Алла Иванилова
Пока школьники на каникулах, чиновники решают их дальнейшую судьбу. В частности, вопрос о внедрении пятидневной недели обучения
В некоторых странах СНГ еще несколько лет назад в школах ввели пятидневку. Это позволило не только оптимизировать учебную нагрузку на школьников, но и дало возможность посвятить еще один день в неделю полноценному отдыху.
В Казахстане вопрос о переходе на пятидневку в школах поднимали неоднократно. Осенью прошлого года депутаты мажилиса предлагали внедрить пятидневную неделю для казахстанских учеников. Однако до сих пор не проводили никаких масштабных исследований и общественных обсуждений, и не принято никакого решения. Между тем учебная программа с каждым годом становится все сложнее, и слова из популярного шлягера: “Нагружать все больше нас стали почему-то” сегодня как никогда актуальны. Согласно Трудовому кодексу, рабочая неделя не должна превышать 40 часов, но такой предел предусмотрен для взрослых. При этом дети должны учиться не более 30 часов в неделю. Но с учетом пребывания в школе и домашних занятий они “работают” около 50 часов в неделю, что изматывает современных школьников психологически и физически. В результате формируется нездоровое поколение, о чем говорят проведенные исследования. Так, каждый пятый первоклассник имеет отклонения в состоянии здоровья. К пятому классу число больных детей, имеющих хроническую патологию, увеличивается. К моменту окончания школы каждый третий ученик имеет по 2-3 медицинских диагноза. Более половины из них в дальнейшем могут иметь ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.
Несомненно, плюсов у пятидневки немало - это дополнительный день, когда ребенок может выспаться и провести его с родителями, а также посетить кружки и секции. Но есть и минусы, главный из которых - непомерная нагрузка. Сократив учебную неделю, занятия выходного дня никуда не исчезают, а распределяются на оставшиеся пять дней. Настороженно к свободной от уроков субботе относится определенная часть педагогов. Для них это означает снижение часовых нагрузок, что может обернуться уменьшением зарплаты.
Проанализировав все “за” и “против”, казахстанские чиновники решили ввести пятидневную неделю обучения для учеников первых классов. Такая система в качестве пилотного проекта будет апробирована в 2015-2016 учебном году в 30 школах. Сейчас проводится работа по сокращению числа учебных предметов для первого класса. По итогам апробации будет ясно, внедрят ли этот стандарт во всех школах повсеместно.
Что касается зарубежного опыта, то практически вся Европа не учится по субботам. Учебный день в британских школах начинается с 9.00 и заканчивается в 15.30. При этом предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю, и школы Соединенного Королевства могут увеличивать учебную недельную нагрузку на свое усмотрение. Во Франции долгое время обсуждали реформу, которая должна была определить продолжительность учебной недели. В итоге в 2008 году ввели четырехдневную неделю. Правда, позже ее длительность увеличили с четырех дней до четырех с половиной. Французские дети имеют в запасе не только полный уик-энд, но и среду, рассчитанную на самоподготовку. Зато уроки во Франции длятся не по 45, а по 55 минут, и школьный марафон растягивается на 12 лет. В Соединенных Штатах Америки, как известно, нет единой системы образования: каждый штат следит за этой сферой самостоятельно. В среднем учебный год длится в американских школах примерно 180 дней. Школьники учатся пять дней в неделю, и продолжительность учебных занятий в день составляет не более шести часов (уроки длятся примерно с 8.30 до 15.30). Однако есть и те штаты, в которых введена четырехдневная школьная неделя. Она существует примерно в двух десятках штатов.
Но в то же время нигде в мире нет таких длинных каникул, школьники во многих странах садятся за парты до начала июля.
Астана
http://www.np.kz/2015/03/31/subbota_dlja_pervoklassnikov.html
|