Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2015 » Август » 21 » Книжный ажиотаж
10:34 AM
Книжный ажиотаж

    Алла Иванилова
Начало нового учебного года для многих родителей превращается в гонку за учебниками. Ежегодно Министерство образования и науки обещает не только решить вопрос с обеспеченностью учебниками, но и улучшить их качество. Вот и на этот раз чиновники пообещали, что проблем не будет, с одной лишь оговоркой - если местные исполнительные органы сработают оперативно
 
В Казахстане каждый год после 1 сентября дает о себе знать проблема с обеспеченностью школ учебниками. Выясняется, что в некоторых регионах учебники либо не были доставлены, либо их не хватает. Более того, по окончании учебного года школьники не знают, какими учебниками будут пользоваться в следующем году. В итоге срывается учебный процесс, а родители вынуждены искать нужные книги и простаивать очереди. Чаще всего недостаток сказывается на старших классах, поскольку в первую очередь обеспечиваются младшее и среднее звено. Тем, кому не достались бесплатные учебники, приходится раскошеливаться: в среднем из семейного бюджета на укомплектование “школьной библиотеки” тратится до 25 тысяч тенге.
При этом в Министерстве образования и науки считают, что родители сами виноваты в создании ажиотажа с покупкой учебников, и советует покупать необходимые книги заранее. Один учебник обновляется один раз в четыре года. За это время, если ребенок не слишком бережно относится к книгам, они приходят в негодность. “Возможно, и это становится причиной, что родители идут, покупают, им хочется детям предоставить новые учебники. Это во многом связано с психологией наших родителей, мы, как всегда, не следуем нашему умному правилу, что надо “готовить сани летом”. Мы ждем часа Х и после отпусков ходим расслабленные, а 31 августа и 1 сентября бежим, и создаются очередь и ажиотаж”, - отметил недавно председатель комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Саят Нюсупов. 
Но отнюдь не только родители создают ажиотаж. Министерство образования и науки утверждает перечень учебников и учебно-методических комплексов, рекомендованных к использованию, и доводит их до издательств и местных исполнительных органов. На местах на основании данных о потребностях, предоставляемых школами, формируется заказ и заключаются договора с издательствами и поставщиками. Последние, в свою очередь, печатают и доставляют детям учебники. Вот тут-то и кроются основные проблемы. 
Местные органы власти не могут спрогнозировать потребность в учебниках. Механизм расчета количества школьной литературы на следующий год выводится школой на основе численности учащихся в текущем году. При этом не учитывается прирост населения, что объясняется слабым взаимодействием управлений образования с миграционными и демографическими службами. Свою лепту вносит громоздкая процедура заключения договора на закуп: школа выбирает издательство, но не может самостоятельно заказывать учебники. Только после того, как управление образования соберет данные, акимат заключает договор. В свою очередь, издательства на свой страх и риск, взяв на себя расходы по изданию альтернативных учебников и не имея прогнозов по количеству заявок на тот или иной учебник, рискуют потерять деньги. В этой связи они вынуждены включать свои реальные потери от незакупленных книг в себестоимость учебников. 
“Слабым звеном” во всей этой цепи являются поставщики. Выбор падает на тех, кто дешевле предлагает услуги. В итоге у многих перевозчиков нет собственного транспорта. Он арендуется после победы в конкурсе, что также срывает сроки поставки. Нет типового договора доставки, что приводит к разным подходам и, соответственно, затратам в регионах. Где-то доставляют до двери библиотеки, в других регионах - до областного центра или школы. 
Но самое нелогичное - сроки всех процессов. Издательствам отводится 2-3 месяца на разработку и издание новых книг. О каком качестве книг может идти речь? По словам экспертов, этот процесс должен занимать до 9 месяцев. Формирование и утверждение бюджета на местах проходит в ноябре-декабре, в апреле-мае акиматам изыскивать средства намного сложнее. Отсюда и недофинансирование. 
В прошлом году Министерство образования и науки упорядочило сроки поставки школьных учебников и ужесточило требования. Так, до 1 января школы должны представить информацию о потребности в учебниках на следующий год с учетом новых учеников. До 10 января ведомство должно утвердить перечень рекомендуемых учебников и учебно-методических комплексов, до 1 февраля управления образования должны заключить договора с издательствами и в начале марта начинать конкурсные процедуры по доставке учебников в школы. В апреле процедуры закупа и доставки должны быть завершены и в мае начаться сама доставка учебников, к августу учебники должны быть во всех школах. 
Что касается качества учебников и их содержания, про которые уже слагают анекдоты, то в этом направлении министерством проведена определенная работа. Теперь экспертиза по содержанию учебников будет проводиться в три этапа: научный, педагогический и общественный. Последний предусматривает размещение на сайте макета учебника, чтобы эксперты могли проверить содержание до публикации. Также претерпела изменения республиканская комиссия, которая проверяет содержание учебной литературы. Если раньше в ней состояли 44 человека (руководители госорганов, члены маслихата, республиканских общественных объединений, эксперты), но не было внутренней экспертной группы, отчего деятельность была неэффективна, то теперь созданы 20 предметных комиссий, в каждую из которых будут входить 5 предметников-экспертов. При этом руководитель предметной комиссии персонально будет отвечать перед республиканской комиссией и доказывать качество проведенной экспертизы.
P.S. В этом году в соответствии с ГОСО (Государственный общеобязательный стандарт образования) 2012 года полностью обновлено содержание учебников для 2, 3, 4, 5, 6, 9, 10, 11-х классов. В 2016-17 учебном году полностью обновятся учебники для 7-х и 8-х классов и внедрены учебники для 1-го класса, разработанные по учебной программе обновленного содержания.

На сегодняшний день, как недавно отчитался председатель комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Саят Нюсупов, решены вопросы финансирования обеспечения учебниками школ всех регионов. По его данным, по состоянию на 20 июля в Астане и Алматы около 98 процентов школ обеспечены учебниками, в Павлодарской области - 96 процентов, Алматинской - 63 процента, Карагандинской - 93 процента, Жамбылской - 41 процент, Южно-Казахстанской - 34,9 процента, Атырауской - 35 процентов, Северо-Казахстанской - 50 процентов, Западно-Казахстанской - 37,5 процента, Акмолинской - 32 процента, Костанайской - 12,5 процента, Актюбинской - 18 процентов, Восточно-Казахстанской - 12 процентов, Мангистауской - 38 процентов, Кызылординской - 18 процентов. При этом глава Комитета отметил, что в связи с тем, что финансирование в отдельных регионах затянулось, остается риск с точки зрения логистики и доставки. В связи с этим усилена ответственность местных исполнительных органов. “До 10 августа учебники должны быть доставлены в учебные заведения. 15 августа представители местных исполнительных органов власти отчитаются перед министерством об обеспеченности учебниками в регионах”, - заявил Нюсупов.

Астана
http://np.kz/obrazov/18037-knizhnyy-azhiotazh.html

Категория: Новости Казахстан | Просмотров: 619 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-10-04, 2:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru