3:25 PM Школьная пора | |
Почти 260 тысяч детей отправились в первые классы казахстанских школ День знаний имеет важное значение для Казахстана, ведь человек и его интеллектуальный потенциал являются главным богатством страны, а образование – ключевым приоритетом. В этом году Дню знаний было уделено особое внимание. Так, Министерство здравоохранения РК впервые провело в школах «Урок здоровья-2011», призвав школьников и родителей вести здоровый образ жизни, противостоять вредным привычкам, заботиться о безопасности в быту и на дорогах. Между тем комитет дорожной полиции МВД РК объявил о начале республиканской акции «Внимание – дети!» с 1 сентября, поскольку именно сейчас резко возрастает число аварий с участием школьников. В целом для системы образования этот год знаменателен тем, что стартовала новая государственная программа развития образования. Впервые проведен Республиканский педагогический форум с участием родителей, представителей НПО, бизнес-структур. Также была проведена горячая линия с министром образования и науки, в ходе которой казахстанцы получили развернутые ответы на волновавшие их вопросы. Первое прикосновение Корреспондент «Литера» посетил традиционный День знаний в не совсем обычной школе Нас встретили звонком, но не привычным, школьным, а особенным сигналом, отмечающим появление человека на территории учебного заведения. Он звенит для всех, кто проходит сквозь эти ворота – ученики, учителя, родители – многие из тех, кто гуляет по этим школьным этажам, уже привыкли жить на слух. Или на ощупь – у каждого кабинета висит табличка, где помимо привычных букв, различимых глазом, можно пальцами «прочитать», что это за помещение. А есть еще оборудование, специальные учебники, компьютеры, особенные педагоги… Но, как и в любой другой, в алматинской специализированной школе-интернате №4 для слепых и слабовидящих детей имени Островского прежде всего воплощают в жизнь главный завет образования – встречать и учить. – Мы не рады «первоклашкам», – отметила как-то на одном из городских мероприятий педагог этой школы, учитель истории Алма Усенбаева. – Не рады не потому, что боимся работы или нам не хочется делиться знаниями с детьми, нам чисто по-человечески больно осознавать, что большая наполняемость первых классов говорит о том, что количество незрячих и слабовидящих детей в нашей стране не уменьшается. Но учить наших ребят – удовольствие. Они умные, талантливые, схватывают все на лету и память у них прекрасная, ведь они воспринимают информацию, прежде всего, на слух и должны так много хранить в памяти, без возможности заглянуть в шпаргалку. Достаточно того факта, что ЕНТ наши воспитанники сдают на равных с обычными детьми. После этого не попасть в спецшколу имени Островского мы не могли и буквально «вырвали» у ее директора Рахмета Нурахметова, занятого приготовлениями к началу учебного года, полчаса для экскурсии по школе и разговора об особенностях здешнего образования. – Действительно, ЕНТ наши ребята сдают на равных условиях с выпускниками любой из городских школ, – отмечает наш собеседник. – И никаких поблажек в отношении облегчения заданий или повышения баллов нам никто не делает. Однако есть вполне обоснованная особенность сдачи ЕНТ нашими детьми – на тестировании с ними рядом сидят чтецы. Кроме того, представители вуза отмечают, что в числе абитуриентов есть люди с ограниченными возможностями. И несмотря на очевидные, казалось бы, сложности, ребята наши показывают неплохие и даже отличные результаты на тестах. Так, в этом году средний балл по ЕНТ в нашей школе составил 96,3 процента. Нашу школу в этом году покинули двенадцать выпускников и восемь из них поступили на грант. Остальные обучаются платно. Все наши дети получают высшее образование. Однако есть другие трудности – теперь уже вузы не готовы к приему студентов с особыми потребностями. И весь материал, который дают им преподаватели, ребятам из спецшколы приходится воспринимать на слух. Поэтому после занятий наши бывшие ученики снова возвращаются в свою школу: по порыву души и с практической целью – ведь в интернате есть специальный тифло-комплекс, позволяющий незрячим на равных с обладателями здорового зрения пользоваться компьютером и перерабатывать полученную информацию. Клавиатура, оснащенная шрифтом Брайля, принтер, выпускающий тексты, непонятные непосвященному, общение и поиск материалов в Сети – сегодня все эти блага цивилизации и выход в свет доступны незрячим молодым людям пока только в своей школе. В остальном – город и область (в спецшколе обучаются дети и из Алматинской области) не готовы принять людей с проблемами зрения в свою повседневную жизнь. Первые навыки ориентирования в школе и на улице дают незрячим и слабовидящим ребятам еще в школе на специальном предмете. Здесь детям, которые никогда не видели ни солнца, ни деревьев, ни домов, ни машин, объясняют, как выглядят и как ощущаются эти предметы. На данный момент в школе обучается 220 детей. Сколько сядет за парты первоклассников ежегодно, решает медико-педагогическая приемная комиссия. – По спискам, которыми мы располагаем уже сейчас, мы планируем открыть три первых класса – на казахском и русском языках и третий специализированный класс для полностью незрячих детей, которые у нас обучаются на русском языке по Брайлю, – рассказывает Рахмет Баркенович. – В обычных наших классах учатся от 8 до 12 детей. В классах незрячих – не больше шести ребят. Нет проблем и с обеспечением ребят учебниками и дополнительными учебными материалами. В позапрошлом году с помощью спонсоров школе удалось закупить учебные и наглядные пособия на 2 млн тенге. Образовательная программа в этой школе не отличается от любой другой городской. Разве что в обычных школах после окончания девятого класса ученики получают свидетельство о получении неполного среднего образования, учащиеся же специализированной школы для слабовидящих детей получают это свидетельство после десятого класса. Аттестат о среднем образовании – после двенадцатого. Кроме того, здешние дети оправдывают утверждение, что природа, отнимая одно, щедро награждает другим. – У наших детей из-за отсутствия зрения очень сильно развит слух, и они у нас играют на народных инструментах, – рассказывает директор школы. – У нас есть танцевальная группа, ансамбли домбристов, баянистов, скрипачей. Много вокалистов. На фестивале «Жулдызай» наши дети взяли Гран-при. И на протяжении нескольких лет на городском фестивале для детей с ограниченными возможностями мы уверенно занимаем первые места. Есть, правда, одна очень серьезная проблема – трудоустройство выпускников. Печальная практика такова, что как бы хорошо ни учились ребята, какими бы талантливыми они ни были, как правило, работодатели не спешат принимать на работу человека с ограниченными возможностями. А ведь путь каждого из них к школьным и вузовским успехам, каждая «пятерка» дались этим ребятам ценой тяжелейших стараний и скрывают за собой твердый характер, волю к победе. Но… такие кадры оказываются, невостребованными и практически 80 процентов выпускников спецшколы-интерната оказываются безработными. И живут с этим нерастраченным потенциалом на пособие по инвалидности. – Мы стараемся по возможности поддержать их, – рассказывает Рахмет Баркенович. – Принимаем на работу особенно талантливых. Незрячие наши выпускники работают у нас педагогами. Педагогический коллектив школы – сплоченный. Здесь особенный мир, свои отношения. Не менторское отношение педагога к ученикам, а скорее, родительское, заботливое. За каждого болит душа. Как сложится судьба у ребенка, как пойдет он в большой и не всегда благодушно настроенный мир. На особенном счету – специалисты для работы именно с незрячими детьми – тифлопедагоги. Эту особенную специализацию преподаватели получили еще при Советском Союзе. Потом провал в подготовке свежих кадров на долгие годы. И – надежда – возможно, в этом году эта профессия получит новую жизнь в Казахстане и отечественные абитуриенты воспримут ее с воодушевлением. Юлия ЗЕНГ, Алматы http://www.liter.kz/index.php?option=com_content&task=view&id=7196&Itemid=2 | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|