Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2010 » Сентябрь » 24 » Несомненный успех
6:49 AM
Несомненный успех
За последние три года система образования РК достигла больших
 
Цифры говорят за себя. В 2009 году Казахстан занял 1-е место в мире по индексу развития образования для всех. По результатам исследования ТIMSS-2007 наша страна оказалась на 5-м месте по математике.
Эта позиция подтвердилась по итогам 51-й Международной олимпиады по математике, прошедшей в июле 2010 года в Астане. Стоит отметить, что это наилучший результат Казахстана за всю историю участия нашей страны в этом мероприятии. Прогрессивное развитие и модернизация образования стали возможны благодаря вниманию и всесторонней поддержке президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
Несомненно, что развитию системы образования способствовали принятые в 2007–2010 годы закон РК «Об образовании», Государственная программа развития науки Республики Казахстан на 2007–2012 гг., программа «Дети Казахстана» на 2007–2011 гг., Государственная программа развития технического и профессионального образования в РК на 2008-2012 гг., а также стратегические планы МОН РК на 3-летние и 5-летние периоды. В поддержку законодательной базы за этот период созданы Казахстанский образовательный портал www. eduportal.kz, портал www.sabak.kz, интерактивная студия в Министерстве образования и науки РК.
Благотворную роль сыграла и положительная тенденция увеличения доли бюджетных ассигнований на образование как в расходной части государственного бюджета, так и в валовом внутреннем продукте. Так, если в 2007 году расходы на образование составляли 480,7 млрд тенге, или 3,7 процента от ВВП, то в 2008 году – уже 641,1 млрд тенге, или         4 процента от ВВП, а в 2009 году этот показатель составил 746 млрд тенге, или 4,4 процента от ВВП.
Так что же за эти годы было сделано?
Итак, за период 2007–2010 годов в Казахстане возросло количество дошкольных организаций с 3004 до 5192 единиц. При этом на сегодняшний день число детских садов составляет 2091 единицу (с 2007 года прирост составил 474), из них государственных – 1807, частных – 284, мини-цент-ров насчитывается 3101 (за три года из количество увеличилось в 2 раза). Таким образом, 40 процентов детей охвачены дошкольным образованием.
Для достижения большего успеха в этой части образования в этом году стартовала программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010–2014 годы. В целом программа призвана обеспечить 70-процентный охват детей 3-6 лет дошкольным образованием и 100-процентный охват детей 5-6 лет – предшкольной подготовкой к 2015 году. Так, в рамках этой программы только за два месяца (май – июнь) введены 236 дошкольных организаций на 11,5 тысячи мест.
В целом программа будет реализована через размещение госзаказа в дошкольных организациях независимо от формы собственности на основе подушевого финансирования, строительство детских садов за счет республиканского бюджета с софинансированием за счет средств местных бюджетов, развитие альтернативной сети: мини-центров, семейных детских садов, консультационных пунктов, кабинетов коррекции и инклюзивного образования, частных дошкольных организаций.
Вторая составляющая образовательной системы Казахстана – общее среднее образование. По данным Агентства РК по статистике, всего в Казахстане насчитывается 7811 школ, в стенах которых от звонка до звонка грызут гранит науки 2 млн 534 тысячи учащихся. При этом в 2010 году было открыто 270 новых школ.
Важно отметить, что растет не только количество, но и качество образовательных учреждений среднего звена. Так, на сегодняшний день 3385 школ оборудованы интерактивными кабинетами, 3450 школ оснащены лингафонными мультимедийными кабинетами, 2059 школ – учебными кабинетами физики новой модификации. В целом в 2010 году порядка 20 млрд тенге из республиканского бюджета были выделены на капитальный ремонт школ.
Кроме того, подвоз учащихся к школам из глубинок был увеличен с 66,5 процентов в 2007 году до 71,6 процента в этом году. А охват горячим питанием составил 69,8 процента учащихся против 55,6 процентов три года назад.
Был достигнут определенный успех по следующим показателям: с 2007 года сократилось количество школ с трехсменным обучением – со 114 до 70. В этом году дефицит ученических мест составил 74 тысячи, что в 2 раза меньше, чем в 2007 году. Средний балл ЕНТ также является важным индикатором развития. Если в 2007 году этот показатель был на уровне 63,3 балла, то в 2010 году – 84,9 баллов. Тоже касается и показателя промежуточного государственного контроля (ПГК) – в 2007 году 24,7 балла, а в 2010 году – 65 баллов.
МОН РК также проводит активную работу в части охраны прав детей. В частности, расходы на содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в детских домах составили в 2010 году 6,434 млрд тенге, что на 2 млрд тенге больше, чем в 2007 году. А между тем количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось с 2007 года на 3 тысячи человек и составило 15116 человек.
Ведется непрерывная работа по информатизации системы образования.
Так, 34 процента школ подключены к широкополосному Интернету. В общей сложности к началу нового учебного года 2010/2011 к сети Интернет подключено 98 процентов школ. Прогресс достиг 97 процентов сельских школ. Общая доля учебных материалов на электронных носителях (элект-ронные учебники) составляет 85 процентов.
Более того, в 2010 году Министерство образования и науки РК совместно с Агентством РК по информатизации и связи разработали План мероприятий по развитию практики обучения в режиме он-лайн посредством дальнейшего совершенствования методического обеспечения онлайн-уроков, обучения учителей-предметников администрированию школьной локальной вычислительной сети, наполнению электронной библиотеки на портале elp.kz через активную работу Республиканских институтов повышения квалификации (РИПКСО) МОН РК и областные институты повышения квалификации учителей. При этом будет сформировано 40 тысяч руководящих и педагогических кадров по формированию ИКТ-компетентности и 7 тысяч учителей-предметников для администрирования школьной локальной вычислительной сети и онлайн-уроков.
Серьезным показателем качественного роста стало открытие трех интеллектуальных школ Первого президента Республики Казахстан в Астане, Кокшетау и Семее. В этих школах обучаются 2214 самых талантливых школьников со всего Казахстана. Кроме того, в третьем квартале 2010 года запланирован ввод двух аналогичных школ в городах Усть-Каменогорск и Талдыкорган. Также планируется строительство еще двух школ в столице Казахстана. Помимо этого ведется разработка проектно-сметной документации 14 школ в городах Алматы (2 школы), Атырау, Актобе, Актау, Караганды, Кызылорды, Костанай, Тараз, Шымкент (2 школы), Петропавловск, Павлодар, Уральск.
Вместе с тем в Казахстане развивается система школ для одаренных детей. Таких центров образования сейчас насчитывается 107 единиц. Кроме того, новым явлением стала сеть школ: триединство языков. На всю страну их приходится 33.
Еще одна составляющая образовательной системы Казахстана – техническое и профессиональное образование.
В Казахстане насчитывается 882 учебных заведения данного типа (322 профессиональных лицея и 560 колледжей), из них 513, или 58 процентов, государственных, 548, или 62 процента, технического профиля, 168, или 19,7 процента, расположены в сельской местности.
В целом подготовка осуществляется по 177 специальностям и 416 квалификациям.
В этой связи уместно будет упомянуть о реализации «Дорожной карты», которая по определению идет в увязке с отечественной системой образования. Планируется в рамках этой государственной программы охватить подготовкой и переподготовкой 67979 человек по всей республике. При этом по состоянию на 2 июля 2010 года подготовкой и переподготовкой кадров уже охвачено 49431 человек. В частности, подготовку кадров для проектов индустриально-инновационного развития экономики по государственному заказу прошли 33750 человек, на очереди еще 13510 человек.
Особое внимание общественность уделяет развитию высшего и послевузовского образования, которое постоянно претерпевает разного рода изменения. Так, в этом секторе образования с 2007 года произошло сокращение общего числа высших учебных заведений с целью улучшения качества образования. Если в 2007 году количество составляло 176, то в 2010 году их насчитывается 145. Их них 30 университетов уже подписали Великую хартию университетов, 38 вузов реализуют программу двудипломного образования, 131 вуз внедрил кредитую технологию обучения, 35 университетов реализуют дистанционное обучение, 5 университетов успешно приняли участие в международных рейтингах. Кроме того, идет активное оснащение учебно-методическими материалами. Так, на сегодняшний день 42 вуза имеют республиканские межвузовские электронные библиотеки, 21 вуз обладает университетскими порталами.
Более того, в системе высшего образования постоянно происходит увеличение государственных образовательных грантов. В 2009 и 2010 году более 24 тысяч студентов-отличников переведены с платного отделения на гранты, из них: дополнительные госгранты  – 11854, гранты акимов областей – 540, гранты социальных партнеров – 2251, гранты ректоров вузов – 3337, вакантные образовательные гранты – 5584.
Важно отметить, что система высшего образования лишена хаотичности и в первую очередь преследует цель восполнения кадров для развития экономики государства. Для этого был выработан государственный заказ на подготовку кадров с высшим образованием.
В этом 2010–2011 учебном году всего госзаказ составляет 35425 против 33190 2007–2008 учебного года. Все эти государственные образовательные гранты распределены следующим образом: на дневное обучение – 34425, на заочное обучение – 1000 грантов.
Важной датой в истории развития системы высшего образование стало 28 июня 2010 года. В этот день в Астане состоялось знаковое событие для всего Казахстана – торжественная церемония открытия нового уникального образовательного проекта международного уровня Назарбаев Университет.
Данный университет призван стать национальным брендом Казахстана, гармонично сочетающим преимущества национальной системы образования и лучшую мировую научно-образовательную практику. Уже сегодня заключено 11 соглашений и договоренностей о сотрудничестве с университетами, входящими в топ-30 лучших вузов мира. Среди них – UCL (University College London), Duke University, iCarnegie, University of Wisconsin-Madison, UPenn (University of Pennsylvania), LKY School of Public Policy (National University of Singapore) и др.
В рамках госзаказа на образовательный грант для обучения в Назарбаев Университете выделено 500 грантов. В 2010 году планируется зачисление  500 студентов на программу «Foundation».
Также особое внимание стоит уделить рождению Казахского национального университета искусств. В частности, Дом творчества «Шабыт» был передан на баланс Казахского национального университета искусств. А 23 июня 2010 года состоялось открытие нового корпуса Казахского национального университета искусств с участием президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
Естественно, что такое бурное развитие образования не может быть заковано в пространстве только лишь Казахстана. А потому уже не первый год огромным успехом среди талантливой молодежи пользуется международная стипендия президента Республики Казахстан «Болашак». Подготовка специалистов в рамках программы «Болашак» с 2005 года проводится в соответствии с Перечнем приоритетных специальностей. В список рекомендуемых вузов в 2010 году вошли 200 вузов 23 стран для академического обучения, 105 научных организаций 24 стран для научных стажировок. Их знания и опыт – неоценимый вклад в будущее страны. В списке наших партнеров по программе «Болашак» такие мировые центры знания и науки, как Гарвардский университет, Массачусетский технологический институт, университеты Оксфорд и Кембридж, Имперский колледж Лондона, Чикагский университет, Колумбийский университет, Калифорнийский технологический институт и др.
Все указанные ранее внутренние процессы не преминули сказаться и на образе Казахстана в мировом образовательном пространстве. Так, впервые в 2009 году по индексу человеческого развития (ИЧР) Казахстан вошел в список стран с высоким уровнем ИЧР. Это указано в докладе ООН 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие». Индекс составил 82. При этом мы обогнали Украину, Китай и соседние страны ЦА. Индекс человеческого развития         (ИЧР) рассчитывается на основе четырех индикаторов, характеризующих уровень развития страны, из которых два – по системе образования: доля грамотного взрослого населения и охват начальным, средним и высшим образованием.
Кроме того, в глобальном индексе конкурентоспособности 2009 года Казахстан улучшил свою позицию по семи показателям образования: качество начального образования, качество образовательной системы, качество менедж-мента школ, качество математического и научного образования, доступность научно-исследовательских и тренинговых услуг, тренинг персонала, доступность ученых и инженеров.
В 2010 году согласно исследованию американского общественно-политического журнала Newsweek «Рейтинг лучших стран мира» по уровню образования Казахстан находится на 14-м месте, при этом Россия – на 31-м месте. А самая лучшая система образования в Финляндии.
Также Казахстан по уровню образования лидирует в списке стран со средним уровнем дохода. Для сравнения, с уровнем дохода выше среднего – Южная Корея, с высоким – Япония.
В 2009 году Казахстан впервые принял участие в Международном исследовании «PISA» – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment). Цель международного исследования PISA – оценить математическую грамотность и грамотность в области чтения и естествознания 15–16-летних учащихся организаций общего среднего, технического и профессионального образования. В нем принимали участие 5590 обучающихся (с казахским языком обучения – 3194, с русским языком обучения – 2396), 200 организаций образования: 183 общеобразовательные школы, 17 профлицеев и колледжей.
Президентская программа             «Дарын» внесла ощутимые результаты для признания казахстанского образования на мировой арене, способствовала отбору одаренной и талантливой молодежи в стране. Из года в год увеличивается количество наград, завоеванных нашими учащимися на интеллектуальных мероприятиях международного уровня.
Так, в 2007 году наши умники и умницы завоевали 38 золотых наград, 57 серебряных, 86 бронзовых, 13 грамот. А уже в 2010 году интеллектуальная кладовая Казахстана обогатилась на 164 золотых медали, 193 серебряных, 219 бронзовых и 20 грамот.
Чтобы не сбавлять темпов, был подготовлен проект государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. В частности, планируется разработать стратегическую карту реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года, государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы, Стратегический план МОН РК на 2011–2015 годы. Концепцию развития человеческого капитала  в Республике Казахстан.
В число проектов входит Меморандум между премьер-министром РК и Министерством образования и науки РК по достижению индикаторов СП МОН РК на 2010 год.
Подводя итоги, уместно процитировать слова главы государства Нурсултана Назарбаева: «Качественное образование от детского сада до университета будет доступным по всей стране каждой семье».

Подготовила Инна РОЩУПКИНА,  Астана
http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=3682&Itemid=2
Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 1173 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:14 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru