Алла Иванилова
Начало нового учебного года для многих родителей превращается в гонку за учебниками. Ежегодно Министерство образования и науки обещает не только решить вопрос с обеспеченностью учебниками, но и улучшить их качество. Вот и на этот раз чиновники пообещали, что проблем не будет, с одной лишь оговоркой - если местные исполнительные органы сработают оперативно
В Казахстане каждый год после 1 сентября дает о себе знать проблема с обеспеченностью школ учебниками. Выясняется, что в некоторых регионах учебники либо не были доставлены, либо их не хватает. Более того, по окончании учебного года школьники не знают, какими учебниками будут пользоваться в следующем году. В итоге срывается учебный процесс, а родители вынуждены искать нужные книги и простаивать очереди. Чаще всего недостаток сказывается на старших классах, поскольку в первую очередь обеспечиваются младшее и среднее звено. Тем, кому не достались бесплатные учебники, приходится раскошеливаться: в среднем из семейного бюджета на укомплектование “школьной библиотеки” тратится до 25 тысяч тенге.
При этом в Министерстве образования и науки считают, что родители сами виноваты в создании ажиотажа с покупкой учебников, и советует покупать необходимые книги заранее. Один учебник обновляется один раз в четыре года. За это время, если ребенок не слишком бережно относится к книгам, они приходят в негодность. “Возможно, и это становится причиной, что родители идут, покупают, им хочется детям предоставить новые учебники. Это во многом связано с психологией наших родителей, мы, как всегда, не следуем нашему умному правилу, что надо “готовить сани летом”. Мы ждем часа Х и после отпусков ходим расслабленные, а 31 августа и 1 сентября бежим, и создаются очередь и ажиотаж”, - отметил недавно председатель комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Саят Нюсупов.
Но отнюдь не только родители создают ажиотаж. Министерство образования и науки утверждает перечень учебников и учебно-методических комплексов, рекомендованных к использованию, и доводит их до издательств и местных исполнительных органов. На местах на основании данных о потребностях, предоставляемых школами, формируется заказ и заключаются договора с издательствами и поставщиками. Последние, в свою очередь, печатают и доставляют детям учебники. Вот тут-то и кроются основные проблемы.
Местные органы власти не могут спрогнозировать потребность в учебниках. Механизм расчета количества школьной литературы на следующий год выводится школой на основе численности учащихся в текущем году. При этом не учитывается прирост населения, что объясняется слабым взаимодействием управлений образования с миграционными и демографическими службами. Свою лепту вносит громоздкая процедура заключения договора на закуп: школа выбирает издательство, но не может самостоятельно заказывать учебники. Только после того, как управление образования соберет данные, акимат заключает договор. В свою очередь, издательства на свой страх и риск, взяв на себя расходы по изданию альтернативных учебников и не имея прогнозов по количеству заявок на тот или иной учебник, рискуют потерять деньги. В этой связи они вынуждены включать свои реальные потери от незакупленных книг в себестоимость учебников.
“Слабым звеном” во всей этой цепи являются поставщики. Выбор падает на тех, кто дешевле предлагает услуги. В итоге у многих перевозчиков нет собственного транспорта. Он арендуется после победы в конкурсе, что также срывает сроки поставки. Нет типового договора доставки, что приводит к разным подходам и, соответственно, затратам в регионах. Где-то доставляют до двери библиотеки, в других регионах - до областного центра или школы.
Но самое нелогичное - сроки всех процессов. Издательствам отводится 2-3 месяца на разработку и издание новых книг. О каком качестве книг может идти речь? По словам экспертов, этот процесс должен занимать до 9 месяцев. Формирование и утверждение бюджета на местах проходит в ноябре-декабре, в апреле-мае акиматам изыскивать средства намного сложнее. Отсюда и недофинансирование.
В прошлом году Министерство образования и науки упорядочило сроки поставки школьных учебников и ужесточило требования. Так, до 1 января школы должны представить информацию о потребности в учебниках на следующий год с учетом новых учеников. До 10 января ведомство должно утвердить перечень рекомендуемых учебников и учебно-методических комплексов, до 1 февраля управления образования должны заключить договора с издательствами и в начале марта начинать конкурсные процедуры по доставке учебников в школы. В апреле процедуры закупа и доставки должны быть завершены и в мае начаться сама доставка учебников, к августу учебники должны быть во всех школах.
Что касается качества учебников и их содержания, про которые уже слагают анекдоты, то в этом направлении министерством проведена определенная работа. Теперь экспертиза по содержанию учебников будет проводиться в три этапа: научный, педагогический и общественный. Последний предусматривает размещение на сайте макета учебника, чтобы эксперты могли проверить содержание до публикации. Также претерпела изменения республиканская комиссия, которая проверяет содержание учебной литературы. Если раньше в ней состояли 44 человека (руководители госорганов, члены маслихата, республиканских общественных объединений, эксперты), но не было внутренней экспертной группы, отчего деятельность была неэффективна, то теперь созданы 20 предметных комиссий, в каждую из которых будут входить 5 предметников-экспертов. При этом руководитель предметной комиссии персонально будет отвечать перед республиканской комиссией и доказывать качество проведенной экспертизы.
P.S. В этом году в соответствии с ГОСО (Государственный общеобязательный стандарт образования) 2012 года полностью обновлено содержание учебников для 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11-х классов. В 2016-17 учебном году полностью обновятся учебники для 7-х и 8-х классов и внедрены учебники для 1-го класса, разработанные по учебной программе обновленного содержания.
На сегодняшний день, как недавно отчитался председатель комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Саят Нюсупов, решены вопросы финансирования обеспечения учебниками школ всех регионов. По его данным, по состоянию на 20 июля в Астане и Алматы около 98 процентов школ обеспечены учебниками, в Павлодарской области - 96 процентов, Алматинской - 63 процента, Карагандинской - 93 процента, Жамбылской - 41 процент, Южно-Казахстанской - 34,9 процента, Атырауской - 35 процентов, Северо-Казахстанской - 50 процентов, Западно-Казахстанской - 37,5 процента, Акмолинской - 32 процента, Костанайской - 12,5 процента, Актюбинской - 18 процентов, Восточно-Казахстанской - 12 процентов, Мангистауской - 38 процентов, Кызылординской - 18 процентов. При этом глава Комитета отметил, что в связи с тем, что финансирование в отдельных регионах затянулось, остается риск с точки зрения логистики и доставки. В связи с этим усилена ответственность местных исполнительных органов. “До 10 августа учебники должны быть доставлены в учебные заведения. 15 августа представители местных исполнительных органов власти отчитаются перед министерством об обеспеченности учебниками в регионах”, - заявил Нюсупов.
Астана
http://np.kz/obrazov/18037-knizhnyy-azhiotazh.html
|