Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Главная » 2019 » Сентябрь » 2 » Здравствуй, племя младое, незнакомое!
8:30 AM
Здравствуй, племя младое, незнакомое!

 

Молодежь в современном мире

Дорогие друзья, тема нашего «круглого стола» - молодежь в современном мире. Как известно, сегодняшний мир меняется, становится другим. И, конечно, молодежь теперь другая. Она отличается от своих родителей, бабушек и дедушек. Так построен мир.

Дети, как нынче говорят, испорчены Интернетом, Голливудом, компьютерными играми. Не читают книг, лучшего всего понимают не текст, а картинки. Даже старшеклассники попадают в ступор при вопросе: кем ты хочешь работать, какую профессию иметь? Поколение юных романтиков ушло в прошлое.

Кем станет, каким вырастет нынешнее «поколение гаджетов»? Это очень важно для всех нас. Недаром нынешний год в Казахстане объявлен Годом молодежи.

Об этом наш разговор. В работе «круглого стола» принимают участие работники и актеры ТЮЗа им. Н.Сац и наши активные зрители - студенты 2 курса факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби вместе со своим преподавателем Ларисой Павловной Нода.

Александр Красников, актер: «Перемен требуют наши сердца»

- «Перемен требуют наши сердца», - поется в песне Цоя, жутко популярной в конце 80-х годов прошлого века. И чрезвычайно актуальной сейчас. Только с небольшой текстуальной, но крайне важной ситуационной разницей. В отличие от молодежи конца прошлого века нынешнее поколение перемен не ждет, а само привносит их в свою жизнь, а значит и в нашу жизнь, жизнь всего общества. Это я вижу по своему сыну. Если раньше было общим местом упрекнуть его в чрезмерном использовании смартфона для бессмысленных игр, то сейчас на подобное замечание он присылает мне ссылки на те сайты, где он ищет интересующую его информацию. Признаюсь честно. Как гуманитарию, мне порой тяжело бывает понять даже смысл его умственных изысканий. Там и популярная механика, и астрофизика, и квантовая физика. Ребенку не хватает информации получаемой в школе и он черпает ее из интернета. И что, на мой взгляд, самое главное, пытается найти практическое применение полученным знаниям. И это я наблюдаю у многих мальчишек и девчонок. Кто-то учит языки, кто-то виртуально путешествует по миру, кто-то пользуется приложениями для физического развития. Это очень хорошо, что нехватку информации, практических умений сейчас можно пополнить очень быстро, не выходя из дома. Это дает необходимое преимущество в нынешнем, чрезвычайно динамично развивающемся мире, в конкурентной борьбе различных отраслей производства и оказания услуг.

Но ведь нехватка положительных эмоциональных переживаний, эстетического восприятия мира и окружающего общества тоже существует. И она не менее опасна, чем нехватка информации и практических навыков. И главная проблема в том, что актуальность конкретной необходимой информации ребенок в большинстве случаев может определить сам, а вот в культурно- эстетическом воспитании всегда необходим патрон, проводник, не позволяющий нахвататься пошлости и суррогатного искусства. В первую очередь это, конечно же, родители, опекуны и воспитатели. Но и помогать им должна очень мощная, профессиональная платформа. Кино, литература, музыка. И конечно же, театр, как особый вид искусства должен быть в авангарде эстетического воспитания молодежи. И мы не должны просто сидеть и ждать когда зритель придет к нам. Мы должны изучать, видеть, чувствовать все потребности и чаяния молодежи. Быть всегда в тесном контакте с детьми, искать какие-нибудь новые формы подачи пьес, вести их к понятию прекрасного настойчиво, но мягко. К примеру, сейчас мы готовим премьеру спектакля про Алдара Косе. Пьеса современная, «ультрапродвинутая», но о вечных и ценных для каждого человека вещах – дружбе, смелости и любви.

Наргиз Тураева, студентка 2-го курса факультета журналистики КазНУ: «Дружба, верность, принципиальность, честность».

- Дружба, верность, принципиальность, честность - нужны ли эти понятия сегодня? На дворе 21 век - век современности. Многое изменилось в плане восприятия, мышления и взгляда людей на жизнь, да и в целом на мир. То, что раньше считалось обязательным, сейчас является желаемым и не желаемым.

Возьмем четыре понятия: дружба, верность, принципиальность, честность. Если так подумать, они все между собой взаимосвязаны. Но сами понятия, конечно отличаются. Вот взять дружбу. Согласитесь, у всех понятие дружбы разное. Есть люди. верящие в дружбу, неважно между кем: мужчина и женщина, женщина с женщиной или мужчина с мужчиной. Для таких людей она существует во всех её проявлениях. А для кого-то дружбы не существует в принципе. Факторов влияющих на это может быть множество, а может быть всего лишь один. Детская травма, предательство со стороны друга, невзаимная Любовь и так далее. Но как бы там ни было, дружба она нужна сейчас, ведь каждому человеку, нужен другой человек просто для Поддержки: чтоб выслушал, помог в самой простой ситуации. Поэтому, несомненно, понятие дружбы ни в коем случае нельзя искоренять в нынешнее время.

Принципиальность. Может быть одновременно как положительной характеристикой человека, так и отрицательной. Это один из признаков, целеустремлённого и пытливого ума. Все мы, начиная со школьной скамьи, знаем, что принципиальный учитель - это тот, кто не разбрасывается оценками, а дарует знания. Это положительный момент принципиальности. Но, к сожалению, существует и отрицательный. Это те люди, которые вопреки бешеному темпу развития нынешнего времени и технологий, предпочитают те инструменты, которые не только мешают в работе, но и существенно уменьшают продуктивность.

Честность. Не будем лицемерами, тот человек, который будет кристально честным и будет говорить абсолютную правду, не только ничего не добьётся в этой жизни, но и лишится своих близких. При этом, никто не говорит сеять ложь, которая подобна саранче, пожирающей все живое. Честность - это тот свет, который есть в человеке. И каждый сам волен решать, запереть её словно зверя в клетку или дать выпорхнуть этой бабочке из кокон.

Дружба, верность, принципиальность, честность - это великие добродетели. И бесспорно, без этих понятий, мир бы стал жесток и ужасен.

Махсат Сахиулы, актер: «Надо оставаться человеком»

- 2019 год объявлен годом молодежи. Это очень даже чувствуется. В наших театрах, например, появилось много молодых режиссеров. Буквально вчера я встретился с одним своим коллегой. Он – мой ровесник, работает в Ауэзовском театре, ставит там спектакли. Молодой, перспективный режиссер. Еще один мой сокурсник работает в Петропавловском театре художественным руководителем. Много молодых преподавателей и в Академии искусств, и в колледже Академии искусств. Я недавно принимал участие в одном фильме, который снимал также молодой режиссер. Так что молодых у нас в стране стали действительно продвигать. Можно с уверенностью сказать, что год молодежи определенно чувствуется.

Да, некоторые молодые люди сегодня поддерживают какие-то определенные бренды, стараются модно одеваться. Я не могу здесь что-то сказать. Если есть деньги, почему бы и не одеться? Но при этом, конечно, надо оставаться человеком, помогать тем, кто нуждается. Если бы у меня были дополнительные финансы, то, помимо приобретения модной одежды для себя, я бы, конечно, постарался помочь и нуждающимся. Это один из важных законов жизни – помогать друг другу.

Что касается театра, наши спектакли, конечно же, должны учить подрастающее поколение только хорошему. Все наши спектакли должны быть о доброте. Мы обязаны говорить о том, что каждому из нас следует оставаться человеком. Как-то наш режиссер, Султан Алимжанович Усманов, спросил у меня: «Как ты думаешь, почему мы появляемся на этот свет?». Я серьезно задумался и пришел к мысли, что все люди друг для друга являются эдакими «ступеньками», чтобы помочь добраться до вершин. Здесь пригождаются даже советы. Ну а мы, актеры, помогаем людям, ставя спектакли. Допустим, играем какую-то историю, зрители смотрят ее, вспоминают свою жизнь и делают выводы…

Снежана Толкачева, студентка 2-го курса факультета журналистики КазНУ: «Молодежь сегодня и родители в молодые годы. В чем разница?»

- Последняя неделя лета. Я, как студентка, ездила почти каждый день в университет для того, чтобы собрать все документы для проживания в общежитии. И так как тема касается молодежи, я решила, что это неплохая возможность побыть среди большого количества молодых людей (первых- вторых курсов) и их родителей, понаблюдать, поспрашивать и сделать выводы.

Конечно, первое, что приходить на ум с фразой «разница между молодёжью и взрослыми людьми», - это умение молодых пользоваться смартфонами, различными программами и социальными сетями. Это, можно сказать, уже достаточно банальный ответ, и, мне кажется, не совсем верный. Сейчас многие взрослые и даже пожилые люди с легкостью регистрируются в «Контакте», ведут свои блоги и инстаграмм-странички. Даже появился новый тренд – так называемый «грэйнессанс». Можно привести в пример такую личность, допустим, Бэдди Винкл, которой уже за 80, однако ее инстаграм-страница насчитывает более трех миллионов подписчиков.

Когда я спросила бабушку, что, по её мнению, считается «разницей», она ответила: « восприятие мира и его событий».

Что касается университета, в первый же день, когда я сидела в очереди на медосмотр, ко мне подсел парень - уже первокурсник. Сначала я не знала о чем с ним говорить и нужно ли вообще, так как он задавал некорректные вопросы и пытался шутить, но после этого начал спрашивать про университет. Его зовут Дамир, он с Талгара, поступил на экономфак. Первым делом я спросила его, нравится ли ему его специальность, уверен ли он, что хочет связать жизнь с данной работой. Его ответ не показался мне удивительным - он просто пожал плечами. По его словам, он не знает, чего хочет и не уверен в своём выборе. В последнее время я стала замечать, что молодые люди, а именно студенты или ученики колледжей, ещё не до конца определились. У всех одна отговорка - ещё рано, нужно время. Если так посмотреть, в 17-18 лет решить, кем ты будешь работать и что делать на протяжении всей своей жизни не так просто, но. Есть больше «но». Наши родители, наши бабушки и дедушки решались и уже к этим годам знали точно, чего они хотят. Как говорит моя бабушка - не было времени думать. «Люди хватались за любую работу, не сидели дома, старались учиться быстро, лишь бы начать, скорее зарабатывать деньги и приносить их в семью». Сейчас же молодежь, конечно же, не вся, обобщать нельзя, ждет чего-то. Если же взрослые люди шли на учебу и при этом работали по этим же специальностям, то сейчас многие забрасывают университеты и меняют направление.

По дороге домой в такси со мной сидел мужчина лет сорока, по радио заиграли старые зарубежные песни, и он тут же начал подпевать. Вспомнил свою молодость, учебу и друзей. Сказал так: «В наших песнях есть смысл, хорошие слова и главное - воспоминания». Под словами «наши песни» он имел в виду песни тех лет. Затем, конечно же, между двумя взрослыми людьми пошёл разговор про молодёжь. Водитель говорил, что сейчас никто не придаёт значение словам в песнях, как он выразился « главное это вот эти биты у них и лишь бы попрыгать, да маты».

Как заметил мой друг, который преподает английский язык, сейчас молодежь стала намного грамотнее в плане самобезопасности: принятие наркотиков, курение, алкоголь. Молодежь стала понимать, что эти вредные и опасные вещи до хорошего не доведут. Сейчас все стали заниматься здоровым образом жизни. Также, что касается восприятия жизни, по его словам, молодежь поддерживает различные акции, например движение ЛГБТ, что не скажешь о взрослых людях. Стереотипное мышление уходит в прошлое»

Возможно, это все зависит от времени, на календарях уже девятнадцатый год, новое время и возможно сейчас люди приспособились жить именно так.

Но нельзя говорить, что молодёжь совсем не самостоятельная. У каждого есть голос, характер и никто не сидит просто так.

Мария Матрунина, студентка 2-го курса факультета журналистики КазНУ: «Надеть на себя маску и получить хороший опыт».

- Знаете ли вы, что социальные сети дают возможность людям надевать на себя маски, за которыми усердно прячут своё настоящее «Я»? Подросткам нравится создавать в Интернете страницу, где они указывают фальшивые данные о себе, тем самым создают новую личность. Они будто перерождаются, и в виртуальном мире показывают себя теми, кем хотели бы быть на самом деле или теми, кем никогда бы не стали.

Например, скромные и тихие девочки могут создать для себя страницу общительной девушки, которая рада новым знакомствам и разговорам до самого рассвета. Которая слушает необычную музыку и не боится осуждений со стороны, потому что она уверена в своём выборе. Если до появления Интернета люди писали рассказы и романы, в которых создавали другую версию себя, то теперь социальные сети дают эту возможность сыграть другую роль.. Когда никто не знает кто ты на самом деле, подросткам легче выговаривать своё мнение или выпускать агрессию наружу. Зачастую такая активность потом приносит лишь минусы, потому что подростки начинают ругаться в социальных сетях и переживать о произошедшем конфликте в реальной жизни. Это двойной стресс и никого наслаждения в последующем нет.

И я не исключение, потому что иногда мне хочется надеть на себя маску и пожить мгновениями жизни совершенно другого человека, почувствовать себя по-новому.

Решение это пришло мне в голову, когда я узнала о студенческом театре КазНУ . Ведь деятельность данного кружка позволяет студентам надевать на себя маску без создания фальшивых профилей в социальных сетях.

Когда мы с ребятами пишем сценарий, то продумываем каждого персонажа для себя и его особенности. Кто-то описывает богатую аристократку со скверным характером, потому что хочет узнать каково ею быть. Кто-то ученого, который никак не может совершить своё долгожданное открытие. Мы все представляем собой разные личности, и никто даже не думает осуждать кого-то за его выбор, потому что это театр и здесь возможно всё!

Например, я играла студентку, которая поступает на инженерно-технологический факультет. И я уже осознавала, что в реальной жизни далеко от этого, но в студенческом театре я близка к осуществлению мечты. Вдобавок, мой персонаж был со вспыльчивым характером, поэтому легко вступал в споры, да и сам создавал их на ровном месте. Я дискутировала на повышенном тоне с театралами и использовала сарказм в нужный момент. После игры я сняла маску и осознала, что горжусь своим спокойным характером и не получаю наслаждения от споров с друзьями. Для меня было важным уроком выступление в данной сценке. Если каждый будет участвовать в театральных постановках, то сможет надевать на себя маски, прочувствовать боль или счастье персонажа, а также показать героя зрителям, которые смогут сделать выводы после увиденного. Нельзя осуждать людей за то, что они иногда хотят на мгновение побыть своей противоположностью или идеалом. Многие сталкиваются с желанием надеть на себя маску, особенно молодежь, которая иногда не знает, что изменить в своей жизни. Поэтому театр является отличным выходом из ситуации, так как даёт шанс побыть другим человеком и вернутся в реальность, чтобы стать тем, кем ты хочешь!

Людмила Мананникова, зав.литературно-драматической частью ТЮЗа.

- Согласна, сейчас, например, если у тебя нет своего аккаунта в соцсетях, значит, по мнению некоторых юношей и девушек, ты вообще не существуешь. Мало того, ребята в соцсетях придумывают себе образы, стараются представить себя совсем не такими, какие они есть на самом деле, как говорит Мария. Сегодня стало важно казаться, а не быть… Как-то по российскому телевидению я видела передачу о юноше, который так хотел походить на известного модельера, что делал себе пластические операции. В конце концов, что-то произошло, и он умер. Ну разве это высокая цель в жизни – походить на модельера?

С другой стороны, мы видим и хорошие примеры. Обратите внимание, в нашем алматинском транспорте, как правило, молодежь всегда уступает место людям, старшим по возрасту. Ребята вскакивают мгновенно. Иногда даже неудобно становится: могу и постоять, неужели так плохо выгляжу?

Конечно, многое зависит о того, какие взрослые окружают юного человека – дома, в школе, на работе, в вузе. Чему учат? Особенная роль сегодня отводится школьному учителю. Впрочем, как известно, учитель всегда важнейшая профессия.

Сегодня, например, увы, искажаются события Великой Отечественной войны. Не всегда ребята могут сегодня сказать, кто такие Валя Котик, Володя Дубинин, Ульяна Громова... Имена, которые наше поколение в детстве знало наизусть. Но в школе № 32 г. Алматы, например, пять лет существует Музей боевой и трудовой славы, руководит которым учитель истории З.Ш. Бердигожина. Очень серьезная работа по воспитанию памяти о войне проводится в лицее № 134, большой вклад в нее вносит библиотекарь лицея Р.А. Муменбаева. Конечно, уж этих ребят не собьешь с толку рассказами о том, что победили в войне американцы, французы или англичане. Они твердо знают: победили советские воины, среди которых были русские и казахи, украинцы и белорусы, татары и таджики – все народы нашей когда-то большой многонациональной страны.

Большую роль, конечно, в нашей жизни, в жизни ребят играет театр. С рождением кинематографа ему предрекали скорую смерть, но как мы видим, прошло уже больше века, а театр живет и процветает, его заменить ничем нельзя. Ведь это живое общение. На протяжении существования нашего Театра для детей и юношества в нем шли потрясающие спектакли, рассказывающие о школьниках, поднимающие очень важные для ребят проблемы. Особенно яркими бы и спектакли «Аттестат зрелости» в начале 50-х годов и «Они и мы» в середине 60-х: они буквально перевернули жизнь старшеклассников города. Я хорошо помню спектакль «Они и мы» - как раз в это время училась в школе. Мы активно обсуждали спектакль, участвовали в диспутах «Кто, если не ты, и когда если не теперь?» Помню, как во время этого спектакля мы, зрители, принимали участие в комсомольском собрании и актеры сидели среди нас.

В последние годы в театре тоже шли замечательные спектакли для молодежи «Алые паруса», «Тряпичная кукла», «Волшебная флейта», «Нам нужна одна Победа», «Есть в памяти мгновения войны…» и многие, многие другие.

Конечно, после просмотра школьниками спектакля – я не перестаю это повторять – надо обсудить спектакль в школе, учителю поговорить о нем с ребятами – актеры ТЮЗа всегда с удовольствием придут на такую встречу. Желательно написать сочинения. В Госархиве я видела большую пачку сочинений школьников конца сороковых, посвященных спектаклю «Аттестат зрелости».

Л.П.Нода, ст. преподаватель журфака КазНУ имени аль-Фараби, лауреат Международного Пушкинского конкурса, лауреат премии Союза журналистов Казахстана, художественный руководитель театра КазНУ «Эйдос»: «Не ворчать, а направлять!»

- Я всю жизнь работаю со студентами и школьниками и с уверенностью могу сказать: хорошие у нас детки. Умные. Талантливые. Читающие. Здравомыслящие. Всё схватывающие на лету. Они бойки на язык и принципиальны. И все это не самые худшие качества. Они пишут: с какими папками собственных публикаций в СМИ приходят поступать на журфак! Они рисуют, поют, снимают видосы.

Преувеличиваю? Нисколько. Зайдите в любую аудиторию журфака – да там все такие. Они знают, чего хотят. Они работают в редакциях, агентствах, на сайтах, пишут заметки, фотографируют, снимают сюжеты. Они сдают на четвертом курсе IELTS - это ли не показатель того, что ребенок четко знает свою цель и уверенно идет к ней? Для меня это показатель взрослости, зрелости.

Студенты сами пишут сценарии, играют в театре. Каждый год в нашем студенческом театре «Эйдос» КазНУ имени аль-Фараби – две-три премьеры, год на год не приходится. Да и театр не так прост, как может показаться на первый взгляд. Как и везде, у нас есть лидеры и исполнители, те, кто задает тон и те, кто «пришел просто посмотреть». А это манящее – главная роль!..

Что мне нравится - репетируют и без меня, потому что понимают всю ту ответственность, что ложится на них. Сами десятки раз отрабатывают сценки. Предлагают идеи и делают всё с выдумкой. Простите, но иных приходится успокаивать, затыкать тот бьющий из них фонтан идей.

Критиковать – много ума не надо. Ворчать на молодежь – самое последнее дело. Ведь придраться можно ко всему. Эрудиции не хватает? Не читают? Ничего не хотят? Дерзкие они? Как лечить? Только любовью.

А ты, педагог, направь, предложи конкурс, обрати внимание на способности человечка – что у него лучше получается, к чему у него душа лежит. Вдохнови. Словом, личным примером. Вот и загорится в юной душе огонек, глазки заблестят. Вот так и начнет студент активничать – да так, что не остановишь. Предложи прочитать и проанализировать рассказ, повесть, книгу, дерзость обрати в смелость действия, в смелость творчества. Не просто что-то написать, сфотографировать, но и отправить на конкурс. Вот крылышки-то и вырастут.

Написать сценарий пьесы, например. Ой, а я смогу? Конечно, человек может всё! Так и родились наши «Ох уж эти ловеласы!», сценарий которых настрочили за несколько недель сами студенты. Под моим чутким руководством, естественно. Много лет подряд играли разным составом.

Выступление выступлению рознь, где-то лучше, где-то хуже. Но я стремлюсь воспитать у студентов самое главное – уверенность в себе, творческую жилку и ответственность. За дело, за партнеров по сцене, за товарищей, за коллектив. Именно то, что и делает человека настоящей творческой личностью.

Евгений Дубовик, засл. деятель Казахстана: «Каждое поколение уникально по своему»

- Во все времена взрослые твердили: «Эх, молодёжь нынче не та… Вот в наше время…» Это конечно не значит, что молодое поколение становится хуже, лично я убеждён - это не так. Вернее другое – каждое новое поколение уникально по своему, и почти всегда, в силу юношеского максимализма, вступает в конфликт со взрослой жизнью. Складывается уникальная ситуация – общество твердит о демографическом кризисе и призывает побольше рожать детей. Но обеспечить детей всем необходимым становится всё труднее. Проблемы с жильём, с получением образования, с трудоустройством – всё это настраивает современную молодёжь на циничный лад. И задача всех времён и народов - это обеспечить стабильно комфортный переход во взрослую жизнь, стимулировать молодёжь на учебу и создание семей, на созидание и прогресс.

В нашей стране на всех уровнях прикладывается не мало усилий для достижения этих позитивных задач. И я убеждён, что в будущем не встанут заводы, не закроются школы, не перестанут летать самолёты и ракеты – жизнь будет и дальше бушевать на нашей планете Земля. Но это не значит, что всё нужно пускать на самотёк. Просто каждый Взрослый - каждый социально активный человек в своей профессиональной сфере, в своей семье, должен приложить к этому усилия. Воспитать и обеспечить своих детей, подготовить смену на своём рабочем месте.

Мы, работники театра, должны создавать спектакли, которые будут интересны молодёжи. Театр - это зрелище и прежде всего спектакли должны быть интересны и только потом нравоучительны…. А ещё, сейчас планируется восстановление института бесплатных кружков для детей, дотируемых государством. Я считаю, это будет огромный вклад в становление жизненных устоев молодого поколения.

Говорить на эту тему, понятно, можно еще много, но таков наш век. Лет через десять нынешнее поколение станет взрослым и начнет переделывать мир. Каким он будет? Время покажет.

Думаю, если с ребятами с самого детского возраста рядом будут умные, все понимающие, мудрые взрослые, если они будут смотреть умные спектакли и фильмы, читать хорошие книги, все будет в порядке.

Ну а нам остается вслед за Пушкиным воскликнуть «Здравствуй, племя, младое незнакомое!»

 

Заседание «круглого стола» вела Людмила Мананникова.

 

 

 

Категория: ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы | Просмотров: 473 | Добавил: collegy | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Новости Казахстан [1793] Новости Россия [389] Портрет учителя [11] Новости сайта [76]
Наш календарь [45] Новости Планета [382] Хочу все знать [198]
Для любознательных учителей
Гранты и конкурсы [112]
Гранты и конкурсы
Новости Россотрудничества [151] ТЮЗ им. Н.Сац г.Алматы [30] Новости факультета журналистики КазНУ им. аль-Фараби [3] 75 лет Великой Победе [6]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru