3:14 AM И ночь станет солнечным днем! | |
Cвой 69-й сезон Театр для детей и юношества Казахстана им. Н.Сац открыл замечательной пьесой американского драматурга Уильяма Гибсона (1914-2008гг.) «Тряпичная кукла». Автор для театра не новый – уже несколько лет на Камерной сцене театра с успехом идет пьеса Гибсона «Двое на качелях». Содержание пьесы можно передать в нескольких словах. Мама девочки уходит из семьи, Марселла тяжело болеет, врачи ставят ей неутешительные диагнозы, папа девочки переживает, но ничем помочь ей не может, поэтому утешения ищет в бутылке. И вот девочка засыпает, и ей снится чудный сон: со своими ожившими куклами она отправляется в удивительное путешествие по всему земному шару – к кукольному доктору, который обязательно должен ее спасти. Этот необыкновенный сон и становится основным содержанием спектакля. «И верные твои игрушки прогонят страшные, как в сказках, сны». Театр – не кино, на сцене, кажется, трудно правдиво показать, как обычная кровать превращается то в корабль, плывущий по бурному морю, то в самолет, летящий среди облаков, но режиссеру спектакля, засл. арт Таджикистана Султану Усманову, это удается. То, что мы видим на сцене, я бы сравнила с картинами импрессионистов – а какими еще средствами можно передать волшебный и удивительный сон? С самого начала спектакля тебя захватывает этот удивительное действо, и ты вместе с его героями попадаешь в сказочное пространство, в котором есть место фантазии и доброте, искренности и прощению, самоотверженности и верности. Если определить главную тему спектакля, я бы сказала, что это спектакль об искусстве быть счастливым. Но сначала о действующих лицах спектакля. Все они за исключением папы (арт. Юрий Гнусарев) и Марселлы (арт. Наталья Лунина) – куклы. И это требует от них нового качественного исполнения ролей. Все актеры хороши. Славный, растерянный папа и искренняя добрая Марселла… Неуклюжая панда-философ – Вячеслав Анисов и грустный желто-зеленый верблюд, смахивающий на альпиниста с рюкзаком, - Андрей Пасаженников… Любопытный и жизнерадостный Энди – Никита Коньшин и Бэби – Мария Куприянова, и группа смешных глуповатых горе-врачей… И конечно, зловещий Генерал У – засл. деятель РК Тахир Василов, который олицетворяет ужасы, которые порою испытывает каждый ребенок, а иногда даже мы, взрослые. Потому что внутри каждого из нас – что скрывать, порою сидит маленький ребенок… Именно Генерал У концентрирует вокруг себя силы темного ада, он «в подземных мирах собирает своих солдат», армию злую. Но особенно мне хотелось бы выделить исполнительницу роли тряпичной куклы Реггеди Энн (rag по английски лоскут, лохмотье, тряпье) арт. Татьяну Костюченко. Собственно, и пьесу свою драматург назвал «Тряпичная кукла», подсказывая, что главное действующее лицо спектакля именно она. Реггели Энн - Костюченко очень открыта, активна, великодушна, именно она берет на себя управление всей кукольной командой. Появляясь на сцене, а вернее, присутствуя на ней весь спектакль, она заражает зал своей энергетикой. Именно героиня Татьяны дарит Марселле свое сердце и уходит вместо нее в плен к ужасному Генералу У. И недаром одна юная зрительница на мой вопрос, кто ей больше всего понравился в спектакле, не задумываясь, ответила: кукла Реггеди Энн. Но все же наш спектакль хорош именно тем, что тюзовские актеры играют в единой слаженной команде, едином ансамбле. Т. Костюченко рассказала на пресс-конференции после премьеры, что вся их творческая группа чувствовала себя единым целым, все любили друг друга, и даже на репетициях, когда кому-то не надо было выходить на сцену, они сидели в зале, что спектакль потребовал от актеров таких эмоциональных затрат, что у нее даже заболело сердце и пришлось пить валидол… Если проанализировать пьесу, можно заметить что Гибсон в ней проповедует, в общем, традиционные американские ценности: любовь, дружбу, сердечную привязанность, искренность… Мы это видим во многих американских фильмах. Но, удивительно, что на этот раз американские ценности четко слились и с нашими собственными. И если бы не упоминание американских штатов и городов: Лос-Анджелес, Майями, то подобный сон вполне мог присниться и нашим девочкам - Сауле или Маше… Думаю, дело в том, что мы сравнительно недавно «окунулись» в капитализм, и многих наших людей так привлекли блеск и роскошь этого довольно жестокого мира, что они забыли о таких вечных понятиях как совесть, честность, доброта, порядочность. Любовь уровняли с сексом… Американцы же, умудренные своим многовековым капиталистическим опытом, понимают, что забывать об этом как раз нельзя. Недаром там существуют различные течения, проповедующие добро и красоту, искренность и дружелюбие, и психологи там востребованы донельзя… «Иди навстречу своей мечте, иди навстречу своей судьбе», - повторяется в спектакле. На заре перестройки, кстати, я прошла трехдневный курс трансцендентальной медитации Махариши Махеш Ганди, американца индийского происхождения, -своеобразной техники умственного расслабления. Так вот там, среди мантр, обязательно ежедневное повторение слов: дружелюбие, доброта, счастье, солнце, внутренний свет и так далее… Но вернемся к нашему спектаклю. Как все спектакли Султана Усманова, он лиричен, полон музыки и танцев. Как всегда, замечателен танцевальный дуэт Кристины Золочевской (Летучая мышь, Юм-Юм) и засл. деятеля РК Евгения Дубовика (Волк, Красный клык), который очаровательно вписывается в спектакль, придает ему красоту и глубину. Хороша Ольга Бобрик в роли Мамы-Ведьмы. И хотя это мама, которая бросила свою дочку ради сцены и карьеры, а «жизнь променяла на шумиху карнавала», она совсем не производит впечатления «пропащей мамы». Она просто искренне заблуждается в своих истинных жизненных установках, мечтает исправиться… «Папочка, люби ее!» - кричит Марселла. И очень хочется верить, что мама девочки вернется в свой дом, к своей дочери, и новая свадьба, состоявшаяся во сне, вновь состоится в жизни. Нельзя не отметить работу художника-постановщика спектакля Гульфиры Мулдашевой и художника по костюмам Гульшат Омаровой. Волшебство, царящее на сцене, - дело и их рук. Здесь и прекрасное звездное небо, и облака, которые, если приглядеться, окажутся крыльями ангела, и красно-черный недремлющий глаз-око, и большой диск веселой оранжевой луны-солнца… Внес свой вклад в спектакль Максим Германцев, занимающийся музыкальным оформлением, приятно удивили световики, которые с помощью света весь спектакль нас приближали к чудесам. Хотелось бы еще несколько слов сказать о том, на какую аудиторию рассчитан спектакль. Показывается он в театре в детское время, но думаю, без сомнения, взрослым, пришедшим с детьми, он очень понравится. Спектакль умный, глубокий, заставляющий думать, а может, даже пересматривать свое поведение и свои жизненные ценности. Мама, сидящая со мной со своей дочкой на спектакле, на какой-то вопрос девочки ответила: «Если Марселла простит свою маму, она поправится». Вот таких бы замечательных мам видеть в театре рядом со всеми нашими детьми! Меня очень волновала реакция на спектакль юных зрителей, и мне она понравилась. Ребята внимательно смотрели спектакль, думали, восторгались, правильно реагировали на все его коллизии. Думаю, детям с 6 до 17 лет этот спектакль будет интересен. Главное, что я не перестаю повторять во всех своих материалах, чтобы обязательно было обсуждение спектакля, а во время обсуждения с ними был умный взрослый. Как было бы здорово, если бы школьники написали сочинения, а мы бы их обязательно опубликовали на нашем тюзовском сайте. И в самом деле, «нельзя жизни бояться и мы будем стараться! …И ночь станет солнечным днем!» В общем, идите в театр… Людмила Мананникова Подсказывает Интернет: В Америке рассказывают такую историю: однажды хороший папа, художник и писатель, нашел на чердаке старую самодельную куклу, сшитую из лоскутков ткани. Папа ее почистил, зашил, нарисовал ей лицо и отдал дочке: дочка чувствовала себя не слишком хорошо и должна была лежать в кровати. Ну кто бы на ее месте не обрадовался подарку? Но кукла, которую назвали Анной из лоскутков или Реггеди Энн (Raggedy Ann), была не такой простой, как могло показаться. С ней подружилась не только девочка, но и все игрушки, которые были в доме. А хороший папа веселил их компанию приключенческими историями и навыдумывал целую книжку. В скором времени такую Анну и такую книжку захотели иметь соседские ребята, а потом - их друзья, родственники, знакомые, одноклассники… Так что в далеком 1915 году пришлось шить таких кукол и печатать такие книжки для всех, кто хотел их иметь. Это стало традицией и продолжается по сей день! В 1999 появился Музей Raggedy Ann & Andy (потому что в 1920 году Анна обзавелась кукольным братом Энди) - в американском городе Аркола, штат Иллинойс. Там же в мае проводят соответствующий фестиваль, чтобы владельцы волшебных кукол могли друг с другом познакомиться. | |
|
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|