4:23 AM Ген ТОЛЕРАНТНОСТИ | |
№ 194 (17066) от 20.10.2010 Максим Вольф, Алматы История знает немало примеров, когда в пучине межнациональных столкновений с карты планеты исчезали целые города, народы и государства. Последний такой случай произошел в благополучной Европе, где в конце ХХ столетия наблюдались чистки на этнической почве. Речь идет о Балканах и бывшей Югославии. Американский советолог Збигнев Бжезинский в свое время тоже предсказывал "новые Балканы" для Центральной Азии. Главным образом потому, что здесь проживает большое количество этносов и проходит стык нескольких мировых религий. При этом главное внимание экспертов было обращено к Казахстану, на территории которого соседствуют представители более 130 национальностей, 3 000 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий. К счастью, Бжезинский и другие эксперты ошиблись с прогнозами. Как показала практика, наличие многонациональной структуры населения само по себе еще не несет рисков для политической стабильности и региональной безопасности. А в отдельных случаях даже способствует усилению конкурентоспособности страны. Главное – избежать Сциллы и Харибды в национальной политике и выстроить гармоничные отношения между представителями разных народов.С этой задачей Казахстан справляется успешно. Республика сумела найти свою формулу межнациональной гармонии и сегодня экспортирует стабильность в соседние страны Центральной Азии. В 2010 году Казахстан, будучи председателем ОБСЕ, мобилизовал ресурсы этой структуры на преодоление межнационального конфликта в соседнем Кыргызстане. Кстати, события в этой республике наглядно показали, что межнациональные процессы нельзя пускать на самотек, а назревающие противоречия следует внимательно отслеживать и свое-временно реагировать на них. Но еще лучше – создать диалоговую площадку для их преодоления с участием государства и НПО, подобной Ассамблее народа Казахстана. Эта организация заложила новую межнациональную архитектуру в постсоветский период развития республики.В Казахстане созданы 22 республиканских и региональных национально-культурных центра, действует более 100 национальных школ, функционирует 170 воскресных школ, где изучаются 23 родных языка. Все это не преминуло сказаться на межнациональной сфере: в республике укрепилось доверие между представителями разных национальностей, что находит свое отражение в увеличении числа межнациональных браков. Так, только за 2005 год в подобных семейных союзах родилось 10,5 процента детей, среди которых превалировали белорусы, немцы, украинцы и татары. Кроме того, в Казахстане на уровне общественного сознания не закрепились такие позорные ярлыки, как "старший брат" или "младший брат", нет у нас и стереотипа "титульной нации". В Казахстане действительно сформировалась комфортная атмосфера в межнациональной сфере. Это способствует тому, что республика рассматривается привлекательной страной среди мигрантов. Наши соотечественники, являющиеся представителями некоренной нации, покинув республику, сейчас возвращаются назад. С одной стороны, они не смогли прижиться в других странах из-за особенностей приобретенного в Казахстане менталитета, с другой – попали в более агрессивную и недружелюбную среду.Все это создает благоприятные условия для формирования в Казахстане "модернизированных наций", которые противостоят старым "кризисным этносам". Неудивительно, что казахстанский опыт в последние годы все чаще привлекает внимание высокопоставленных гостей из разных уголков мира. Как сказал в свое время глава парламентской германо-центральноазиатской группы немецкого бундестага Хеди Вегенер, "страна, на территории которой проживают представители более 120 различных народов и которая смогла организовать их мирную жизнь, представляет огромный интерес. Ассамблея народа Казахстана является мостом между ними". А бывший генсек ООН Кофи Аннан отметил: "Казахстан может служить примером государства, в котором мирно сосуществуют различные этносы и где в этническом многообразии видят благословение, а не бич". Высоко отозвался о казахстанском народе и Папа Римский Иоанн Павел II. Столь лестная оценка связана с тем, что даже развитым государствам не удается найти формулу межнациональной стабильности. К примеру, глава правительства Ангела Меркель уже признала провал мультикультурного общества Германии. Еще раньше это сделал лидер Христианско-социального союза ФРГ Хорст Зеехофер, который немногословно заявил: "Мультикультурализм мертв". А ведь мультикультурное общество – это основной тренд XXI века. Тот, кто сможет его реализовать, станет лидером в мировой экономике и большой политике. Сегодня – это идея фикс, за которую ухватились стратеги в разных государствах мира. Речь идет о таком обществе, где наблюдается высокий уровень толерантности населения и созданы условия для гармоничного развития представителей разных субкультур и этнических групп. Увы, Германия "провалилась". В стране стала расти ксенофобия. Главным образом она касается неприятия выходцев из арабских стран и мусульман. Но немецкие политики вряд ли откажутся от мультикультурного общества, а просто скорректируют свой план действий. Поскольку другой выбор означает фиаско в глобальной конкуренции. Впрочем, Германия не единственное государство в Европе, которое потерпело поражение. Недавно во Франции разразился скандал, связанный с выселением из страны румынских цыган, а еще раньше под раздачу официального Парижа попали выходцы из бедных арабских кварталов.У Казахстана, напротив, есть хорошие стартовые предпосылки реализовать конкурентоспособную модель общества XXI века. А значит, оказаться "быстрее, выше, сильнее" остальных. Можно смело говорить о том, что многонациональная структура выступает конкурентоспособным преимуществом Казахстана. Особенно сегодня, когда балом правит глобализация. Многим странам приходится вырабатывать иммунитет от национализма и шовинизма. Они годами культивируют ген толерантности, с тем чтобы сформировать благоприятный климат для иностранных инвесторов, привлечь в экономику высококвалифицированных специалистов и укрепить политическую стабильность. В Казахстане такой ген появился задолго до обретения независимости, когда в бескрайние степи стали прибывать репрессированные народы, познавшие горькую участь национальной политики тоталитарной системы и гостеприимство казахского народа. Ведь земля Абая стала не только их второй родиной, но и местом, где они смогли реализовать свой творческий и культурный потенциал. http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=44707 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|