сертификат "Халал", стала птицефабрика "Алель Агро". На птицеферме используются корма, в которых содержатся исключительно растительные компоненты, без примесей рыбной и мясокостной муки. Более того, мясо кур не инжектируется, то есть курам не вводят протеин и другие вещества, способствующие росту. Помимо этого, на птицефабрике соблюдаются правила забоя и особая процедура спускания крови, которая совершается в соответствии с религиозными канонами.
По информации заместителя председателя правления "Алель Агро" Арыстана Абдурахманов, пять фабричных рабочих в настоящее время обучаются на бесплатных курсах, которые проводит комитет по халалу. В программе обучения - правильный забой скота, спускание крови, а также чтение намаза.
Совсем недавно, по сообщению отдельных СМИ, в Казахстане началось производство "халяльной" питьевой воды. Суть в том, что жидкость очищается и разливается в бутылки под чтение сур Корана.
Между тем, отмечают другие игроки пищевого рынка халяль, издержки на производство подобной продукции выше. "В таком производстве запрещается использовать вредные вещества, жиры животного происхождения и различные вредные добавки и разрыхлители. Обычно натуральные продукты стоят дороже. Примером также может послужить колбасная продукция. Халалная колбаса дороже обычной, потому что цены на курдючный жир на порядок дороже свиного сала", - рассказывает в беседе с "МБК" директор пекарни "Каусар-нан" Ералы Байназаров.
Компании сферы услуг, выстраивающие бизнес по нормам шариата, пока не столь многочисленны, однако исламские принципы работы с каждым годом охватывают все больше секторов.
В Казахстане в согласии со стандартом халал работают гостиницы, SPA-салоны, автошколы, банки, медицинские учреждения. Основной принцип предоставлении услуг в этих заведениях заключается в определенных правилах поведения персонала и клиентов, строгом разделении помещений для женщин и мужчин, а также наличие намазханы - помещения для чтения молитв.
В оказании халяльных услуг немаловажным фактором для процветания бизнеса является не только соответствующий формат организации дела, но и грамотный маркетинг. Например, отмечают игроки рынка, спрос на услуги халал гостиниц на сегодняшний день не так уж и высок. "Во-первых, это связано с особыми требованиями к клиентам. Например, семейные пары, которые желают поселиться в отеле, обязательно должны предъявить соответствующие документы. Во-вторых, невысокий спрос объясняется низким уровнем осведомленности населения о таких услугах", - делится директор комплекса "Halal" в Астане Сауле Дуйсенбинова.
По таким же признакам работают казахстанские халяльные сауны. В помещениях запрещается курить, распивать спиртные напитки, мужчины и женщины купаются отдельно, и только семейные пары, имеющие при себе свидетельство о браке, могут отдыхать вместе.
Духовный стандарт
На сегодняшний день над разработкой универсальных стандартов и процедуры сертификации продукции халал работают специалисты по всему миру. В мусульманских странах подобная практика за несколько столетий отточена до совершенства. Но в государствах, где нормы шариата соблюдаются не строго, должны быть введены дополнительные механизмы отслеживания и контроля, считают эксперты.
В настоящий момент глобальный стандарт халал выработан. В его основе - заповеди Корана, Сунна пророка Мухаммада, иджма (араб. - согласие, в суннизме согласное мнение богословов по религиозным, правовым и бытовым вопросам, не затронутым в Коране и сунне, - прим. ред.) и прочее. Стандарт включил в себя практически все аспекты, которые обязательны при производстве подобной продукции и услуг. Данный документ на сегодняшний день утвердили 54 государства. Интересно, что в современный стандарт халал вошел запрет на генномодифицированные продукты.
Для универсализации процедуры надзора за рынком халал в 2009 году был создан Всемирный форум халалной продукции. К работе организации привлекаются государства - члены Организации исламской конференции (ОИК), эксперты в этой области, производители товаров, теологи и т.д.
В Казахстане госстандарт на изготовление продукции халал введен в 2006 году. Выдачу соответствующих сертификатов и дальнейший контроль над производством осуществляет Технический комитет №57 по стандартизации "Халал".
Для того чтобы продукт был сертифицирован стандартом "Халал", предприятию необходимо выполнить ряд требований. Производимый продукт должен быть свободен от содержания ингредиентов, запрещенных в исламе, это же касается сырья. Пищевая продукция должна приготавливаться из мяса "разрешенных" религиозными нормами животных, забой которых производился в соответствии с нормами ислама. Обязательным требованием является особые нормы использования и очистки оборудования, посуды и техники.
Согласно неофициальных данных, около 30% казахстанского пищевого рынка представлено продуктами халал. Много здесь и теневых игроков, отмечают чиновники. Отечественные прилавки периодически пополняются товарами с альтернативными названиями, под маркой "мусульманский" например. Как правило, отмечают в комитете, данная продукция изготавливается по сомнительной технологии и не имеет сертификата "Халал".
Вместе с тем, отмечает уполномоченный представитель Технического комитета "Халал" по Алматы и Алматинской области Кыдыркул Шурманов, процедура получения сертификата достаточно проста. Предприятию необходимо подать заявку, в ходе рассмотрения которой на производство выезжает экспертная комиссия. Представители надзорного органа проводят тщательную проверку и анализ процесса изготовления продукции - конечно, на предмет ее соответствия стандарту халал. Если разрешение дано, владельцы предприятия подписывают договор с Комитетом и получают свидетельство сроком на 1 год.
"Бизнес увидел спрос на халал-продукт, поэтому намерен развиваться в этой нише. Думаю, что выгода в распространении стандартов "халал" обоюдная: потребители получают полезную для здоровья продукцию, а предприниматели - доход от ее изготовления и реализации. К тому же общество начинает задумываться о качестве питания и, соответственно, о качестве жизни", - отметил в связи с этим председатель комитета по стандартизации "Халал" Марат Сарсенбаев.
Источник: Алия САГИНГАЛИЕВА, журнал "Мой бизнес Казахстан"
Категория: Хочу все знать | Просмотров: 2190 | Добавил: collegy | Теги: халал | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-03-02, 7:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru