4:46 AM Базовые знания | |
Госпрограмма развития образования РК на 2011–2020 годы подвергнет всю систему образования кардинальной модернизации Главный план грядущего десятилетия – программа форсированного индустриально-инновационного развития – не может быть полноценно реализован без полностью обновленной системы образования. Именно эту задачу призвана решить новая государственная программа образования РК на 2011–2020 годы. Она представляет собой жизнеспособный комплекс взаимосвязанных мероприятий по изменению структуры, содержания и технологий образования, системы управления, организационно-правовых форм субъектов образовательной деятельности и финансово-экономических механизмов. Реформы грядут в каждом сегменте образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Конечным результатом станет повышение конкурентоспособности государства и развитие человеческого капитала. Это, в свою очередь, обеспечит устойчивый рост экономики и благосостояния граждан. Сегодня образование необходимо понимать как экономические инвестиции, а не просто как затраты на социальные нужды. На сегодняшний день перед Казахстаном стоит важная задача – выбиться в 50 самых экономически развитых государств мира. Одним из составляющих этого процесса являются интенсивная индустриализация и развитие современных технологий. Однако ученые и инженеры просто так с неба не падают. Это значит, что республике необходимо подготовить качественную кадровую базу. По словам президента республики Нурсултана Назарбаева, «Казахстану необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить и реализовать потенциал нашей нации». «Наша задача – изменить отношение казахстанцев, и в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу. Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне», – сказал президент. Так как пользоваться услугами иностранных профессионалов в долгосрочной перспективе не совсем рентабельно и не так перспективно, государству нужно взращивать собственные светила науки. И как бы банально это ни звучало, но все начинается со школьной скамьи. Однако некоторые другие не менее важные задачи, стоящие перед нашей республикой, могут слегка затормозить этот процесс. Дело в том, что для полноценного экономического существования Казахстану также необходимо улучшать демографическую ситуацию. Если учесть намеченные темпы прироста населения, то количество наших соотечественников должно увеличиваться на 10 процентов. Недавно вице-министр образования Махметгали Сарыбеков развеял слухи, опубликованные некоторыми СМИ, о том, что в связи с демографическими процессами численность первоклассников в этом году увеличилась на 60 тысяч. «Это абсолютно недостоверная информация. Если в прошлом году в 1 класс пошли 237 тыс. 316 детей, в этом году первоклассников насчитывается 239 тыс. 458 детей. То есть реальный рост составляет чуть более двух тысяч», – сказал вице-министр. Но если учесть демографические планы, такая ситуация станет вполне реальной в ближайшие годы. Несмотря на то, что власти сумели ликвидировать 4-сменное образование, многим школьникам все еще приходится учиться в три смены. Соответственно будет расти и нагрузка на образовательные учреждения, особенно на школы. Поэтому программа «100 школ, 100 больниц» не утрачивает своей актуальности. Естественно, что наше государство не оставляет эти вопросы без внимания и предпринимает различные действия, дабы создать благоприятные условия для развития образования и республики в целом. В сентябре правительство одобрило окончательный вариант новой государственной программы развития образования республики на 2011-2020 годы, который не так давно был представлен на суд главе государства. Главная задача принятой программы – убедиться, чтобы наставления главы государства воплотились в реальность. Если верить статистике ПРООН, процент грамотного населения в Казахстане составляет 99,6. Впечатляющий коэффициент для любого государства. Кроме того, по данным Министерства образования, за последние три года в стране было построено 254 общеобразовательных школы, уменьшен дефицит ученических мест со 157 тысяч до 81 тысячи. Но, как утверждают сами власти, чтобы выйти на должный уровень, нашей республике предстоит проделать еще немало работы. В первую очередь перед Казахстаном стоит довольно серьезная проблема дошкольного образования. Согласно официальным данным, на сегодняшний день дошкольным воспитанием охвачено лишь 37,8 процента детей, в то время как в развитых странах данный показатель достигает 90-100 процентов. Например, рост очередности на места в дошкольных организациях за счет рождаемости составляет 5-7 % в год (в среднем по стране). Однако в более населенных и экономически активных пунктах, таких как Астана и Алматы, этот показатель превышает 11 процентов. По данным разработчиков программы, на 100 мест в детских садах в среднем приходится 111 детей, в городах – 120. Соответственно получается, что дошкольное образование доступно не для всех. Кроме того, детские сады и аналогичные учреждения не получают должной материальной поддержки. Согласно статистике, доля расходов государственного бюджета на дошкольное воспитание и обучение в течение последних лет составляет около 0,1% от ВВП, в то время как в странах ОЭСР эти расходы составляют от 1 до 2% от ВВП. Ситуация со средним образованием также требует серьезных реформ. На данный момент в республике функционируют 7576 государственных общеобразовательных заведений, из которых 201 школа находится в аварийном состоянии, а 35,4 процента разместились в местах, изначально не предназначенных для обучения. Несмотря на то, что 4-сменный формат посещаемости был ликвидирован, 70 школ по всей республике продолжают работать в авральном 3-сменном режиме. Естественно, что такой насыщенный график посещаемости сказывается на технической и материальной базе школ, четверть из которых нуждается в капитальном ремонте. Кроме того, каждая пятая школа не имеет столовой, буфета или спортзала, не говоря уже о специализированных кабинетах для занятий биологией, физикой, химией и другими естественными науками, требующих определенной технической поддержки. Помимо этого, большинство школ лишены определенных условий, необходимых для осуществления профильного обучения. Проблемой стала и нехватка специализированных учебных заведений для детей с ограниченными возможностями, число которых с 2002 года увеличилось почти на 30 тысяч и составило 149246 учащихся. Как оказалось, высшее образование не стало исключением из правил и тоже требует существенных преобразований. Согласно официальным данным, большинство работодателей не удовлетворены качеством знаний и навыков выпускников отечественных вузов. Кроме того, как поясняют авторы проекта, образовательные программы в университетах республики не всегда соответствуют запросам работодателей и потребностям республики. Одним из самых удручающих факторов, снижающих качество образования в вузах, стала коррупция. Новые реформы гласят, что «политика высшего образования не будет эффективной до тех пор, пока не будут приняты конкретные меры по ее искоренению». От многочисленных недочетов в программе образования страдают не только школьники и студенты, но и учителя. Еще в сентябре Ахметжан Есимов поднял вопрос о заработной плате преподавателей. «Средняя зарплата у нас – 100 тысяч тенге, а учитель с высшим образованием получает 47 тысяч. Может, надо установить уровень оплаты до 70% от среднего уровня зарплаты по городу Алматы», – сказал аким. Очевидно, такой доход не может послужить существенной мотивацией, что, в конечном счете, также сказывается на качестве образования. Дабы справиться с частью недугов отечественной системы образования, правительство выделило 151 миллиард 159 миллионов 213 тысяч тенге на финансирование реформ в 2011-2013 годах. Как показывает опыт наших азиатских соседей, например Южной Кореи, которая ежегодно вкладывает 20 процентов своего ВВП в образование, инвестиции в науку окупаются с лихвой. В результате щедрых вложений этому государству в сжатые сроки удалось добиться невероятных экономических успехов, к чему, собственно, стремится и наша республика. Авторы программы планируют постепенно ликвидировать существующие недочеты. Кроме того, ожидается, что 14 процентов вузов в Казахстане пройдут международную специализированную аккредитацию. Все высшие учебные заведения внедрят европейскую систему перевода кредитов, 20 процентов вузов будут осуществлять двудипломное образование совместно с зарубежными образовательными учреждениями. Несмотря на недочеты, у Казахстана есть существенный потенциал. Согласно индексу развития стран – участниц Таможенного союза, показатель России составляет 67, Казахстана – 73. Это положительный результат, если учесть что остальные наши соседи находятся далеко позади: Туркмения – 108-я, Узбекистан – 119-й, Киргизия – 122-я и Таджикистан – 124-й. Соответственно, у Казахстана существует адекватная база для динамичного инновационного развития, а систематичное выполнение программы позволит вывести нашу республику на качественно новый уровень. Алиса БЕСПАЛОВА, Алматы http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=4093&Itemid=2 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|