Вера Авалиани
Руководители творческих коллективов бывают не только разного масштаба, но и из разного вида материалов: одни, как металлический стержень вбиваются в коллектив, разрушая, корежа людей и отношения между ними, но нанизывают на свою сильную личность другие, подчиненные ему. Другие просто просачиваются внутрь уже сложившейся труппы, вмещая самого себя великого, но не скрепляя всех в единое целое. Третьи играют роль многозначительного гения, призывая остальных людей: «короля создает свита», превращая других членов группы в свой шлейф, отблеск.
По этому принципу Султан Усманов – режиссер ТЮЗа им. Сац – океан, в который впадают реки-актеры – полноводные и самобытные, и всем находится место нем. Этот тип режиссера уникален, потому что в режиссеры идут обычно люди более тщеславные, чем актеры, и цель их не всегда именно раскрывать таланты, изучать их, а чаще их подминать и использовать, как перегной для собственного возвеличивания.
Наверное поэтому остроумный капустник, который устроила труппа театра 20 марта Султану Усманову в честь его трех юбилеев одновременно – сорока лет в искусстве, тридцатилетия его творческой деятельности, десятилетия работы в театре был таким восхитительным и оригинальным.
Актеры написали и разыграли целую пьесу, спародировав своего рассеянного гения, который зимой ходит на работу в сандалиях и джинсовой естественно обтрепанной куртке, которую он просто забыл сменить с восьмидесятых. Усманов смеялся над собой, но только глазами, а не в голос, наблюдая свою манеру общаться с труппой в исполнении ведущего вечера Александра Красникова, сидя в сторонке в кресле и элегантнейшем костюме, видимо, используемом по юбилеям, то есть раз в пять-десять лет и потому находящемся в идеальном состоянии.
В честь него актеры не только пересочинили всех мировых классиков – что не удивительно на таких мероприятиях, но даже составили алфавит целиком из названий поставленных им спектаклей в ТЮЗе и событий его жизни.
О них в очень интересной форме скорее психоаналитика, чем журналиста взял интервью у Усманова прямо на сцене ведущий вечера. Он просто называл возраст – и режиссер отвечал, что тогда делал.
В пять лет – дрался и играл. В пятнадцать – ставил пьесы в школьном актовом зале. В семнадцать – работал на киностудии в Таджикистане. Потом – ГИТИС, где, к слову сказать. Султан слушал лекции той самой Натальи Сац, имя которой носит наш ТЮЗ.
Потом — работа в оперном театре в родном Душанбе, куда судьба закинула внезапно – хотел-то Усманов в кино. И в том самом оперном театре он потом так увлекался работой, что не прерывал репетиции, даже когда за дверями театра на площади звучали выстрелы и взрывы гражданской войны.
Можно себя представить состояние человека, который совершенно не уверен, что его работа пригодится хоть одной из воюющих сторон. Потому что, казалось бы, не до искусства в такие ужасные моменты, когда сосед убивает соседа из-за его национальности. Хоть столько лет жили рядом душа в душу. Но и тогда люди приходили в театр, как в оазис красоты и созидания в пустыне ненависти и агрессии.
С тех пор Усманова носило по свету. Ставил он спектакли в Иране, в Москве, в Киргизии. Было даже такое, что в рамках программы оживления посещения театра в городке в горах, где всего одна улица и не только зрители не шли в театр, но и актеры на работу – такая лень и убожество там царили, Султан просто начал с того. Что в одиночку он взялся за ремонт и реставрацию декораций, потом постепенно втянулись другие мастера, а там дело дошло до пробуждения от сонной спячки актеров. И городок ожил – в него вернулся интерес к чему-то, и был это театр.
Конечно, прекрасно посещать, как Усманов, международные фестивале в Авиньоне и Москве. Там его детища оценивались очень высоко. Но когда удается достучаться до сердец не только рафинированных театралов и взыскательных критиков, но и пробудить тягу к театру у людей, которые до этого смотрели лишь боевики по старому видику, жили не задворках мировой культуры. Театр отличается от кино и телевидения тем, что актеры и режиссеры видят своих зрителей непосредственно в момент создания уникального произведения. Это как живой джаз отличается от записи одной из импровизаций. Импровизировать, похоже, позволяет режиссер Усманов своим актерам не только на капустниках в его честь. Он удачно и дипломатично просачивается между их самомнениями и запросами, просьбами и требованиями, гасит недовольства друг другом. Режиссер – это местный Бог. Об этом напрямую не говорилось, но стало понятно.
Недаром именно по поводу его юбилея в день весеннего равноденствия в Консульстве России Усманова – таджика, работающего на территории Казахстана, поздравил с его юбилеем Генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате Алексей Демин Оказывается, в России есть программа в сфере культуры под названием «Рожденные в СССР». И мы, выросшие в единой стране, где переплетались все виды искусств разных народов и тем усиливались, несем интернациональный генотип в себе. Где бы не родились. Люди, вышедшие из этой страны -океана – они его капли. И в каждой из капель состав всей той смеси, какой был СССР со всеми прелестями и недостатками. Но состав этот силен и уникален. Так что действует в наших душах во всех, кто родился в коктейле народов.
Так получилось. Что в начале Наурыза мы все поздравили человека, у которого перевод названия праздника – «новый день» стал когда-то первым днем его жизни тоже. А праздник жизни длится и длится, давая возможности, друзей. О новом дне прочел стихи на таджикском языке Султан Усманов своим красивым бархатным баритоном. Спасибо ему, что не пошел в хирурги как хотел. Все же эта деятельность в какой-то степени разрушительная. А профессия режиссера – созидать. И эта миссия для него оказалась выполнимой.
|