Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2017 » Март » 23 » РЕЖИССЕР, КАК ОКЕАН
4:32 AM
РЕЖИССЕР, КАК ОКЕАН

Вера Авалиани
Руководители  творческих коллективов бывают не только разного масштаба, но и из разного вида материалов: одни, как металлический стержень вбиваются в коллектив, разрушая, корежа людей и отношения между ними, но нанизывают на свою сильную личность другие, подчиненные ему. Другие просто просачиваются внутрь уже сложившейся труппы, вмещая самого себя великого, но не скрепляя всех в единое целое. Третьи играют роль многозначительного гения, призывая остальных людей: «короля создает свита», превращая других членов группы в свой шлейф, отблеск.
По этому принципу Султан Усманов – режиссер ТЮЗа им. Сац – океан, в который впадают реки-актеры – полноводные и самобытные, и всем находится место нем. Этот тип режиссера уникален, потому что в режиссеры идут обычно люди более тщеславные, чем актеры, и цель их не всегда именно раскрывать таланты, изучать их, а чаще их подминать и использовать, как перегной для собственного возвеличивания.
Наверное поэтому остроумный капустник, который устроила труппа театра 20 марта Султану Усманову в честь его трех юбилеев одновременно – сорока лет в искусстве, тридцатилетия его творческой деятельности,  десятилетия работы в театре был таким восхитительным и оригинальным.
Актеры написали и разыграли целую пьесу, спародировав своего рассеянного гения, который зимой ходит на работу в сандалиях и джинсовой естественно обтрепанной куртке, которую он просто  забыл сменить с восьмидесятых. Усманов смеялся над собой, но только глазами, а не в голос,  наблюдая свою манеру общаться с труппой  в исполнении ведущего вечера Александра Красникова, сидя в сторонке в кресле и элегантнейшем костюме, видимо, используемом по юбилеям, то есть раз в пять-десять лет и потому находящемся в идеальном состоянии.
В честь него актеры не только пересочинили всех мировых классиков – что не удивительно на таких мероприятиях, но даже составили алфавит целиком из названий поставленных им спектаклей в ТЮЗе и событий его жизни.
О них в очень интересной форме скорее психоаналитика, чем журналиста взял интервью у Усманова прямо на сцене ведущий вечера. Он просто называл возраст – и режиссер отвечал, что тогда делал.
В пять лет – дрался и играл. В пятнадцать – ставил пьесы в школьном актовом зале. В семнадцать – работал на киностудии в Таджикистане. Потом – ГИТИС, где, к слову сказать. Султан слушал лекции той самой Натальи Сац, имя которой носит наш ТЮЗ.
Потом —  работа в оперном театре в родном Душанбе, куда судьба закинула внезапно – хотел-то Усманов в кино. И в том самом оперном театре он потом так увлекался работой, что не прерывал репетиции, даже когда за дверями театра на площади звучали выстрелы и взрывы гражданской войны.
Можно себя представить состояние человека, который совершенно не уверен, что его работа пригодится хоть одной из воюющих сторон. Потому что, казалось бы, не до искусства в такие ужасные моменты, когда сосед убивает соседа из-за его национальности. Хоть столько лет жили рядом душа в душу. Но и тогда люди приходили в театр, как в оазис красоты и созидания в пустыне ненависти и агрессии.
С тех пор Усманова носило по свету. Ставил он спектакли в Иране, в Москве, в  Киргизии. Было даже такое, что в рамках программы оживления посещения театра в городке в горах, где всего одна улица и не только зрители не шли в театр, но и актеры на работу – такая лень и убожество там царили, Султан просто начал с того. Что в одиночку он  взялся за ремонт и реставрацию декораций, потом постепенно втянулись другие мастера, а там дело дошло до пробуждения от сонной спячки актеров. И городок ожил – в него вернулся интерес к чему-то, и был это театр.
Конечно, прекрасно посещать, как Усманов, международные фестивале в Авиньоне и Москве. Там его детища оценивались очень высоко. Но когда удается достучаться до сердец не только рафинированных театралов и взыскательных критиков, но и пробудить тягу  к театру у людей, которые до этого смотрели лишь боевики по старому видику, жили не задворках мировой культуры.  Театр отличается от кино и телевидения тем, что актеры и режиссеры видят своих зрителей непосредственно в момент создания уникального произведения. Это как живой джаз отличается от записи одной из импровизаций. Импровизировать, похоже,  позволяет режиссер Усманов своим актерам не только на капустниках в его честь. Он удачно и дипломатично просачивается между их самомнениями и запросами, просьбами и требованиями, гасит недовольства друг другом. Режиссер – это местный Бог. Об этом напрямую не говорилось, но стало понятно.
Недаром именно по поводу его юбилея в день весеннего равноденствия в Консульстве России Усманова – таджика, работающего на территории Казахстана, поздравил с его юбилеем Генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате Алексей Демин Оказывается, в России есть программа в сфере культуры под названием «Рожденные в СССР».  И мы, выросшие в единой стране, где переплетались все виды искусств разных народов и тем усиливались, несем интернациональный генотип в себе. Где бы не родились. Люди, вышедшие из этой страны -океана – они его капли. И в каждой из капель состав всей той смеси, какой был СССР со всеми прелестями и недостатками. Но состав этот силен и уникален. Так что действует в наших душах во всех, кто родился в коктейле народов.
Так получилось. Что в начале Наурыза мы все поздравили человека, у которого перевод названия праздника – «новый день» стал когда-то первым днем его жизни тоже. А праздник жизни длится и длится, давая возможности, друзей. О новом дне прочел стихи на таджикском языке Султан  Усманов своим красивым бархатным баритоном. Спасибо ему, что не пошел в хирурги как хотел. Все же эта деятельность в какой-то степени разрушительная. А профессия режиссера – созидать. И эта миссия для него оказалась выполнимой.

Категория: Новости Россотрудничества | Просмотров: 556 | Добавил: collegy | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 7:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru