Главная » Статьи » Английский клуб » Раннее обучение английскому языку |
Елена Астапова
В начальной школе важная роль отводится контролю как средству, позволяющему судить о достижении промежуточных и конечных целей обучения, корректировать содержание и методы обучения в случае рассогласования сформулированных целей и достигнутых результатов, поддерживать должный уровень мотивационной готовности младших школьников к овладению предметом их учебной деятельности. Учет воспитательно-стимулирующей функции контроля особенно важен для начальной школы, поскольку именно здесь закладывается мотивационная база последующего успешного обучения. Контроль за ходом и результатами обучения должен отвечать ряду условий его эффективности. 1. Поскольку речевая способность, или компетенция, имеет несколько уровней организации, то объекты контроля также должны быть разноуровневыми. В частности в качестве таковых должны выступать как речевые умения, аудирования, говорения, чтения и письма, так и лежащие в их основе речевые навыки: произносительные, лексические и грамматические, а также технические навыки чтения и письма. При этом контроль на уровне умений выполняет, в первую очередь, оценочную функцию, контроль на уровне навыков - диагностическую функцию, связанную с выявлением причин затруднений учащихся в их попытках пользоваться изучаемым языком: оба вида контроля важны в качестве стимуляторов коммуникативно-познавательной активности учащихся. Контроль на уровне навыков может проводиться по итогам работы за полугодие или за год. 2. Основное условие эффективности контроля заключается в его адекватности проверяемой деятельности или какой-либо ее стороне. Так, при контроле устно-речевых умений важны такие критерии, как экспромтность и самостоятельность в отборе и комбинировании языковых средств выражения мыслей и чувств, которые определяют характер используемых средств, приемов и организационных форм контроля. Например, для того, чтобы направить детей по пути самостоятельности в формулировании речевых реакций, используется такое средство, как варьирование контрольных заданий. В качестве гарантии того, что учащиеся не будут воспроизводить один из заученных ими опорных диалогов с заранее расписанными репликами, контроль умений в диалогической речи целесообразно осуществлять не в режиме «ученик - ученик», который способствует этому, а в режиме «учитель – ученик», при том, что учитель вправе выступать не только от лица подходящего для этого случая персонажа. При использовании такой организационной формы контроля одновременно устраняется вполне реальная опасность того, что один из членов пары может негативно повлиять на оценку успехов другого. 3. Основное назначение рациональной методики контроля заключается в ее способности отличить более подготовленных учащихся от менее подготовленных в том, что касается эффективности пользования языком как средством общения в пределах, обеспечиваемых учебным процессом. В этой связи важна такая система оценивания учебных успехов младших школьников, которая бы исходила не из огрубленных и не всегда этически приемлемых дифференцировок типа «отлично» - «хорошо» - «удовлетворительно» - «неудовлетворительно», а из того, что контроль должен фиксировать каждый маленький шаг в продвижении обучаемого от незнания к знанию и оценивать такое продвижение как безусловно положительный факт. Для достижения этой цели требуется многобалльная (в идеале - 100-балльная) система оценивания по типу суммирования баллов за все отдельные задания, которая бы обеспечивала должную дифференциацию результатов и условия для состязательности детей. 4. Важным условием эффективности контроля является доброжелательная атмосфера на всех этапах его организации, с одной стороны, и обеспечение равных возможностей для всех испытуемых. Следует исходить из характера естественной речевой коммуникации, моделируемой на этапе контроля: она протекает в условиях, при которых каждый участник может полагаться лишь на то, что он сам знает, умеет понять и выразить. 5. Одно из важных условий эффективности контроля заключается в его надежности, под которой понимается не случайный, а закономерный характер получаемых результатов, их стабильность и воспроизводимость, их независимость от личности проверяющего. 6. Немаловажным условием эффективности используемой методики контроля является ее практичность. Это то условие, которое позволяет учителю оперативно пользоваться ею в рамках обычного учебного процесса, не привлекая при этом дополнительные силы и специальное оборудование (например, магнитофон для записи и последующего анализа устных ответов учащихся), оценивая устно-речевые реакции учащихся по ходу проведения зачетного собеседования, максимально сокращая время на организацию контроля и обработку результатов. Сформулированному выше набору требований к рациональной методике контроля в наибольшей степени отвечает контроль тестового типа, который должен применяться повсюду, где это возможно и целесообразно с учетом специфики детей младшего школьного возраста. Таковая специфика связана, во-первых, с применением игровых приемов контроля или же приемов, включающих в себя тот или иной игровой компонент, в тех случаях, где это предусмотрено методикой обучения. В любом случае выполнению каждого контрольного задания должна предшествовать его естественная (для учащихся данного возраста) мотивировка, которая переходит в инструкцию по его выполнению. Во-вторых, это использование преимущественно устных форм работы с контрольными заданиями во 2-3 классах с упором на такие элементарные неречевые действия, как подчеркивание букв, символов, слов и т. п., отбор нужного рисунка из серии предложенных. В-третьих, это учет некоторых особенностей психического и речевого развития младших школьников, таких, например, как ограниченный объем их оперативной памяти, преобладание диалогической речи над монологической, наглядно-действенных компонентов мышления над словесно-логическими, что должно соответствующим образом отражаться на организации контроля. В частности при формулировании заданий для учащихся по устной монологической речи должна быть обеспечена максимальная опора на средства предметной или изобразительной наглядности, на заданный тем или иным способом, например, с помощью серии связных вопросов, план монологического высказывания. В-четвертых, это вопрос об открытом или закрытом, т. е. осознаваемом или неосознаваемом характере контроля: по отношению к второклассникам он должен носить закрытый характер, при котором вся работа проводится так, как это обычно принято на уроке, а учитель или присутствующий в классе «ассистент» незаметно для учащихся фиксирует их контрольные реакции; начиная с 4 класса контроль должен приобретать все более внешне выраженный, открытый характер. | |
Просмотров: 1563 | | |
Форма входа |
---|
Категории раздела | ||||
---|---|---|---|---|
|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|