4 декабря 2014 года в Алма-Ате в Зале приёмов Генерального консульства Российской Федерации состоялась встреча участников проекта «Перекрёстки истории», посвящённая событиям времён Первой мировой войны и протестному движению 1916 года в Казахстане.
Целью проекта «Перекрёстки истории», осуществляемого представительством Россотрудничества в Республике Казахстан, является освещение переломных и наиболее сложных моментов в истории России и Казахстана. По мысли авторов проекта, его задача – представить различные, в целом ряде случаев, даже противоположные точки зрения на противоречивые исторические события и их влияние на общемировые процессы. В 2014 году в центре внимания участников проекта – история Первой мировой войны и её роли в судьбах обеих стран.
Вечером 4 декабря специальным гостем проекта стал руководитель управления научной публикации документов Архива Президента Республики Казахстан, доктор исторических наук Кайрат Шакаримович Алимгазинов. Он представил сообщение на тему «Первая мировая война и протесты 1916 года в Казахстане». В основе сообщения – новые, в том числе и ранее не публиковавшиеся материалы из Архива Президента Республики Казахстан, Государственного архива Республики Узбекистан, Государственного архива Российской Федерации, а также труды и исследования известных казахстанских и российских учёных по данной проблематике.
Сообщение К.Ш. Алимгазинова вызвало бурные обсуждения, так как, по словам собравшихся, события 1916 года в Семиречье и по всему Южному Казахстану, вошедшие в учебники истории как Туркестанское восстание – это «ключевая и болезненная тема», получающая особую значимость в настоящее время. Результатом событий явилось бегство в Китай от 200 до 300 тысяч казахов, то есть одномоментно Казахстан лишился около четверти своего населения. Восстание было кровавым и жестоким и сопровождалось громадными жертвами с обеих сторон.
До сих пор ни в казахстанской, ни в мировой историографии нет чёткого определения тому, как можно квалифицировать случившееся. Разброс мнений учёных очень велик: от взгляда на него как на «местническое», «революционно-освободительное», народно-освободительное» восстание и даже «единую волну восстаний». С точки зрения автора сообщения, самым корректным для происходивших в 1916 году событий является квалифицировать их как «защитный рефлекс казахского социума, попытки самосохранения в условиях разрушения основ традиционного кочевого этнос».
Вниманию присутствовавших были представлены совершенно новые источники, обнаруженные в архивах Российской Федерации
...
Читать дальше »