Алла Иванилова
Недавно Министерство образования и науки обрадовало сторонников Единого национального тестирования и огорчило противников этой системы, заявив, что в этом году формат проведения ЕНТ не изменится. Хотя в 2013 году чиновники заявляли, что единое тестирование отменят к 2015 году и вместо него введут два других экзамена
Споры о том, нужно Казахстану ЕНТ в том виде, в каком оно существует, до сих пор не утихают. Сегодня, как и 11 лет назад, сдача тестов является главной задачей выпускников по всему Казахстану. К этому процессу начинают готовить уже с 10-го класса. Многие считают, что тесты не могут дать объективную оценку полученным знаниям, поскольку ученики просто зубрят вопросы и ответы, не вникая в их суть. И если перефразировать задание, то у тестируемого может начаться паника. К тому же будущие выпускники перестали получать разносторонние знания, готовясь к тестам, они стараются не забивать голову лишней информацией, которая не касается тестовых заданий.
Другой момент - психологический. Каждый выпускник и его родители понимают, что от набранных баллов будут зависеть ближайшие пять лет после школы, и поэтому сдача ЕНТ - это большая ответственность. Можно готовиться весь год, учить нескончаемые тесты, зубрить формулы, исправно решать задачи, но на итоговом тестировании запаниковать и от волнения забыть все ранее выученное. По этой причине многие выпускники засыпались на неправильном заполнении титульного бланка и делали это не по глупости, а из-за переживаний: закрасили не те кружочки, перепутали данные своих удостоверений личности. Ребята признавались, что буквально тупели при виде такого количества вопросов, многих доводил до состояния истерики факт ограничения времени - все надо успеть за три часа. Получалось, что на одно задание отводилось четыре минуты. Это уже потом на заполнение документов перед экзаменами выделили дополнительные полчаса, что в какой-то мере “сработало”: многие после экзаменов отмечали, что именно этого времени им хватило, чтобы успокоиться и, не торопясь, приступить к самому экзамену.
Сдавать экзамены по билетам, как это делалось в старой советской школе, в первую очередь психологически проще. И пусть сторонники тестов неустанно твердят, что ЕНТ спасает детей от двойной нагрузки прохождения через стресс, когда за один раз можно закончить школу и в вуз поступить, оппоненты говорят, что тестирование - это стресс. Поэтому не случайно некоторые считают, что количество самоубийств в Казахстане возросло после введения Единого национального тестирования. Если в 2009 году зарегистрировали 209 случаев суицида среди казахстанских школьников, то в 2010-м - уже 237.
Тем не менее в Министерстве образования и науки уверены - ЕНТ является на сегодняшний день лучшим вариантом оценки знаний у выпускников и положительно во многих отношениях. Прежде всего оно позволило исключить человеческий фактор и повысило прозрачность: можно увидеть, где какой результат, и, опираясь на статистические данные нескольких лет, понять, насколько она соответствует действительности. Кроме того, до внедрения этой системы в Казахстане не было внешних рейтингов школ, учителей, вузов, районов, областей.
Информационные технологии, которые бурно развиваются в последние годы, внесли свою лепту в тестирование. Настоящим бедствием для проверяющих уровень знаний учеников стали сотовые телефоны, планшеты и прочие гаджеты. В интернете то и дело появляются фото тестовых заданий, якобы сделанные с “вопросников” в ходе тестирования. Каждый такой случай Национальный центр тестирования расследовал и еще ни разу не подтвердил подлинности выложенных в сеть вопросов. Также Минобразование опасается утечки информации посредством WhatsApp и Viber.
Но как бы там ни было, отменять ЕНТ пока никто не собирается. Хотя разговоры об этом ведут давно. Идея реформирования Единого национального тестирования появилась еще в 2011 году, когда стартовала Государственная программа развития образования, рассчитанная до 2020 года. Именно этим документом предусматривалось, что вместо Единого тестирования введут два экзамена: один тест - после окончания школы и второй - по профильным предметам при поступлении в вузы. Таким образом, государственные мужи рассчитывали оценивать знания выпускников “более предметно и близко к будущему профилю”. А также уровень их навыков и компетенции, поскольку второй экзамен будет связан с написанием эссе и различными заданиями, это нечто подобное тому, что было в советское время. Ожидалось, что апробация двухэтапного тестирования начнется уже в 2013 году в 32 школах страны, а повсеместно ее будут проводить с 2015 года. Однако и на этот раз чиновники решили не спешить, заявив, что в этом году формат Единого национального тестирования, которое будут проводить с 1 по 15 июня, останется прежним. Предполагают, что в ЕНТ-2015 примут участие более 100 тысяч выпускников школ.
Единственное, что не исключают государственные мужи, так это пересмотр подходов к проведению тестирования. В частности, планируют, что казахстанские школьники будут сдавать тесты с помощью компьютеров в режиме online. Это позволит быстрее обрабатывать получаемые данные и уменьшит вероятность воздействия извне на результаты выпускников.
Единое национальное тестирование (ЕНТ) в той форме, в какой мы его сейчас знаем, то есть тандем двух экзаменов - школьного выпускного и вузовского вступительного - появилось в Казахстане в 2004 году. Тогда пороговый уровень составлял 40 баллов, и абитуриенты, набравшие 80, 90 баллов, имели возможность учиться бесплатно. В 2009 году проходной балл подняли до 45, а в 2010-м - до 50. (В прошлом году пороговый балл для поступающих в национальные высшие учебные заведения Казахстана составлял 70, в остальные вузы - 50 (55 баллов на специальность “Общая медицина”).
Сейчас ЕНТ проводят на казахском или русском языках по пяти предметам. Количество тестовых заданий по каждому предмету - 25. На проведение отводится 3,5 астрономических часа (210 минут). Пересдача не предусмотрена. В целом в базе ЕНТ-2014 было около 170 тысяч тестовых заданий по 14 предметам. Из них использовалось около 50 тысяч, из которых более 14 тысяч разработаны в прошлом году.
Процент обновления базы тестовых вопросов по каждому предмету напрямую зависит от его востребованности. Так, анализ результатов Единого национального тестирования 2009-2013 годов показал, что среди предметов по выбору наиболее востребованными являются физика, биология и география. Поэтому задания по физике обновили на 35 процентов, по биологии - на 30 процентов и по географии - на 30 процентов. Такие предметы, как английский язык, всемирная история, химия являются наименее выбираемыми. Поэтому для ЕНТ-2014 базу тестовых заданий по всемирной истории обновили на 27 процентов, по химии - на 21 процент, по английскому языку - на 20 процентов. Также провели двукратную экспертизу тестовых заданий и удалили некорректные вопросы.
Астана
http://www.np.kz/2015/01/15/urok_ent.html
|