Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Английский клуб » Раннее обучение английскому языку

Основные принципы организации контроля
 Елена Астапова

   В начальной школе важная роль отводится контролю как средству, позволяющему судить о достижении промежуточных и конечных целей обучения, корректировать содержание и методы обу­чения в случае рассогласования сформулированных целей и достигнутых результатов, поддерживать должный уровень мотивационной готовности млад­ших школьников к овладению предметом их учеб­ной деятельности. Учет воспитательно-стимулирую­щей функции контроля особенно важен для началь­ной школы, поскольку именно здесь закладывается мотивационная база последующего успешного обу­чения. Контроль за ходом и результатами обучения должен отвечать ряду условий его эффективности.

1. Поскольку речевая способность, или компетен­ция, имеет несколько уровней организации, то  объекты контроля также должны быть разноуровне­выми. В частности в качестве таковых должны выступать как речевые умения, аудирования, говоре­ния, чтения и письма, так и лежащие в их основе речевые навыки: произносительные, лексические и грамматические, а также технические  навыки чтения и письма. При этом контроль на уровне умений выполняет, в первую очередь, оценочную функцию, контроль на уровне навыков - диагностическую функцию, связанную с выявлением причин затруд­нений учащихся в их попытках пользоваться изу­чаемым языком: оба вида контроля важны в каче­стве стимуляторов коммуникативно-познавательной активности учащихся. Контроль на уровне навыков может проводиться по итогам работы за полугодие или за год.

2. Основное условие эффективности контроля за­ключается в его адекватности проверяемой деятель­ности или какой-либо ее стороне. Так, при контроле устно-речевых умений важны такие критерии, как экспромтность и самостоятельность в отборе и ком­бинировании языковых средств выражения мыслей и чувств, которые определяют характер используе­мых средств, приемов и организационных форм кон­троля. Например, для того, чтобы направить детей по пути самостоятельности в формулировании ре­чевых реакций, используется такое средство, как варьирование контрольных заданий. В качестве га­рантии того, что учащиеся не будут воспроизводить один из заученных ими опорных диалогов с заранее расписанными репликами, контроль умений в диа­логической речи целесообразно осуществлять не в режиме «ученик - ученик», который способствует этому, а в режиме «учитель – ученик»,  при том, что учитель вправе выступать не только от лица подходящего для этого случая персонажа.

При использовании такой организационной фор­мы контроля одновременно устраняется вполне ре­альная опасность того, что один из членов пары мо­жет негативно повлиять на оценку успехов другого.

3. Основное назначение рациональной методики контроля заключается в ее способности отличить бо­лее подготовленных учащихся от менее подготовлен­ных в том, что касается эффективности пользования языком как средством общения в пределах, обеспе­чиваемых учебным процессом. В этой связи важна такая система оценивания учебных успехов млад­ших школьников, которая бы исходила не из огруб­ленных и не всегда этически приемлемых дифферен­цировок типа «отлично» - «хорошо» - «удовлетво­рительно» - «неудовлетворительно», а из того, что контроль должен фиксировать каждый маленький шаг в продвижении обучаемого от незнания к зна­нию и оценивать такое продвижение как безусловно положительный факт. Для достижения этой цели требуется многобалльная (в идеале - 100-балльная) система оценивания по типу суммирования баллов за все отдельные задания, которая бы обеспечивала должную дифференциацию результатов и условия для состязательности детей.

4. Важным условием эффективности контроля является доброжелательная атмосфера на всех этапах его организации, с одной стороны, и обеспечение равных возможностей для всех испытуемых.

Следует исходить из характера естественной речевой коммуникации, моделируемой на этапе контроля: она про­текает в условиях, при которых каждый участник может полагаться лишь на то, что он сам знает, умеет понять и выразить.

5. Одно из важных условий эффективности кон­троля заключается в его надежности, под которой понимается не случайный, а закономерный харак­тер получаемых результатов, их стабильность и воспроизводимость, их независимость от личности проверяющего.

6. Немаловажным условием эффективности используемой методики контроля является ее практичность. Это то условие, которое позволяет учителю оперативно пользоваться ею в рамках обычного учебного процесса, не привлекая при этом дополнительные силы и специальное оборудование (например, магнитофон для записи и последующего анализа устных ответов учащихся), оценивая устно-речевые реакции учащихся по ходу проведения зачетного собеседования, максимально сокращая время на организацию контроля и обработку резуль­татов.

Сформулированному выше набору требований к рациональной методике контроля в наибольшей сте­пени отвечает контроль тестового типа, кото­рый должен применяться повсюду, где это возмож­но и целесообразно с учетом специфики детей млад­шего школьного возраста.

Таковая специфика связана, во-первых, с приме­нением игровых приемов контроля или же приемов, включающих в себя тот или иной игровой компо­нент, в тех случаях, где это предусмотрено методи­кой обучения. В любом случае выполнению каждого контрольного задания должна предшествовать его естественная (для учащихся данного возраста) мотивировка, которая переходит в инструкцию по его выполнению. Во-вторых, это использование  преимущественно устных форм работы с кон­трольными заданиями во 2-3 классах с упором на такие элементарные неречевые действия, как подчеркивание букв, символов, слов и т. п., отбор нужного рисунка из серии предложенных.  В-третьих, это учет некоторых особенностей психи­ческого и речевого развития младших школьников, таких, например, как ограниченный объем их опе­ративной памяти, преобладание диалогической речи над монологической, наглядно-действенных компо­нентов мышления над словесно-логическими, что должно соответствующим образом отражаться на организации контроля. В частности при форму­лировании заданий для учащихся по устной монологической речи должна быть обеспечена максималь­ная опора на средства предметной или изобразитель­ной наглядности, на заданный тем или иным спосо­бом, например, с помощью серии связных вопросов, план монологического высказывания. В-четвертых, это вопрос об открытом или закрытом, т. е. осозна­ваемом или неосознаваемом характере контроля: по отношению к второклассникам он должен носить закрытый характер, при котором вся работа проводится так, как это обычно принято на уроке, а учитель или присутствующий в классе «ассистент» незаметно для учащихся фиксирует их контрольные реакции; начиная с 4 класса контроль должен приобретать все более внешне выраженный, открытый характер.

Категория: Раннее обучение английскому языку | Добавил: collegy (2009-06-10)
Просмотров: 1563 | Теги: Елена Астапова. Раннее обучение анг | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 4:57 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Английский для ленивых, но любознательных [15]
Методика Индиры Зариповой
Раннее обучение английскому языку [43]
Разработка Елены Астаповой. Восточный Казахстан.
Поликультурное образование [49]
Статьи Ануш Бондаревой. Алма-Ата
Учимся с интересом [86]
Игры, стихи, сказки, пословицы, поговорки

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru