№ 60 (17899) от 08.04.2014
Кали АБДИЕВ, и. о. директора Национального центра тестирования, Астана
Сообщение о том, что ЕНТ больше проводиться не будет, вызвало бурное обсуждение в обществе. Такая реакция означает, что этот экзамен, внедренный в 2004 году, прочно занял свое место в системе образования. Такой вывод подтверждается и социологическим опросом, проведенным Ассоциацией социологов и политологов Казахстана в 2012 году. 69% респондентов относятся к ЕНТ лояльно и воспринимают его как приемлемую форму оценки знаний учащихся. Положительными моментами ЕНТ опрошенные считают возможность поступления в вузы в местах проживания (42,3%) и упрощение процедуры поступления в вуз (39,9%).
Однако в Государственной программе развития образования ставится задача о внедрении в 2015 году новых форматов итоговой аттестации и вступительного экзамена для поступающих в вузы. Эта программа была утверждена в конце 2010 года, и все это время шло обсуждение, какими же должны быть экзамены будущего. Попробуем разобраться, какие причины заставляют менять форму и содержание ЕНТ.
В первую очередь стоить отметить, что ЕНТ – это экзамен с "высокой ставкой". По его результатам решается очень многое: выпускник получает доступ к высшему образованию, право участвовать в конкурсе на получение государственного образовательного гранта, аттестата зрелости и знака "Алтын белгі". По итогам ЕНТ делаются выводы о качестве образования в целом по стране, а также в разрезе областей, районов и школ. С помощью одного-единственного экзамена решается очень много разных задач, что сильно сказывается на его организации. Опыт первых лет проведения ЕНТ показал, что эту "высокую ставку" надо снимать. Остановимся на одном важном вопросе: выполняет ли ЕНТ свои функции? Согласно закону "Об образовании", Единое национальное тестирование – одна из форм итоговой аттестации обучающихся в организациях общего среднего образования, совмещенная со вступительными экзаменами в организациях образования, дающих послесреднее или высшее образование". Отсюда следует, что ЕНТ – это экзамен "два в одном": он одновременно выпускной и в то же время вступительный экзамен в вузы. Все недостатки и преимущества ЕНТ связаны именно с этим определением. Большой частью общества ЕНТ воспринимается как вступительный экзамен, дающий возможность участия в конкурсе на получение государственных образовательных грантов.Ежегодно снижается доля участников ЕНТ от общего количества выпускников школ (2009 год – 81%, 2010 год – 78%, 2011 год – 79%, 2012 год – 75%, 2013 год – 69%). Это является следствием того, что участие в ЕНТ обязательно только для тех, кто желает поступить в вуз в текущем году. ЕНТ де факто является только вступительным экзаменом в вуз. Внедрение нового формата ЕНТ связано с необходимостью снятия такой неопределенности. Функция итоговой аттестации не выполняется в полной ме
...
Читать дальше »