Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2012 » Сентябрь » 15 » Владимир Крылов: «Весь смысл этой постановки – в юных лицах»
3:58 AM
Владимир Крылов: «Весь смысл этой постановки – в юных лицах»
В Государственном академическом русском театре для детей и юношества Казахстана в настоящее время готовится литературно-музыкальная, драматическая композиция, посвященная войне 1812 года. Об этом мы говорим с актером и режиссером театра Владимиром Викторовичем Крыловым.  
- О чем  ваш будущий спектакль, Владимир?
- О войне и  о мире. Но - обратите внимание на его название: литературно-музыкальная  композиция. Конечно, у нас был страшный соблазн поставить  спектакль, основанный  на исторических фактах, но мы отказались от этого варианта.  
- Почему?
- Я, когда учился в школе, всегда очень любил историю, но повзрослев…  перестал ее любить. Понял,  что история - придворная наука. Содержание предмета меняется в зависимости от тех, кто руководит в данное время страной. И Петр Первый, и Сталин могут в разное время быть и героями, и злодеями. Я сам лично учил две истории. Одну – при Советском Союзе, в школе, другую,  когда учился в постперестроечное  время.  
Поэтому в мою голову и пришла светлая мысль:  поставить  литературный спектакль. Хотя нашей задачей было уйти от концертного варианта:  это все же театр. Мы делаем драматическую композицию на хорошем материале, а это такое удовольствие! Мне кажется,  литературный автор, особенно если это Лев Николаевич Толстой, Михаил Юрьевич  Лермонтов или Марина Цветаева, – лучше, чем историк, знает ситуацию.  Не внешнюю – с какого фланга солдаты ходили,  что обогнули, где ударили в упор, а именно внутреннее состояние тех людей, которые в то время эти события  переживали. И это, на мой взгляд,  самое важное.
Поэтому наш спектакль не претендует ни на какие исторические формулировки:  мы основываемся на ощущениях людей,  живших в то время,  близко к тому времени или знавших это время  по рассказам современников. Мы постарались взять авторов-гениев, рассказывающих о том времени и пытаемся до них дотянуться.  Это наша попытка поучаствовать в серьезной дате.
- А в школе вы читали роман Толстого «Война и мир»? Лично я, как любая нормальная старшеклассница, читала только страницы про любовь.
- Честно говоря, мне читать весь роман тоже было довольно утомительно, тем более, в школе, как известно, нас заставляли читать «Войну и мир». Вот я тогда  и  читал, через две страницы, чтобы получить информацию. А когда сейчас мы стали разбирать тексты, столько всего обнаружили! Там, оказывается,  каждое слово важно…  
- Если можно, немного о построении композиции.
- История очень простая:  мы взяли наших современников, которые, попадая в некую старинную усадьбу, оказываются в другой исторической эпохе. Вот такой у нас в спектакле есть мистический элемент. По идее на площадке мы должны создать два мира – 1812 год и современность. Это сложно, но интересно. И вот эти наши современники как бы изнутри наблюдают за судьбами людей, которые все это пережили. А судьбы людей, как я уже сказал,  нам любезно предоставили Лев Толстой, Михаил Лермонтов и другие писатели. Читать со сцены пять  страниц, посвященных князю Андрею или  Пьеру Безухову,  Пете…  Это такая  жизнь, это так все из глубины!
Наша задача - показать человека, который жил в то время. Понять, что он при этом чувствовал, как мучился… Как стоял князь Андрей, когда у него перед лицом вертелась бомба и все его существо требовало: просто упади в грязь и ты будешь жив… И почему он все же остался стоять? Почему Пьер Безухов взял пистолет и пошел убивать Наполеона? Он же не дурак, он же понимал, что сделать это практически невозможно!  Но он обязательно должен был что-то сделать – может быть, для Родины,  может быть – для себя. Почему Петя, вопреки приказу командира, не скакал где-то у него за спиной, а летел туда, где раздавалось  больше выстрелов.  Конечно, Петя был подростком, он не понимал, что может умереть, тем не менее…  Это мне все интересно.
- Словом, ваш коллектив, как всегда, собирается удивлять зрителей внутренним поведением героев, внутренними неожиданностями, нюансами и полутонами…
- Да, любителей экстрима хочу предупредить, что никаких бомб у нас взрываться не будет. Войска Наполеона не станут неожиданно выпадать из окна, будет тихо, можно сказать, интимно произноситься текст гениев. И если нам удастся открыть пару актеров и неожиданно для зрителей прочитать всем известное стихотворении  «Бородино», нам будет достаточно этого удивления.
- А Наполеон у вас на сцене будет?
- Вот наш Наполеон.(Володя неожиданно показывает статуэтку с изображением Наполеона.) У нас про Наполеона будет рассказывать некий француз Туссэн, которого исполняет артист Андрей Пасаженников. Как я уже сказал, мы не вводим в спектакль конкретные исторические личности.  У нас не будет ни Кутузова, ни Наполеона. Монологи об этих героях будут, но о них  расскажут другие люди, герои тех далеких событий.
- Несколько слов об актерах.  
- Все актеры у нас участвуют в спектакле добровольно. Всего 11 персонажей. Четверо из них – ребята, только пришедшие со студенческой скамьи.   Князь Андрей у нас Виталий Куприянов, Пьер Безухов – Слава Анисов, Ржевский, он же Денис Давыдов – Женя Дубовик, Наташа Ростова – Кристина Золочевская, Шурочка Азарова -  Татьяна Костюченко. Мостик между современностью и тем временем будет осуществлять  некий вечный солдат, вечный  дядька – Евгений Павлович Ефремов. Раньше бы сказали – это обобщающий образ народа.
- А Петей кто у вас будет?
- У нас будет четыре Пети.
- Как это?
- Пусть это останется пока нашим секретом…
- Какое настроение у вашей группы?
- Нормальное, рабочее.
- Когда премьера?
- Спектакль мы показываем 19 октября, в день открытия Царскосельского  лицея, как известно, а 24 сентября покажем отрывок из спектакля  в Национальной библиотеке во время открытия Дней Бородино.
К нашему разговору присоединился главный художник театра,  друг Крылова Владимир Пономарев.
- Владимир Валерьевич, как-то вы мне рассказывали, что буквально выросли в Национальной библиотеке им. Пушкина,  где работала ваша бабушка. Уж вы-то, наверное, читали в детстве роман «Война и мир» от корки до корки.
-  Человек в школе, на мой взгляд,  еще не дорос до этого произведения. Может, педагоги будут со мной спорить, но, на мой взгляд, в школе детям нельзя давать читать этот роман  в полном объеме. Возможно, надо начинать с каких-то глав. Помню, как читал роман и не мог понять, почему, например,  там много текста написано на французском языке. Потом только я  стал соображать, что дворяне в России тогда говорили на этом языке. Это после войны 12-го года французский язык стал опальным.  
- А какие-то озарения у вас были, когда вы стали работать над  спектаклем?
- Что сразу в голове отложилось, так это печка. На сцене мы обязательно сделаем печку.
-?
- Потому что  в русском понимании камин всегда связан с теплом домашнего очага - и в усадьбе, и в русской избе. Когда в доме топится печь, воздух прогревается и рождаются воспоминания. А если еще и сверчок за печкой…
Слова художника прокомментировал Крылов.
-  Я  рад, что в свою творческую группу смог собрать талантливых людей, таких,  как Володя. Вот он предложил одну вещь на сцену – печку, и она решает у нас все. Представили печку и… заработала мысль. А с Владимиром так ведь постоянно. Он может не просто решение предложить, а глобальное решение. Так же работает  у нас и Виталий Воронов, который занимается музыкальным оформлением спектакля.
- Какая музыка будет у вас в спектакле?
- Будут романсы и основные классические  танцы той эпохи: полонез, мазурка, полузапрещенный в то время вальс… Артистка Ирина Арнаутова занимается пластикой, ставит танцы. А вообще – обратите внимание – в спектакле у нас заняты в большинстве своем молодые актеры, потому что, мне кажется, весь смысл этой постановки – в юных лицах. Когда человек умирает на войне – это всегда страшно, но когда умирают юные, это страшно вдвойне.
- Вопрос на засыпку. Битва при Бородино – победа или поражение?
- Русские скажут, что наша победа,  французы, что их победа. Ведь русские отступили.  
- Не просто отступили – Москву сожгли!
- Честно говоря, мне этот вопрос мне  совершенно неинтересен в историческом плане, но в человеческом плане это, безусловно, наша победа. Это победа князя Андрея над собой. Это победа Пьера, мальчика Пети Ростова, хотя он и погиб.  Это победа старого солдата… Они победили свой страх и многое что еще. А что касается исторической победы, думаю,  что не найдется сегодня ни одного умного историка, который может это сказать однозначно.  Французы правы – русские отступили, на 100 процентов правы французы. Русские тоже правы.  Отступление привело к бегству войск Наполеона из России и далее. Вообще любая война – это победа каждого отдельного человека.
Во время нашего разговора на Камерную сцену театра зашел артист Андрей Пасаженников  и я не удержалась, чтобы не задать ему вопросы.
- Я играю обрусевшего француза Туссэна, - рассказал Андрей. -  Это такой собирательный персонаж. В России были французы, которые и поддерживали, и  не поддерживали взгляды Наполеона. Тем более,  мы  знаем, что до войны 1812 года французская культура была второй в России. Такой персонаж вполне мог там быть, и  думаю, я в спектакле к месту.
- Вам интересно работать над ролью?
- Да, конечно. Мы погружаемся в то время, многие факты, события открываем для себя заново. Честно признаюсь, по литературе у меня в школе хороших оценок не было.  Конечно, полностью  «Войну и мир»  я не осилил, хотя в  романе мне нравились сцены боя, как любому мальчишке. На уроках истории с увлекался  картами со стрелочками – какой отряд куда пошел, где пушки стояли… Много  читать стал позднее. В период юношества  буквально ушел в «читательный  запой»… Что касается работы над спектаклем,  то в  коллективе у нас сейчас творческая, позитивная атмосфера. Мне очень хочется, чтобы наша композиция была замечена посольством России… Мечтаю: может, и в Россию со спектаклем  пригласят… Любого из нашей группы спросите, то же самое скажут.
…Признаюсь, некоторое время назад  по просьбе Владимира Викторовича я рылась в Интернете, стараясь найти интересные отрывки из литературных произведений, которые могли бы пригодиться на спектакле. И перелистав наискосок «Войну и мир», решила обязательно в ближайшее перечитать роман этого гениального русского писателя  заново.
А  во время беседы со своими собеседниками, честно говоря,  получила от них  такой небольшой мастер-класс по режиссуре. Как можно из, казалось бы, бессвязных отрывков из разных произведений так тонко, вдумчиво, талантливо строить спектакль.
Я очень надеюсь, что зрители, которые придут на спектакль, обязательно захотят перечитать  роман Толстого «Война мир».
- Думаю, - согласился со мной Владимир Викторович, - если хотя бы несколько человек заходят перечитать роман Толстого, другие произведения, значит,  мы свои два месяца после отпуска прожили  не зря…  Когда простые люди хвалят какое-то произведение на сцене ли, в кино, они говорят: это про жизнь. Мне бы хотелось, чтобы про наш спектакль сказали так же.

За кулисами между репетициями беседовала Людмила Мананникова.

Категория: Новости сайта | Просмотров: 1931 | Добавил: collegy | Теги: Бородинскя битва | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 8:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru