Внимание, учителя алматинских школ! Мы можем поставить этот
спектакль на Камерной сцене театра по Вашей заявке в удобное для вас
время.
Ждем вас вместе с учениками. заявку на коллективное посещение вы можете написать нам по адресу: tuz-belosnezhke@ru
Итак, в русском Тюзе им. Сац премьера – спектакль «Государственные люди», посвященный
истории России. Задача была поставлена перед режиссером Владимиром
Крыловым очень сложная, - сделать спектакль, посвященный
государственности России. Ни один юридический словарь не разъясняет
смысла термина «государственность». Ведь это не просто понятие, а «некая
безусловная составляющая нашей жизни, включающая в себя историческую,
культурную, национальную, религиозную и другие компоненты». Владимир
Даль трактует в своём знаменитом словаре термин «государство» как
царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя»,
а «государствованье — управление государством». Современный же толковый
словарь русского языка объясняет непонятное через непонятное:
«государственность — это государственный строй, государственная
организация».
Поэтому Владимир Викторович, не мудрствуя лукаво, решил ставить
спектакль не о государстве, а о государственных людях. Как он сам
объясняет, его интерес и любовь вызывает не собственно государство, а
люди, которые в нем живут. Особенно те, что внесли свой немалый вклад в
становление государства. Понятно, и здесь выбор огромный. Понятно, не
обойтись без основателя Российского государства Рюрика, хотя, изучая
документы, видишь, что о реальном Рюрике-Соколе известно очень немногое.
Его подробное жизнеописание составлено уже в гораздо поздний период… В
общем, было решено остановится лишь на некоторых исторических
личностях – Михаиле Ломоносове, Иване Сусанине, Александре Пушкине,
показать годы революции и Великую Отечественную, причем изобразить все
это с помощью произведений наших самых талантливых писателей и поэтов, с
помощью музыки и пластики… И отправиться в это путешествие на… телеге
Времени – интересном изобретении художника Владимира Пономарева… …Декораций
на сцене практически нет – бросаются в глаза большая разноцветная
телега, сундук, да заборы по краям сцены. Жанр – скоморошество, а
скоморохи, как известно, были одновременно певцами, плясунами,
музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими произведений. И
говорили они как бы в шутку, а на самом деле, всерьез… В спектакле
занято всего пять актеров: Кристина Золочевская, Вячеслав Анисов,
Андрей Пасаженников, Никита Коньшин, Алексей Новоселов. По ходу
спектакля они перевоплощаются в своих героев, вернее, даже, не
перевоплощаются, а рассказывают о них словами Пушкина и Рылеева,
Дельвига и Кюхельбекера, Блока и Симонова… Вячеслав Анисов,
например, становится и Михаилом Ломоносовым и Иваном Сусаниным, и
солдатом Великой Отечественной. Никита Коньшин – Вещим Олегом, а
Алексей Новоселов – сначала конем, которого убил Олег, а потом гадюкой,
которая вылезла из черепа коня и завершила славную карьеру князя – эту
историю блестяще описал Александр Сергеевич Пушкин в своей «Песне о
Вещем Олеге». Но, как говорится в одной популярных сегодня
телепередач, пожалуйста, не принимайте все это всерьез… Все же на сцене
– скоморохи. Здесь много музыки, песен, пластики… И – большие любовь и
интерес к нашему великому соседу. Если
говорить об игре актеров, я бы выделила актрису Кристину Золочевскую,
именно ей бы отвела бы ведущую роль. Кристина в спектакле –
единственная женщина и олицетворение российской женщины на все времена –
от древнего Рюрика до Октябрьской революции и Великой Отечественной…
Впрочем, Крылову и этого оказалась мало, и он, улыбаясь, дал ей еще
роль… самого Александра Сергеевича Пушкина… Кстати, Кристина в
спектакле занималась пластикой, на мой взгляд, это вторая ее этой
удачная работа в этом направлении в театре, так что актрису можно
поздравить и с этой «новой ролью». Показалась удачной и находка
Виталия Воронова, который отвечал за музыкальное оформление спектакля.
А так как авторам его очень хотелось «обнять необъятное», то весь
промежуток жизни России - от Великой Отечественной до сегодняшнего дня,
они показали в виде даже не знаковых песен этого периода, а только
нескольких строчек из них. «На пыльных тропинках далеких планет…» -
раздается из радиоприемника, и память четко фиксирует: 1961 год – полет
Юрия Гагарина в космос. А когда мы слышим «До свиданья, наш ласковый
Миша», то вспоминаем Олимпийские игры в Москве 80-го года и даже
известный анекдот: «Вместо коммунизма в 1989 году в СССР ожидаются
олимпийские игры»… Заканчивается спектакль тоже оригинально. Чтением
Поучений Владимира Мономаха - великого князя киевского, жившего на
заре второго тысячелетия, то есть ровно тысячу лет назад. То есть,
«прокатившись на машине времени» по России, мы возвращаемся к ее
истокам. «Научись, верующий человек, быть благочестию свершителем,
научись, по евангельскому слову, «очам управлению, языка воздержанию,
ума смирению, тела подчинению, гнева подавлению, иметь помыслы чистые,
побуждая себя на добрые дела, господа ради; лишаемый — не мсти,
ненавидимый — люби, гонимый — терпи, хулимый — молчи, умертви грех». Актуально звучит – не так ли? Конечно,
даже когда мы собрались на обсуждение спектакля после его просмотра ,
сразу обнаружилось, что многое было упущено… Кому-то не хватило песен
Булата Окуджавы, кому-то - поэзии Евгения Евтушенко, кто-то вспомнил про
Петра Первого… Сам режиссер горевал, что не включил в спектакль
Грибоедова… Мне лично хотелось бы увидеть здесь Екатерину Вторую и
основоположника российского театра Михаила Щепкина… И в общем, это
правильно. Хотя понятно, все желания учесть просто невозможно. Но даже
если бы была сделана хотя бы приблизительная попытка, то потребовалось
бы не 50 минут – столько времени он идет сейчас, а часов восемь.
Впрочем, такой опыт есть. Алексей Бородин в Российском академическом
Молодежном театре поставил русскую трилогию Тома Стоппарда «Берег
утопии», которая идет… 10 часов. Спектакль в 2009 году награжден
«Золотой маской». Правда, репетировали его целых два года. На мой
взгляд, спектакль наш получился интересный, сложный, он заставляет
задуматься не только о судьбе России на протяжении многих столетий, с
которой так тесно связан нынешний независимый Казахстан, но и о нашей
жизни в целом, о нашей стране, о том, кто есть мы - люди, зачем мы
появились на этой земле, пылинки мы в вечности или несем какую-то
особую миссию… Словом, идите в театр! Людмила Мананникова
Скоморохи Давид Самойлов
Идут скоморохи по тусклым дорогам – По главному шляху, по малой дороге, Отвержены церковью, признаны Богом, По русским дорогам идут скоморохи. Что могут они? Потешать, скоморохи. Что могут они? Рассмешить, скоморохи. А могут ли что-то решить скоморохи? Какие вопросы, в какие эпохи? Навстречу – старуха с козой на аркане, Навстречу – артель мужиков с топорами, Навстречу боярин в брусничном кафтане. А там уже – город горит куполами. Войдут они в город. Осмотрятся – где бы Устроить им игрища утречком рано, Для красных петрушек поставить вертепы – Поближе к базару, подальше от храма. Как станут скакать и играть в балагане, Посмотрит старуха с козой на аркане, Посмотрят артельщики и горожане И даже боярин в брусничном кафтане. Забудет старуха невзгоды и беды. Забудут холопы кабальные нети, Забудет боярин войну и победы, Когда затанцуют козлы и медведи. Пусть к злобе и мести взывают пророки, Пускай кулаки воздвигают над веком, Народу надежду внушат скоморохи И смехом его напитают, как млеком. Воспрянут старуха с козой на аркане, Торговые люди, стрельцы, лесорубы, И даже боярин в брусничном кафтане. И ангелы грянут в небесные трубы.
Видеоматериалы смотрите здесь:
Cцена из спектакля "Государственные люди". Ломоносов.
Cцена из спектакля "Государственные люди". Царскосельский лицей
Cцена из спектакля "Государственные люди". Революция.
Государственные люди". Песни послевоенного времени
|